Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Рассмотреть понятие творческого воображения;
• Охарактеризовать функции творческого воображения;
• Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
• Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения
старших дошкольников в процессе работы с русской народной сказкой…5
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения…………………………………………………….10
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………. 32
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39
Выводы по II главе…………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по воображению(только чтение).docx

— 104.96 Кб (Скачать документ)

Раскрыли  особенности русской народной волшебной  сказки в развитии творческого воображения  детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в том, что в определённой  степени удовлетворяют естественные психологические потребности ребёнка: потребность в автономности (независимости)  [в каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы]; потребность в компетентности (силе, всемогуществе), [герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха]; потребность в активности [герой всегда находится в действии].

Во второй главе рассмотренные методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста, позволили узнать, что современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае русские народные волшебные сказки никогда не уведут ребенка в нереальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И, как известно, если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование русской народной волшебной сказки имеет огромное значение, так как она  позволяет активизировать  развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография                                                                                           

  1. Аникин, В.П.Русская народная сказка/ составил В.П.Аникина – М.: Просвещение,1977 , с.430
  2. Афанасьев, А.Н. Народная русская сказка/ Под ред. А.Н.Афанасьева – М.: Просвещение, 1980, с. 111
  3. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
  4. Веккер Л.М. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение /: 278 – 295.
  5. Выготский, Л.С.Основы общей психологии: В 2 т. – Т.1- М.; 1989 (Воображение с.344-360)
  6. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.
  7. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. / Вопросы психологии/ 1972. № 2 с. 114 – 123.
  8. Горбушина, Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983.
  9. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… – М.: Линка-Пресс, 2003.
  10. Гурова, Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // Вопросы психологии. - 1991. - №6.
  11. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.
  12. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.
  13. Дьяченко, О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44-51.
  14. Игнатьев, Е.И.О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
  15. Ильенков, Э.В. «О воображении»/ Народное образование № 3, 1968,с.33-42.
  16. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
  17. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
  18. Коршунова, Л.С. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений/ с. 74 – 87.
  19. Лейтес, Н.С. Ранние представления одарённости. /Вопросы психологии/ 1988. № 4. С. 98 – 108.
  20. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
  21. Натадзе, Г.Р. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.
  22. Найссер, У. Познание и реальность. - М. 1981./Воображение и память/ с. 141 – 165.
  23. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и обучение/ с. 80 – 100.
  24. Программа обучения, воспитания и развития ребенка в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1-12.
  25. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; ответ. редактор к.ф.н., доцент М.В.Николаенко – М.;ИНФРА – М.; Новосибирск; НГАЭиУ, 2000. – 175с.
  26. Практикум  по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.В.Дубровиной – М,1999
  27. Пропп, В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1984 -263с.
  28. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1986 - 415с.
  29. Роль сказки в развитии детской эмоциональности // http://www.rebenok.com/info/library/reading/57311/
  30. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.
  31. Розетт, И.М. Психология фантазии. Экспериментально – теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977./Понятие фантазии: с. 13 -24. Теоретические концепции фантазии: с. 25 – 78. Психологические механизмы фантазии: с. 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии:  с. 229 - 270/.
  32. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления у детей-дошкольников. - Ярославль, 1999.
  33. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М. 2002.
  34. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Художник Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. - /Серия: «Вместе учимся, играем»//.
  35. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.;1998
  36. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350с.
  37. Философский словарь/ под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина – издат. политич. литературы, - М.;1968.
  38. Франц фон Мария-Луиза, Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
  39. Яничев, П.И. Психологические функции волшебной сказки.//Практический психолог.- № 10-11-1999. С.27-37.

 


Информация о работе Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста