Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Рассмотреть понятие творческого воображения;
• Охарактеризовать функции творческого воображения;
• Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
• Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения
старших дошкольников в процессе работы с русской народной сказкой…5
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения…………………………………………………….10
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………. 32
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39
Выводы по II главе…………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по воображению(только чтение).docx

— 104.96 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки РФ

Омский государственный  педагогический университет

 

Факультет педагогики и  психологии детства

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

 

Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

 

Курсовая  работа бакалавра

 

 

           Выполнил студент

                                                     21 группы

                                                     Панасюк Светлана Викторовна

                    ………………………………

                                                                      (подпись)

 

                                                                      Научный руководитель

                    Кандидат педагогических наук, доцент

                                                                      Гришкова Галина Николаевна

………………………………              (подпись)

      

                   Оценка………………………

 

Омск – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 3                                                                                                                 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения

 старших дошкольников в процессе  работы с русской народной  сказкой…5               

1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5                                                           

1.2 Функции воображения…………………………………………………….10                                                                                          

1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18

1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23

Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29                                            

Глава II Организация работы по развитию творческого воображения

при работе над русской народной  волшебной сказки……………………..32                                     

2.1 Методы и приёмы  использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей

старшего дошкольного возраста…………………………………………….  32                                                                       

2.2 Конспект занятия для детей  старшего дошкольного возраста 

«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39

Выводы по II главе…………………………………………………………….42                                                                                                  

Заключение…………………………………………………………………….43           Список использованной литературы…………………………………………46                                                                                                                    

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования

Тема  развития творческого воображения  детей, как отмечает в своих работах О.М. Дьяченко, актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения[11, с.21].

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.

Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение  выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и  является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность  учебно-воспитательной деятельности в  ДОУ.

Творческое  воображение детей, как пишет А.И. Захаров, представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет использование русской народной волшебной сказки[11, c.24].

Воображение и фантазия, по мнению В.М. Николаенко, – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции[25, с.21]. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходимо использование русской народной волшебной сказки.

Объект  исследования – развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование русской народной волшебной сказки, как средства развития творческого воображения.

Цель  исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

  • Изучить литературу по теме исследования;
  • Рассмотреть понятие творческого воображения;
  • Охарактеризовать функции творческого воображения;
  • Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
  • Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что русская народная волшебная сказка является средством развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Структура исследования: курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 39 источников.                                            

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ

1.1 Понятие творческого  воображения

Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим  явлениям в древности, как пишет О.М. Дьяченко, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний[13, с.107].

Обратимся к определениям, которые имеются в литературе, Л.С.Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же формах отдельных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений, и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существующий образ, составляет, как известно, саму основу этой деятельности, которую мы называем воображением[13, с.108].

 «Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - это отлёт от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»[30, с.351].

По мнению Е.И.Игнатьева, «Основной признак воображения, в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего новое представление»[22, с.157].

Подобное  можно прочесть и в «Философской энциклопедии», где воображение  определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений  и мыслительных операций, никогда  в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности[14, с.76].

Большим препятствием является то, что до сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических структур оно связано.

Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.

Воображение является, как отмечает А.Э. Симановский, основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны)[11, с.260-261].

Как пишет  в своих работах Г.Р. Натадзе, « воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им»[21, с.349].

По И. Канту и Хайдеггеру воображение  выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира[11, с.268-270].

Очень много  известно о том, какое значение воображение  имеет в жизни человека, как  оно влияет на его психические  процессы и состояния и даже на организм.

Благодаря воображению, как отмечает В.М. Николаенко, человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «homosapiens», уже достаточно хорошо известно. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее[25, с. 65].

Воображение – одна из фундаментальных характеристик  человека. В нём наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В.Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит  к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без  неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве.… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»[15, с.34].

Д.Дидро  восклицал: «Воображение! Без этого  качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение -  это способность вызывать образы. Человек начисто лишенный этой способности, был бы тупицей.»

Обладая богатым воображением, как замечает Е.И. Игнатьев, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях[14, с.35].

Воображение человека выражается:

1) в построении  образа средств и конечного  результата предметной деятельности;

2) в создании  программы поведения, когда проблемная  ситуация характеризуется неопределенностью;

3) в продуцировании  образов, которые не программируют,  а заменяют, симулируют действительность;

4) в создании  образов, соответствующих описанию  объекта. Имеет аналитико-синтетический  характер, как и другие психические  процессы (мышление, память, восприятие)[14, с.35].

Важнейшее назначение воображения, как пишет С. Степанов, в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны.

Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает  психическую модель конечного или  промежуточного продуктов труда, что  и способствует их предметному воплощению.

Как отмечает С.А.Рубинштейн, воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности[30, с.358]. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений. Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны.

Информация о работе Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста