Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа
Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Рассмотреть понятие творческого воображения;
• Охарактеризовать функции творческого воображения;
• Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
• Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………. 3 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения
старших дошкольников в процессе работы с русской народной сказкой…5
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения…………………………………………………….10
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………. 32
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39
Выводы по II главе…………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………46
Узнай сказку по песенке героев:
Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")
Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")
Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")
Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
От точек - к сказке
Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
«Нарисуй сказку» - дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотипия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
В своей работе мы также используем следующие методы для развития творческого воображения:
«Заканчиваем сказку» - суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное[35, с.183].
Для этого,
необходимо озвучить ребенку начало
придуманной сказки. Например: "Пошла
девочка Танюша в гости к бабушке
передать гостинцы от мамы. Шла она
долго по лесу. И вдруг оказалось,
что она забыла дорогу – заблудилась.
Долго бродила Танюша по лесу, пока
не встретила зайца. Вот заяц Танюше
и говорит…". Пусть ребенок
сам продолжит сказку в соответствии
со смыслом. Если будут возникать
трудности, можно задать ребенку
уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией
ребенка, и побуждая его обдумывать
свой ответ. В конце можно даже
попросить ребенка
«Рассказ о конкретном персонаже» - суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками[26,с.97].
Любая сказка, как указывает В.Я. Пропп, строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге[27, с.48]. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки[26, с.168].
«Сказка с помощью картинок» - суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.
В работе используется стимульный материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д. [35, с.176].
«Инсценируем сказку» - суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.
Для того
чтобы инсценировать сказку, необходимо
задействовать группу детей. Подготовить
нужные костюмы или куклы. И дать
возможность детям самим
При работе над сказками, пишет З.А. Гриценко, с детьми необходима искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?[9, с.98].
Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»
Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Способствовать развитию творческого воображения и мышления. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Развивать художественные и творческие способности.
Материал и оборудование: игрушка «Солнечный зайчик»; весенние и зимние пейзажи; большие листы белой бумаги с наклеенными изображениями персонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи», акварельные краски, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); спокойная музыка (по выбору)
Ход занятия:
Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
В гости
к нам кто-то пришёл. Кто же это?
Это солнышко послало нам свой
волшебный лучик (вносит игрушку
Солнечный зайчик). Сейчас этот добрый
волшебник прикоснётся к
Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка расскажись!
Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеёк, трава, дерево, звери.… На нашем волшебном блюдце кто-то поселился. Это кот. Давайте сочиним вместе сказку. А называться она будет «Сосулька и кот»
«Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке погреться. Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.
Наше
волшебное занятие
Чтобы нарисовать весеннюю сказку, нужно проложить в сказку весенние дорожки. (Дети выполняют графические упражнения на карточках)
/ / / / / / /
׀ ׀ ׀ ׀ ׀
– – – –
۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷
~ ~ ~ ~ ~
Что ж, дорожки в сказку проложены. А вот и солнышко взошло и стало рассыпать повсюду свои золотые ручьи, будить землю. Первый лучик коснулся зайчика, пошевелил ушками зайчик и весело запрыгал к ….(Даше). Второй лучик попал в ручеёк, зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к … И так далее.
А нарисовать весеннюю сказку нам помогут акварельные краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеёк. И голубое небо … Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой сказки? (Воробья, муравья) А из голубой? И т.д.
Дети рисуют на листах бумаги свою сказку.
Вывод ко II главе
Русская народная волшебная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, как мы уже выяснили, выступает могущественным средством развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Известно, что если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Мы так же узнали, как важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказки обсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве; важно не дать ребенку готовый ответа, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.
В данной работе предлагаются следующие методы и приёмы работы с русской народной волшебной сказкой, такие как Моделирование сказок, Пиктографические изображения, Выразительные движения, Проблемные ситуации, «Нарисуй сказку», «Заканчиваем сказку», «Рассказ о конкретном персонаже», «Сказка с помощью картинок», «Инсценируем сказку».
Преимущество этих методов и приёмов позволяет инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.
Заключение.
Настоящая работа была посвящена изучению влияния русской народной волшебной сказки на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Мы выяснили, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею, что практически вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей.
В
связи с поставленной целью
в первой главе нашего
Как известно, виды воображения разделяют на активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным, и непреднамеренным. Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец.
Ознакомились с фундаментальными функциями воображения - гностически-эвристическая (способствующая решению проблемы путем преобразования ее наглядного содержания); прогностическая (воображение детерминирует деятельность человека посредством установочного действия); коммуникативная, защитная.
Основные механизмы (способы) творческого воображения состоят в том, что, в связи с формированием у детей старшего дошкольного возраста таких психологических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, они понимают и могут использовать в своём творчестве типизацию (создание целостного образа синтетического характера); комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности); акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов); преувеличение или преуменьшение предметов и явлений; реконструкцию (создание целого по части); агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности); уподобление (использование аллегорий и символов). Известно, что особенностью развития воображения у детей происходит поэтапно: в 3 года происходит становление словесных форм воображения; в 4-5 лет ребёнок начинает планировать предстоящие действия; в 6-7 лет воображение носит активный характер, появляются элементы творчества.