Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности. Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени; это зависит от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.
Существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с
(32) перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Поэтому наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.
Развитие восприятия.
Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.
Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором. По Мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается.
В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов: 1 - становление адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом; 2 - дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз; затем, на более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга (причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения).
Важнейшим условием развития восприятия - является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, например по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.
Как и в чем проявляются
Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.
33. Иллюзии и галлюцинации, их виды и причины возникновения.
При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных заболеваниях процессы восприятия могут нарушаться. Однако отклонения восприятия могут наблюдаться у вполне здоровых людей. К ним относятся иллюзии - искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют: - по органам чувств: зрительные, слуховые, тактильные и т.д.; - в зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения восприятия: физические, физиологические и психические иллюзии.
Физические иллюзии объясняются объективными физическими законами и не зависят от самого человека (улавливается и фотоаппаратом) (ложка в стакане воды кажется изломанной в силу разных преломляющих свет свойств воды и воздуха). Физиологические иллюзии находят свое объяснение в особенностях устройства и деятельности наших органов чувств (если надавить сбоку на глазное яблоко, предмет, на который мы смотрим, раздвоится из-за увеличения диспарантности его изображения на сетчатках глаз). Психические иллюзии связаны как с различными психическими состояниями человека, так и с некоторыми психологическими особенностями восприятия. У здоровых людей на фоне различных психических состояний (ожидание, тревога или страх) часто возникают психические иллюзии (в темной комнате мы пугаемся фигуры у окна, а это лишь пальто; в каждом дереве, стоящем у дороги, мы видим человека, которого ждем).
К иллюзиям часто приводит неоднозначность восприятия, возникающая в силу недостатка существенной информации или избытка несущественных сведений в изображении. Неоднозначность восприятия возникает и в случаях, если из одного и того же изображения можно извлечь несколько значимых образов.
Особенно многочисленны зритель
Зрительные иллюзии были обнаружены также и у животных. На практическом использовании иллюзий основана маскировка, которая для животных, птиц, рыб, насекомых является защитным приспособлением (пр. мимикрия – слияние с фоном, или использование деформирующего рисунка, нарушающего очертания тела).
Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны. Например, иллюзия стрелы объясняется свойством целостности восприятия: мы воспринимаем видимые нами фигуры и их части не отдельно, а в некотором соотношении, и свойства всей фигуры ошибочно переносим на её части (если целое больше, то больше и его части). Однако не для всех видов зрительных иллюзий найдено убедительное толкование.
Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так известна иллюзия тяжести А.Шарпанье: если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объёму предмета, то меньший по размеру будет восприниматься как более тяжёлый (и наоборот). В основе этой иллюзии: то, что мы знаем - чем больше величина, объём, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает иллюзия. В области осязания известна иллюзия Аристотеля: если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснёмся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не один шарик, а два.
Иллюзии так же могут возникать под влиянием предшествующих восприятий. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке установки по методу Узнадзе. После многократного (33) восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные, большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета. Контрастные иллюзии часто наблюдаются в области температурных и вкусовых ощущений: после холодного раздражителя, тепловой раздражитель кажется горячим, после ощущения кислого или солёного усиливается чувствительность к сладкому.
Итак, иллюзия характеризуется наличием сенсорных сообщений, неправильно расшифрованных одним человеком, а иногда многими людьми.
Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это восприятие, которое, как говорят, не опирается на внешний объект, иначе - это "мнимое, ложное восприятие".
Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами человека, находящегося во власти галлюцинаций. Они переживаются как истинно воспринимаемые, т.е. люди во время галюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.
Мы можем на6людать галлюцинации при психических заболеваниях, а также у здоровых людей в экспериментах с сенсорной изоляцией или при применении определенных препаратов (галлюциногенов); галлюцинации также можно внушить человеку, находящемуся в глубоком гипнотическом сне.
Галлюцинации обычно классифицируются по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные и другие. Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (дым, пламя, туман), или наоборот, показаться более четкими, чем образы реальных предметов. Величина, цвет, подвижность явлений так же характеризуются большой амплитудой. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение.
Большое значение в психиатрической
диагностике придается
У здоровых людей на фоне утомления или истощения иногда при засыпании кратковременно возникают зрительные или слуховые галлюцинации, похожие на псевдогаллюцинации.
Зрительные и слуховые галлюцинации часто подразделяют на простые (фотопсии – восприятие вспышек света, звёздочек, искр; акоазмы – восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача) и сложные (вербальные – восприятие членораздельной речи).
Также галлюцинации возникают в условиях сенсорной изоляции. Здесь известен эксперимент, проведённый в Университете Мак-Гила в 1956 году Героном и его сотрудниками. Также известен эксперимент Лилли, нейрофизиолога, который в 1953 году попытался проверить на себе, какой опыт организм, погруженный в водную среду, может приобрести в условиях полного отсутствия взаимодействия с привычным ему окружением. Он провёл несколько часов, изолировавшись в кессоне (большой резервуар, наполненный водой с высокой концентрацией соли, температура воды близка к температуре тела человека). С тех пор были изучены многие особенности «кессона», с целью понять каким образом возникает эта внутренняя реальность. Первостепенную роль здесь играет отсутствие эффекта гравитации, т.к. испытуемый сохраняет 90% энергии, которую в обычных условиях тратит на преодоления собственной тяжести, и эта энергия может быть направлена на внутреннюю деятельность.