Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной волшебной сказкой.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Рассмотреть понятие творческого воображения;
• Охарактеризовать функции творческого воображения;
• Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
• Определить роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 Глава I Теоретические основы развития творческого воображения
старших дошкольников в процессе работы с русской народной сказкой…5
1.1 Понятие творческого воображения……………………………………….5
1.2 Функции воображения…………………………………………………….10
1.3 Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..18
1.4 Роль русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………….23
Выводы по I главе………………………………………………………….. ..29
Глава II Организация работы по развитию творческого воображения
при работе над русской народной волшебной сказки……………………..32
2.1 Методы и приёмы использования русской народной волшебной сказки в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………. 32
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»……………………………………………………………..39
Выводы по II главе…………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по воображению(только чтение).docx

— 104.96 Кб (Скачать документ)

Когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются  точному анализу. В этом случае в  действие приходят механизмы воображения.

Есть  основания сделать вывод, что  воображение работает на том этапе  познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той  области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии  приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с  помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

После изучения научной литературы по вопросу понятия  воображения, возникла необходимость рассмотреть функции воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции воображения

В жизни  человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации[14, с.39].

Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец. По мнению А.В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека. Как уже сказано выше воображение может быть 4 основных видов:

1) активное - характеризуется тем,  что пользуясь им, человек по  собственному желанию, усилием  воли вызывает у себя соответствующие  образы;

2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;

3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;

4) репродуктивное - ставится задача  воспроизвести реальность в том  виде, в каком она есть, и хотя  здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает  восприятие или память, чем творчество.. [6, с.42-45].

Активное  воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое  воображение предполагает самостоятельное  создание образов, которые реализуются  в оригинальных и ценных продуктах  деятельности; оно - неотъемлемая сторона  технического, художественного и  любого иного творчества. Нередко  воображение принимает форму  особой внутренней деятельности, заключающейся  в создании образов желаемого  будущего, то есть в возникновении мечты[25, с.53].

 По  мнению А.В. Петровского,  работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемых ситуаций, которым соответствует выделенный У. Рейтманом ряд «открытых» задач, то есть, предполагающих несколько вариантов ответов (сочинение рассказов, дополнение образов, придумывание заголовков рассказов). Некоторые подобного рода задачи допускают конечное число вариантов решения, а другие – неограниченное разнообразие вариантов ответов.

А.Р. Лурия  выделяет этапы решения подобного  рода задач:

1. ориентировка  в условиях задачи, то есть, определение  цели и путей ее достижения;

2. выбор одного  из нескольких альтернативных  решений; 

3. построение  стратегии и выбор тактики  решения задачи;

4. реализация  избранных стратегий и нахождение ответа[25, с.168].

Большинство авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский) утверждают, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, характеризуемом своеобразным отлетом от действительности. По мнению О.М. Дьяченко, специфика формы организации воображения заключается в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого. Опираясь на высказывания А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова, подчеркивая, что эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребенка, включенного в различные виды детской деятельности, а прежде всего, в игре; О.М. Дьяченко приводит слова Л.С. Выготского о двойной природе игры (ребенок «плачет как пациент и радуется как играющий»)[13, с.49].

Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным путем.

Таким образом, специфичным для формы организации  воображения выступает трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте раскрываются существенные характеристики другого. 

Здесь также  раскрываются фундаментальные функции  воображения, описанные различными авторами:

  • гностически-эвристическая (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Розет), способствующая решению проблемы путем преобразования ее наглядного содержания;
  • прогностическая (А.В. Петровский, Я.З. Неверович, А.В. Запорожец). В рамках данной функции, по мнению Р.Г. Натадзе, воображение детерминирует деятельность человека посредством установочного действия;
  • коммуникативная (В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, В.А. Левин);
  • защитная (З. Фрейд, К. Хорни, Р. Гриффитс и др.).

Как отмечает С. Степанов, мечта - необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, - воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать в сознании то, что отражено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображение дает возможность осваивать окружающий мир в игре, а взрослому - преобразовывать мир в активной творческой деятельности[25, с.87].

Е.И.Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, пришёл к выводу о возможности  возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко  охвачен творческой работой. Проявление такой доминанты ведёт к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения. Он также  выделяет следующие особенности  творческого воображения:

1. Творческое  воображение – это сложная  способность, которая не может  быть сведена к какому–либо  факту, оно требует всего человека, а не только лишь его интеллекта; напряжения и соучастия многих  его способностей.

2. Творческому  воображению присуща «чувственная  конкретность». Нельзя «воображать  нечто», подобно тому, как можно  мыслить логически. Творческое  воображение всегда конкретно.

3. Творческое  воображение индивидуально: отсюда  многообразие реакций на одно  и то же явление, различные  видения одного и того же  предмета, факта[14,с.5].

Творческое  воображение, по мнению В.М. Николаенко, протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ[25, с.88].

Тот или  иной прием создания творческих образов  используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства  знаний. Например, в инженерном деле большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности - акцентирование, типизация, в литературном труде - типизация.

Творческое  воображение является необходимым  компонентом и основой всех видов  творческой деятельности человека. В  зависимости от предмета, на который  направлено воображение, различают  научное, художественное, технологическое  воображение. Примером творческого  воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых  в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии - это  формула вещества, то есть специфический  образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает  порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в  пространстве. В физике - это наглядная  модель строения атома, в биологии - модель, образ молекулы белка и  т.д.

В работах  зарубежных авторов (И.Шабо,  М.Шапиро,  А.Пайвио, М.Кохен) были выявлены зависимости  между уровнем развития воображения  и динамикой образов, которые  появляются у детей. Большинство  отечественных авторов (Выготский  Л.С., Рубинштейн С.Л., Запорожец А.В. и др.) уделяют большое внимание роли образов в функционировании воображения.

Анализируя  работы различных авторов (И.М. Розет, А.Я. Дудецкий, Е.А. Лустина, Дж. Родари, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Л.С. Коршунова, Ю. Дери и др.), О.М. Дьяченко обобщает, что в целом было выделено 7 основных механизмов (способов) продуктивного воображения:

  • типизация – создание целостного образа синтетического характера;
  • комбинирование – осуществление анализа и синтеза элементов реальности;
  • акцентирование – подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов;
  • преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
  • реконструкция – создание целого по части;
  • агглютинация – сочетание разнородных свойств реальности;
  • уподобление – использование аллегорий и символов.

Тот или  иной прием создания творческих образов  используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства  знаний. Например, в инженерном деле большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности - акцентирование, типизация, в литературном труде - типизация.

Л.С.Выготский  разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается  действием, но у людей нерешительных  и безвольных колебания не кончаются  никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение». Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение – с волей[5, с.353].

Идеал, как  построение творческого воображения, является жизненной силой только тогда, когда руководит действиями и поступками человека, стремится  к воплощению. Таким образом, формирование воображения имеет общее значение, отражающееся на всем поведении человека [Суворова И.В., 1998].

Творческое  воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический  момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах.

Специфическая особенность творческого воображения  заключается в том, что оно  отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают  в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности  или контрасту), отбор представлений  определяется именно этими детерминирующими тенденциями.

Базой воображения  всегда являются восприятия, предоставляющие  материал, из которого будет строиться  новое. Затем идет процесс переработки  этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями  этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого[11, с.13].

На этом деятельность творческого воображения  не заканчивается. Полный круг будет  завершен тогда, когда воображение  воплощается, или кристаллизуется  во внешних образах. Будучи воплощено  вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально  существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение  становится действительностью.

Информация о работе Русская народная волшебная сказка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста