Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Чувственный образ – это предпосылка  и результат взаимодействия субъекта с объектом восприятия. Отличается высокой информационной емкостью, он оперативен, многомерен, существует в форме процесса и результата, развертывается на разных уровнях организации перцептивной системы.

Ч.О. – продукт всей системы жизненных  связей индивида со средой, человека с  миром. Ч.О. – чувственная модель объекта восприятия, в которой дифференцируются перцептивные элементы и их отношения. Функции элементов выполняют отраженные свойства вещей, предметов, явлений или их объединений (событие). Взятые в совокупности, они образуют информационное содержание образа. Отношения, которые устанавливаются в восприятии между элементами наличной ситуации, - перцептивные отношения; их совокупность фиксирует способ существования, выражения и преобразования информациооного содержания и выступает как форма чувственного образа. Содержание соотносится с условиями предметного бытия индивида, форма – со свойствами объекта. Единство содержания и формы чувственного образа выражает единство субъекта и объекта восприятия.

Информационное содержание носит  гетерогенный (разнородный) характер. Выступает в единстве 3 основных измерений: 1 – модально-качественном (отражение совокупности свойств среды; данное измерение составляет полимодальную чувственную основу перцептивного образа); 2 – пространственно-временном (отражение пространственных и временных свойств и отношений действительности); 3 – предметно-смысловом (измерение фиксирует семантическую основу чувственного образа, в содержание образа входит информация о внешней среде и самом индивиде, характеризуется предметностью, целостностью, константностью …).

Восприятие всегда соответствует  тому, что требуется отразить согласно выполняемому действию, то есть соответствует текущей чувственной потребности.

Содержание перцептивного образа можно уподобить строительному  материалу восприятия, а форму – проекту, который вводит порядок и организованность. Форма перцептивного образа проявляет себя трояко: 1- как способ функциональной организации информационного содержания (форма презентации), в ней фиксируется позиция и направленность субъекта, граница его восприятия, определяется функциональное строение перцептивного образа (ядро и периферия чувственного образа); 2- как способ предметной организации информационного содержания (перцептивная схема), такая схема является организующим началом и смысловой основой чувственного образа, она обеспечивает упорядочивание воспринимаемого, антиципацию (предугадывание событий) изменений объекта, обеспечивает направление активности субъекта восприятия; 3 – как способ развития информационного содержания (перцептивный план), план задает и контролирует движения чувственного содержания, объединяет разномоментные эффекты отражения в некоторое

(28)       целое.

Через форму (через отношение к  объекту) в образ восприятия включается система жизненных связей индивида и общественная практика. Содержание и форма перцептивного образа взаимодополняют друг друга. Противоречие формы и содержания становятся источником движения перцептивного образа.

Существование перцептивного образа предполагает наличие определенных усилий со стороны субъекта восприятия. Если убрать потребности, цели, отношения, установки – образы распадаются.

Ч.О. всегда отмечен печатью порождающего целого )перцептивный комплекс), которое придает ему внутреннюю определенность. Ч.О. как таковой и Ч.О. как организующий перцептивную систему – не тождественны. Последний ограничесн информационным содержанием ядра. Ядро – кузловой пункт связывающий компоненты перцептивного комплекса в единое целое. Оно становится регулятором поведения индивида. Однако, эта функция не могла бы быть выполненной, если бы наряду с этими эелентами не отражались бы остальные элементы ситуации (периферия). Периферия играет не только роль фона, но и побочного продукта, который содержит в себе совокупность потенциальных предметов восприятия. Это становится необходимым условием развертывания перцептивного процесса во времени, смены одного образа, другим.

Виды образов:

Гельмгольц: Первичный образ (совокупность впечатлений, формирующихся без реминисценций прежнего опыта и не содержащия ничего, кроме того, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений), перцептивный образ (восприятие, сопровождающееся соответствующими чувственными ощущениями). Климов: Сенсорный и перцептивный образы.  Хольт Р. Основные типы образных явлений: Образ: обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений, носящих квазисенсорный, но не перцептивный характер. Мысленный образ: смутное субъективное воспроизведение ощущения иди восприятия при отсутствии адекватного сенсорного воздействия; в бодрствующем сознании представлен как со ставная часть мысленного акта. Включает образы памяти и образы воображения; может быть зрительным, слуховым или любой другой сенсорной модальности, а также чисто вербальным.  Образ собственного тела: картина или умственное представление собственного тела, находящегося в состоянии покоя или движения в любой из моментов времени. Важными составляющими этого образа считаются кинестетические и температурно-тактильные представления. Фантомный образ: часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже несмотря на утрату соответствующего телесного органа (обычно конечности). Эйдетический образ: проецированный образ (обычно зрительный), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется всецело бодрствующему субъекту (обычно ребенку) перцептом. Галлюцинация: образ, в объективной реальности которого испытуемый убежден. Принято, ограничивать этот термин теми случаями, в которых нельзя найти внешнего сенсорного воздействия; если в образе используется воспринимаемый (обычно искаженный) стимул, то применяют термин иллюзия.

Леонтьев А.Н. ОБРАЗ МИРА . Общее положение состоит в том, что проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира. Животные, человек живут в предметном мире, который с самого начала выступает как четырехмерный: трехмерное пространство и время (движение). Обращаясь к человеку, к сознанию человека, вводится понятие о пятом квазиизмерении. Это – смысловое поле, система значений. Когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении.

 

 

 

29. Классификация восприятий (по модальности, формам существования материи, в зависимости от цели)

Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, также как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

Основой другого типа классификации  типов восприятия являются формы  существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

В зависимости от цели выделяют преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

 

 

 

 

 

30. Характеристика  восприятий времени и движения.

Восприятие движения - очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходит два явления: - смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в пространстве; - мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом; при этом важно не столько само движение глаз, сколько попытка двигать глазами (команда мозга). Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. С другой стороны, впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект.

Для того чтобы возник стробоскопический  эффект, отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными  промежутками времени. Пауза между  смежными раздражителями должна быть около 0,06 с. На этом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах.

В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие  опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может  вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т. п.). Осмысливание ситуации, совершающееся на основе косвенных признаков, несомненно, играет в восприятии движения значительную роль. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия чисто интеллектуальный процесс (подсознательное «умозаключение»): впечатление движения может возникнуть у нас тогда, когда мы знаем, что движения на самом деле нет.

Мы, таким образом, можем не только умозаключать о движении, но и воспринимать движение.

Значение осмысливания ситуации на основании прошлого опыта отчетливо  выступает в опытах В. Кролика (на экране двигались предметы, которые в реальности не двигаются, а испытуемые на основе прошлого опыта воспринимали движение предметов, которые обычно движутся (автомобиль).

Теории движения разбиваются в  основном на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт). Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии. Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов («фи-феномен»).

Жизненно очень существенная ориентировка во времени у животных совершается, как показал ряд исследований, на основе рефлекторной деятельности. У человека она превращается в очень сложный процесс восприятия времени. Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления (биологические часы. Сложные формы восприятия времени опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени.

В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью, 2) собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной

органической основе. В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или «чувство», времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни - пульса, дыхания и т. д.

Как ни бесспорна зависимость непосредственной оценки времени от целого ряда физиологических «висцеральных» факторов, нельзя все же видеть во времени лишь «висцеральную чувствительность». Восприятие времени обусловлено не только ею, но в не меньшей мере и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.

Оценка длительности временного отрезка  во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием какой-нибудь картинки, по их истечении обычно, как показали опыты ряда исследователей, более или менее сильно переоцениваются, большие - недооцениваются. Эти данные можно обобщить в  закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"