Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Рассмотреть понятие творческого воображения;
• Охарактеризовать функции творческого воображения;
• Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
• Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения
старших дошкольников в процессе работы с русской народной сказкой…5
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения…………………………………………………….10
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………. 32
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39
Выводы по II главе…………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по воображению(только чтение).docx

— 104.96 Кб (Скачать документ)

Таким образом, продукты воображения в своем  развитии описали круг.

Элементы, из которых они построены, были взяты  человеком из реальности.

Внутри  человека, в его мышлении, они  подверглись сложной переработке  и превратились в продукты воображения.

Наконец воплотившись, они снова вернулись  к реальности, но вернулись уже  новой активной силой, изменяющей эту  реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения[20, с.270].

После рассмотрения функций воображения пришли к  выводу, что необходимо рассмотреть  особенности творческого воображения  у детей старшего дошкольного  возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности творческого  воображения у детей старшего дошкольного возраста

Ряд ученых И.Шабо, М.Шапиро, Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Запорожец А.В., исследовали особенности творческого воображения и выявили, что творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

 В  дошкольном возрасте имеются  широкие возможности для развития  творческого воображения у детей  в связи с формированием таких  психологических новообразований,  как произвольность, внутренний  план действий, рефлексия (Давыдов  В.В. и др.). По мнению Л.С.Выготского, именно в этот период устанавливаются наиболее тесные связи с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения. «Являясь первоосновой созидательных возможностей и свершений ребёнка, личностно развивающим началам его целостного духовно-практического бытия », творческое воображение активно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности – игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Воображение дошкольников – это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя. Но это одновременно и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития. По ходу онтогенеза воображение не заменяется мышлением, не редуцируется к нему, а, впитывая опыт мышления, приобретает подлинно разумный содержательно-обобщающий характер.

Опыт  ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей  сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и  направляет процесс творчества, у  ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение  у ребенка работает иначе, чем  у взрослого.

Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение  богаче, чем у взрослого человека. Ребенок  живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение[25, с.135]. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

      Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

      Основные этапы развития воображения.

 Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей.

- Первый  этап в развитии воображения  можно отнести к 2,5-3 годам. В  этом 
возрасте происходит разделение воображения на познавательное и 
аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, 
когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые 
ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их).

 В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая 
снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания 
образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с 
требованиями реальности.

- Второй  этап в развитии воображения  – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен  на 
освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов 
деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. 
У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и 
обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с 
переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка 
связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, 
конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок 
нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при 
порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится 
путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется 
разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается 
специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок 
планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем 
планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит 
детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок 
сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. 
- Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Аффективное 
воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.  
Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с 
воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит 
проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное 
планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их 
выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойным переживаниям или вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а нереальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как отмечает А.В.Петровский, связано с теми ситуациями, неопределённость которых весьма велика.

          При правильном педагогическом руководстве аффективные и 
познавательные тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных 
творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения 
ребёнка задают направленность на социально значимую самореализацию и 
открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой 
деятельности.  
          О.М.Дьяченко в статье «Пути активизации воображения дошкольников» 
выделила в процессе функционирования воображения дошкольника 2 основных 
этапа:

  • Порождение некоторой идеи творческого продукта.
  • Создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи.

Процесс порождения идеи как симультанный процесс  преобразования 
информации связан, прежде всего, с переструктурированием образов. План может быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание.  
            После рассмотрения особенностей творческого воображения пришли к выводу о необходимости рассмотреть роль русской народной волшебной сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Роль сказки в развитии творческого  воображения детей старшего дошкольного возраста   

 До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся это свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служит для ребёнка первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества.

     На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты: А.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сокин, А.М. Шахнорович, Л.Б. Фесюкова, О.М. Дьяченко и другие.

     Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является русская народная волшебная сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

     Сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения; развитой наблюдательности; чувств образного слова; понимания внутренних психологических мотивов поведения героев. Творческое воображение развивается в результате широкого знакомства со сказками, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьёзная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребёнка к литературе.

     Большое внимание уделял этой работе В.А.Сухомлинский. Он подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, его высший этап - инсценирование».

     Таким образом, сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития новой формы психического деятельности -  творческого воображения. Здесь создаются как бы переходные формы от реального действия с предметом к размышлению о нем. Когда ребёнок начинает овладевать этой новой деятельностью, перед его познанием открываются новые возможности. Даже там где взрослый иногда затрудняется определить границы вымысла, ребёнок – дошкольник часто высказывает определённые оценки, обнаруживая при этом реалистический подход. Влияние сказок на развитие творческого воображения, заключается в том, что оно приводит не только к приобретению отдельных знаний и умений, не только к формированию отдельных психических процессов, но и к изменению отношения ребёнка к действительности, оказывает влияние на возникновение у него  новых, более высоких мотивов деятельности.

Сказка  – один из наиболее популярных и  любимых жанров в литературе всех народов мира. Русская народная волшебная  сказка не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа её создавшего.

Русские народные волшебные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - "воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою".

 Русская народная волшебная сказка существует повсюду: в языке, наполненном мудростью фразеологических сказочных оборотов; в мышлении, ориентированном на преобладание магического над реалистическим; в праздниках, каждый из которых можно сравнить с пиром на весь мир; в одежде, которая зимой каждого из нас делает Дедом Морозом или Снегурочкой.

В русских  народных волшебных сказках отражена жизнь русского народа, его моральный облик, большой жизненный опыт, накопившийся в результате упорного труда, борьбы с природой, классовых взаимоотношений. Интересное и глубокое содержание русских народных волшебных сказок выражено в прекрасных художественных образах, поэтому они обладают большой силой влияния на детей.

Русская народная волшебная сказка учит действенной, упорной борьбе со злом, несправедливостью, умению преодолевать препятствия. С  большой остротой наглядностью русская  народная волшебная сказка показывает значение силы коллектива в преодолении  трудностей, примеры крепкой дружбы, помогает разбираться в хорошем и плохом.

Ценность  русских народных волшебных сказок заключается ещё в том, что  в них сохраняются черты русского трудового народа: свободолюбие, природный  ум, настойчивость. Своим поведением герои сказок утверждают бодрость, жизнерадостность. Знакомство с национальными  свойствами своего народа воспитывает  гордость за него, чувство любви  к Родине и образность родного  языка.

Существует  множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели  для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца  сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Традиционное  образование противопоставляет  сказку императивному знанию, как  легковесное - тяжеловесному, как естественное - противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка  в определенной степени удовлетворяет  три естественные психологические  потребности ребенка (Яничев, 1999):

  • Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
  • Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
  • Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Информация о работе Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста