Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа
Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Рассмотреть понятие творческого воображения;
• Охарактеризовать функции творческого воображения;
• Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
• Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………. 3 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения
старших дошкольников в процессе работы с русской народной сказкой…5
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения…………………………………………………….10
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………. 32
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39
Выводы по II главе…………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………46
Министерство образования и науки РФ
Омский государственный педагогический университет
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра педагогики и психологии детства
Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа бакалавра
Выполнил студент
………………………………
Кандидат педагогических наук, доцент
……………………………… (подпись)
Оценка………………………
Омск – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
старших дошкольников в
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения……………………………
1.3 Особенности творческого воображения
у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе…………………………………………………………..
..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста…
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………
Выводы по II главе…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Тема развития творческого воображения детей, как отмечает в своих работах О.М. Дьяченко, актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения[11, с.21].
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.
Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей, как пишет А.И. Захаров, представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет использование русской народной волшебной сказки[11, c.24].
Воображение и фантазия, по мнению В.М. Николаенко, – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции[25, с.21]. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходимо использование русской народной волшебной сказки.
Объект исследования – развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование русской народной волшебной сказки, как средства развития творческого воображения.
Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
Гипотеза: мы предполагаем, что русская народная волшебная сказка является средством развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Структура
исследования: курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка из 39 источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ
1.1 Понятие творческого воображения
Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, как пишет О.М. Дьяченко, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний[13, с.107].
Обратимся к определениям, которые имеются в литературе, Л.С.Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же формах отдельных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений, и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существующий образ, составляет, как известно, саму основу этой деятельности, которую мы называем воображением[13, с.108].
«Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - это отлёт от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»[30, с.351].
По мнению Е.И.Игнатьева, «Основной признак воображения, в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего новое представление»[22, с.157].
Подобное можно прочесть и в «Философской энциклопедии», где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мыслительных операций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности[14, с.76].
Большим препятствием является то, что до сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических структур оно связано.
Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.
Воображение является, как отмечает А.Э. Симановский, основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны)[11, с.260-261].
Как пишет в своих работах Г.Р. Натадзе, « воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им»[21, с.349].
По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира[11, с.268-270].
Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.
Благодаря воображению, как отмечает В.М. Николаенко, человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «homosapiens», уже достаточно хорошо известно. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее[25, с. 65].
Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нём наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В.Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве.… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»[15, с.34].
Д.Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение - это способность вызывать образы. Человек начисто лишенный этой способности, был бы тупицей.»
Обладая богатым воображением, как замечает Е.И. Игнатьев, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях[14, с.35].
Воображение человека выражается:
1) в построении
образа средств и конечного
результата предметной
2) в создании
программы поведения, когда
3) в продуцировании
образов, которые не
4) в создании
образов, соответствующих
Важнейшее назначение воображения, как пишет С. Степанов, в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны.
Следовательно,
воображение ориентирует
Как отмечает С.А.Рубинштейн, воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности[30, с.358]. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений. Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны.