Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Рассмотреть понятие творческого воображения;
• Охарактеризовать функции творческого воображения;
• Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
• Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения
старших дошкольников в процессе работы с русской народной сказкой…5
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения…………………………………………………….10
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………. 32
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39
Выводы по II главе…………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по воображению(только чтение).docx

— 104.96 Кб (Скачать документ)

Метафоричность  и символизм сказки позволяют  развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный  мир, наполненный чудесами, тайнами  и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается  в воображаемый нереальный мир, активно  действует в нем, творчески преобразует  его. Но при этом воспринимает все  происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Дети  очень любят слушать невероятные  истории и сказки, расширяющие  их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и  побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально. [13]

В действиях  и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместе писать книгу "Авторских сказок". Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать. В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут[15, с.75].

Русская народная волшебная сказка стимулирует  и пробуждает творческое воображение, которое находит своё выражение  в конкретной деятельности «словесное творчество».

Восприятие литературного произведения тесно связано с чувствами  и эмоциями детей; впечатления, полученные от сказок, стимулируют потребность в активном выражении чувств. Таким образом, значение русских народных волшебных сказок в развитии  творческого воображения у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.

Что бы инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, во II главе рассмотрим организацию работы (методы и приёмы) с использованием русских народных волшебных сказок по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

 

 

                                                                                                                                                                                                

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

Как мы уже  выяснили, ряд учёных Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.М. Дьяченко, В.М. Николаенко в своих работах указывают на возможность и необходимость развития воображения у детей дошкольного возраста.

Говоря  о воображении, будем иметь ввиду, что оно (воображение) работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению; что в жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Известно, что  традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным, и непреднамеренным. Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец.

Под функциями воображения, здесь понимается:

  • гностически-эвристическая (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Розет), способствующая решению проблемы путем преобразования ее наглядного содержания;
  • прогностическая (А.В. Петровский, Я.З. Неверович, А.В. Запорожец). В рамках данной функции, по мнению Р.Г. Натадзе, воображение детерминирует деятельность человека посредством установочного действия;
  • коммуникативная (В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, В.А. Левин);
  • защитная (З. Фрейд, К. Хорни, Р. Гриффитс и др.).

Старшие дошкольники понимают и могут  использовать в своём творчестве  типизацию (создание целостного образа синтетического характера); комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности); акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов); преувеличение или преуменьшение предметов и явлений; реконструкцию (создание целого по части); агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности); уподобление (использование аллегорий и символов). Мы так же выяснили, что развитие воображения у детей происходит поэтапно: в 3 года происходит становление словесных форм воображения; в 4-5 лет ребёнок начинает планировать предстоящие действия; в 6-7 лет воображение носит активный характер, появляются элементы творчества.

В старшем дошкольном возрасте имеются широкие возможности для развития творческого воображения у детей в связи с формированием таких психологических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия.

Как мы уже  выяснили, что метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его.

Русская народная волшебная  сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития  творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК

2.1 Приёмы и методы  использования  русской  народной волшебной сказки с детьми старшего дошкольного возраста

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе  всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко  чувствующий человек способен на настоящее творчество [9, с.7].                Как указывает в своей работе «Ты детям сказку расскажи» З.А. Гриценко: « Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности»[9, с.11].

Очень важно, чтобы родители и воспитатели  после чтения сказки обсуждали с  детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и  выражать свои мысли в творчестве [9, с.48].

Вся работа, как отмечает П.И. Яничев, проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м / ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду[9, с.21].

Важно не дать ребенку готовый ответ, пишет З.А. Гриценко, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза[9, с.22].

Рассмотреть отдельные методы и приемы работы со сказкой предлагают в своих работах Г.А. Урунтаева[35] и И.В. Дубровина[26].

Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей  работе мы предлагаем использовать в  качестве заместителей разнообразные  геометрические фигуры[26, с.45].

Замена  осуществляется на основе цвета и  соотношения величин героев.

Например, в сказке "Три медведя"- это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

Пиктографические изображения.

Ребенок (сначала вместе с взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального  состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими  движениями, мимикой.

Проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

  • Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).
  • Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").
  • Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц", русская народная сказка).

Творческие  задания могут быть индивидуальными  и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление  продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем  примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

  • Рассказать знакомую сказку по кругу.
  • Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
  • Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
  • Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
  • Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
  • Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
  • Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому - дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для  них качествами

Колобок добрый  волк

Лиса  хитрая  колобок

Сказки  о бытовых предметах - началом  сказки является рассказ о любом  бытовом предмете.

Информация о работе Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста