Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:49, реферат
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом.
1. Введение …………………………………………...…….. 2
2. Общие условия семейного воспитания …………………
3. Ошибки семейного воспитания…………………………. 3
5. Нравственное развитие ребенка ………………………... 10
6. Всестороннее воспитание ребенка ……………………... 12
7. О родительском авторитете ........……………….………. 15
8. Игра .………………………………………….….……….. 20
9. Заключение ……………………………….……………… 25
10.Список использованной литературы …………………... 26
Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у него появился. Ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий.
... Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы его активной деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их приспособления к работе. Проявления ребенка первоначально имитационные; вместе с этим он узнает значение произносимых им звуков, при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, что никакой последовательности у взрослых нет, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову...
Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена. Правдивость ребенка складывается только из правдивости окружающей среды, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка правдивость взрослых, в среде которых он живет.
... Обыкновенно родители полагают, что ребенок – их достояние, их собственность, с которой они могут поступать как с вещью. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и ничего подобного допустить нельзя, родители обязаны содействовать развитию человека. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений, он сохранил такую энергию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, он, следовательно, очень наблюдателен.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность делать все самому.
...Если
ребенок во время семейной жизни приучился
сам наблюдать все окружающее, привык
сам рассуждать над тем материалом, который
набрал своим наблюдением, и этим развил
свою способность мыслить,– только тогда
он является более подготовленным. Он
сам отыскивает себе любимое дело и отдается
ему всей душой. В этом периоде не следует
сурово относиться к молодому человеку
и подвергать его насильственным действиям.
Если же он заинтересуется каким-либо
отделом естественных наук и если его
занятия не состоят только в бесцельном
убивании животных или бессмысленном
собирании коллекций наравне с собиранием
старых марок, то необходимо не только
не препятствовать этому, но, напротив,
поддержать его в этом по мере возможности...
ВСЕСТОРОННЕЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
...Воспитать
ребенка правильно и нормально
гораздо легче, чем
Родители всегда должны помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно.
Семья перестала быть отцовской семьей. Уже давно женщина пользуется такими же правами, как и мужчины, наша мать имеет права, равные правам отца. Наша семья подчиняется не отцовскому единовластию, а представляет собой коллектив.
Каждый должен понимать, что в семье он – не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший ответственный член коллектива. Если эта мысль хорошо будет понята, то правильно пойдет вся воспитательная работа.
Известно, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это зависит от многих причин, прежде всего, зависит от применения правильных методов воспитания. Но очень важной причиной является и само устройство семьи, ее структура. Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.
Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату. Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.
Следующий вопрос, на который можно обратить самое серьезное внимание, – это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний.
И при этом всегда должны помнить: вы родили и воспитываете ребенка не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец.
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует. А если дома вы грубы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие методы вам не помогут.
Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная, правда, вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту происходящего в вашей семье.
Конечно, лучше, если родители чаще бывают с детьми, но в меру. Такое воспитание может принести только вред. Оно развивает пассивность характера, такие дети слишком привыкают к обществу взрослых, и духовный рост их идет слишком быстро. Родители любят этим похвастаться, но потом убеждаются, что допустили ошибку.
Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно.
Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от вас требуется только корректировка жизни ребенка, но вовсе не то, что называется вождением за руку...
Истинная
сущность воспитательной работы, заключается
вовсе не в ваших разговорах с ребенком,
не в прямом воздействии на ребенка, а
в организации вашей семьи, вашей личной
жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная
работа есть, прежде всего, работа организатора.
В этом деле нет мелочей. Какой-нибудь
бант, который вы завязываете в волосах
девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь
игрушка – все это такие вещи, которые
могут иметь в жизни ребенка самое большое
значение. Хорошая организация в том и
заключается, что она не выпускает из виду
мельчайших подробностей и случаев. Руководить
этой жизнью, организовать ее и будет самой
ответственной вашей задачей.
О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ
Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.
Смысл авторитета заключается, в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.
Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.
Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется ?
Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.
К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди.
Есть много сортов такого ложного авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно несколько этих сортов.
Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда сердит, за каждый пустяк разражается, при всяком удобном хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят никчёмные люди, в течение всей своей жизни, мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у очень некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает.