Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа
Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Рассмотреть понятие творческого воображения;
• Охарактеризовать функции творческого воображения;
• Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
• Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………. 3 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения
старших дошкольников в процессе работы с русской народной сказкой…5
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения…………………………………………………….10
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………. 32
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39
Выводы по II главе…………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………46
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг.
Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности.
Внутри
человека, в его мышлении, они
подверглись сложной
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения[20, с.270].
После рассмотрения
функций воображения пришли к
выводу, что необходимо рассмотреть
особенности творческого
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Ряд ученых И.Шабо, М.Шапиро, Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Запорожец А.В., исследовали особенности творческого воображения и выявили, что творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
В
дошкольном возрасте имеются
широкие возможности для
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение[25, с.135]. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Основные этапы развития воображения.
Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей.
- Первый
этап в развитии воображения
можно отнести к 2,5-3 годам. В
этом
возрасте происходит разделение воображения
на познавательное и
аффективное. Познавательное воображение
обнаруживается в тех ситуациях,
когда ребёнок с помощью игрушек (кукол)
разыгрывает некоторые знакомые
ему действия и их возможные варианты.
Аффективное воображение проявляется
при проигрывании ребёнком своего переживания.
В этом случае на разном материале дети
представляют моменты, связанные в основном
с переживанием страха: угроза, прятание,
избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга,
волк подстерегают непослушных детей
и забирают или не забирают их).
В случае
угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую
ситуацию, которая
снимает эту угрозу. В ней он получает
позитивный материал для поддержания
образа «я» в тех случаях, когда он не может
согласовать образ «я» с
требованиями реальности.
- Второй
этап в развитии воображения
– возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен
на
освоение норм, прежде всего социальных,
а также правил и образцов
деятельности. Уровень творческого воображения
в этом возрасте снижается.
У здоровых детей снижается частота возникновения
устойчивых страхов и
обычно аффективное воображение здорового
ребёнка возникает в связи с
переживанием им реальной травмы. Познавательное
воображение ребёнка
связано с бурным развитием в этом возрасте
ролевой игры, рисования,
конструирования. Оно носит воспроизводящий
характер, так как ребёнок
нацелен на следование образцам. Особенности
использования образа при
порождении идеи продуктов воображения
состоят в том, что образ строится
путём использования действий «опредмечивания»,
но затем уже дополняется
разнообразными деталями. К 4-5 годам в
процесс воображения включается
специфическое планирование, которое
можно назвать ступенчатым. Ребёнок
планирует один шаг своих действий, выполняет
их, видит результат и затем
планирует следующий шаг. Возможность
ступенчатого планирования приводит
детей к возможности направленного словесного
творчества, когда ребёнок
сочиняет сказку, нанизывая события одно
за другим.
- Третий этап в развитии воображения –
возраст 6-7 лет. Аффективное
воображение ребёнка направлено на изживание
полученных психотравмирующих воздействий
путём их многократного варьирования
в игре, рисовании и других творческих
видах деятельности.
Именно в этом возрасте начинают обычно
существовать выдуманные миры с
воображаемыми друзьями и врагами. Творчество
ребёнка часто носит
проективный характер, символизирует
устойчивые переживания. Познавательное
воображение претерпевает качественные
изменения. В своих произведениях дети
не просто передают переработанные впечатления,
но и начинают направленно искать приёмы
для этой передачи. Возможность выбора
таких приёмов проявляется не только в
подборе адекватных приёмов реализации
продуктов воображения, передачи идеи,
но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный
образ начинает строиться способом «включение»:
он по-прежнему создаётся на основе отдельного
элемента действительности, но этот элемент
начинает занимать не центральное, а второстепенное
место, становится отдельной деталью образа
воображения. Здесь впервые проявляются
целостное
планирование: ребёнок может уже до начала
действий построить план их
выполнения и последовательно реализовывать
его, нередко корректируя по ходу выполнения,
но без специального руководства развитие
воображения может иметь неблагоприятные
прогнозы. Аффективное воображение без
достаточного, обычно стихийно возникающего
изживания травм может приводить к патологическим,
застойным переживаниям или вести ребёнка
к полной аутизации, к созданию замещающей
воображаемой жизни, а нереальных творческих
продуктов. Познавательное воображение
имеет тенденцию к постепенному угасанию,
так как его функционирование, как отмечает
А.В.Петровский, связано с теми ситуациями,
неопределённость которых весьма велика.
При правильном педагогическом руководстве
аффективные и
познавательные тенденции могут сливаться
и воплощаться в реальных
творческих продуктах. Поддержка и гибкая
оценка продуктов воображения
ребёнка задают направленность на социально
значимую самореализацию и
открывают позитивные возможности для
развития полноценной творческой
деятельности.
О.М.Дьяченко
в статье «Пути активизации воображения
дошкольников»
выделила в процессе функционирования
воображения дошкольника 2 основных
этапа:
Процесс
порождения идеи как симультанный процесс
преобразования
информации связан, прежде всего, с переструктурированием
образов. План может быть представлен
как цепочка образов, моделирующая основное
содержание.
После
рассмотрения особенностей творческого
воображения пришли к выводу о необходимости
рассмотреть роль русской народной волшебной
сказки на развитие творческого воображения
детей старшего дошкольного возраста.
1.4
Роль сказки в развитии
До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся это свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служит для ребёнка первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты: А.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сокин, А.М. Шахнорович, Л.Б. Фесюкова, О.М. Дьяченко и другие.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является русская народная волшебная сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.
Сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения; развитой наблюдательности; чувств образного слова; понимания внутренних психологических мотивов поведения героев. Творческое воображение развивается в результате широкого знакомства со сказками, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьёзная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребёнка к литературе.
Большое внимание уделял этой работе В.А.Сухомлинский. Он подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, его высший этап - инсценирование».
Таким образом, сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития новой формы психического деятельности - творческого воображения. Здесь создаются как бы переходные формы от реального действия с предметом к размышлению о нем. Когда ребёнок начинает овладевать этой новой деятельностью, перед его познанием открываются новые возможности. Даже там где взрослый иногда затрудняется определить границы вымысла, ребёнок – дошкольник часто высказывает определённые оценки, обнаруживая при этом реалистический подход. Влияние сказок на развитие творческого воображения, заключается в том, что оно приводит не только к приобретению отдельных знаний и умений, не только к формированию отдельных психических процессов, но и к изменению отношения ребёнка к действительности, оказывает влияние на возникновение у него новых, более высоких мотивов деятельности.
Сказка – один из наиболее популярных и любимых жанров в литературе всех народов мира. Русская народная волшебная сказка не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа её создавшего.
Русские народные волшебные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - "воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою".
Русская народная волшебная сказка существует повсюду: в языке, наполненном мудростью фразеологических сказочных оборотов; в мышлении, ориентированном на преобладание магического над реалистическим; в праздниках, каждый из которых можно сравнить с пиром на весь мир; в одежде, которая зимой каждого из нас делает Дедом Морозом или Снегурочкой.
В русских народных волшебных сказках отражена жизнь русского народа, его моральный облик, большой жизненный опыт, накопившийся в результате упорного труда, борьбы с природой, классовых взаимоотношений. Интересное и глубокое содержание русских народных волшебных сказок выражено в прекрасных художественных образах, поэтому они обладают большой силой влияния на детей.
Русская народная волшебная сказка учит действенной, упорной борьбе со злом, несправедливостью, умению преодолевать препятствия. С большой остротой наглядностью русская народная волшебная сказка показывает значение силы коллектива в преодолении трудностей, примеры крепкой дружбы, помогает разбираться в хорошем и плохом.
Ценность
русских народных волшебных сказок
заключается ещё в том, что
в них сохраняются черты
Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное - противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):