Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа
Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Рассмотреть понятие творческого воображения;
• Охарактеризовать функции творческого воображения;
• Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
• Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………. 3 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения
старших дошкольников в процессе работы с русской народной сказкой…5
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения…………………………………………………….10
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………. 32
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39
Выводы по II главе…………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………46
Раскрыли особенности русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в том, что в определённой степени удовлетворяют естественные психологические потребности ребёнка: потребность в автономности (независимости) [в каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы]; потребность в компетентности (силе, всемогуществе), [герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха]; потребность в активности [герой всегда находится в действии].
Во второй главе рассмотренные методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста, позволили узнать, что современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае русские народные волшебные сказки никогда не уведут ребенка в нереальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И, как известно, если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование русской народной волшебной сказки имеет огромное значение, так как она позволяет активизировать развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Библиография