Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Исходя из характеристик понятия «действие», формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности: 1 – сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания); 2 - поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения); 3 – деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности); 4 – действия человека предметны; их цели носят социальный характер.
Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. Операции мало осознаются или совсем не осознаются, этим они отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия. (По существу, уровень операций - это уровень автоматических действий и навыков). Часто трудно выделить четкую грань между операциями и действиями (пример: слушаем лекцию и записываем, при этом то, что мы пишем является операцией; но если мы стараемся писать красиво, выводим буквы – это уже является действием, состоящим из отдельных операций).
Самый нижний уровень структуры деятельности - психофизиологические функции (физиологические механизмы обеспечения психических процессов). Говоря о том, что человек представляет собой организм с высокоразвитой нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются предпосылками и средствами деятельности. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.
Побудителем деятельности является мотив. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность (совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта иопределяющих направленность деятельности). Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Многообразие деятельности порождает и многообразие мотивов. Мотивы могут быть самыми разнообразными: органическими (связаны с ростом, самосохранением и развитием организма (19) – производство продуктов питания, жилища, одежды), функциональными, материальными, социальными, духовными. В реальности каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов, поэтому говорят о полимотивированности деятельности. Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности.
Также как понятие деятельности соотносится с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели. Цель – то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности; это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат.
Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.
В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. Так, для достижения цели необходимо выполнить ряд конкретных задач (с понятие задачи соотносится понятие операции). В сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. (например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности).
Структурные единицы деятельности подвижны. Так, то, что еще вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность. Например, если сейчас вы читаете учебник только для того, чтобы завтра ответить преподавателю, то впоследствии можете так увлечься, что перечитаете всю доступную психологическую литературу. Она станет вам интересна сама по себе вне связи с вашей учебной деятельностью. Такое явление А.Н. Леонтьев назвал «сдвигом -мотива на цель».
Кроме внешней, практической деятельности выделяют и внутреннюю деятельность. Внутренние действия подгатавливают внешние, они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие и избежать ошибок. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя (отличается только формой протекания); действие производится с образами, в качестве результата выступает мысленный результат). По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация); но эти внутренние действия, в конечном счете, направлены вовне, на преобразование предметной действительности, и они подвергаются обратному преобразованию (экстериоризация). Интериоризация – процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные. Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.
20. Подходы
классификации методов в
Методология - 1) общая методология (философский принцип, основа, подход к познанию, философская база); 2) частная (специальная) методология (конкретизация общего философского принципа применительно к объекту исследования данной науки); 3) Совокупность конкретных методических приёмов исследования (но для интерпретации полученных результатов необходимо подниматься на 2 и 1 уровень). Методология (по Петровскому, Ярошевскому) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Метод – это основной способ сбора, обработки и анализа, данных исследования (метод – «путь к цели»). Методика – это определенный вариант или модификация метода в конкретном исследовании, включающий частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Важные характеристики психологических методик – их валидность и надежность. (Валидность показывает, в какой мере данная методика измеряет именно то качество, для оценивания которого она предназначена. Надежность – один из критериев качества теста. Относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность, тем относительно свободнее от погрешностей измерения. В. и Н. – связанные понятия. (ненадежный тест не может быть валидным и наоборот, валидность теста не может превышать его надежность, а надежность не может быть меньше валидности)).
А.Г. Маклаков предлагает следующую
классификацию методов
Все методы могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные. Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователя о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. К ним относятся:
НАБЛЮДЕНИЕ самый старый метод, это – преднамеренная, систематической и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. ИЛИ это – прямая регистрация событий очевидцем. Специфика Н.: 1) четко задана цель (что наблюдать?), 2) заранее запланирована процедура наблюдения (как наблюдать?); 3) разработана система фиксации данных («язык» наблюдения); 4) данные, полученные с помощью наблюдения, должны поддаваться проверке на обоснованность (валидность), воспроизводимость и устойчивость.
Классификация Н.: • по степени формализации: - нестандартизированное, - стандартизированное; • по положению наблюдателя: - включенное, - невключенное; • по осведомленности испытуемых о факте наблюдения: - открытое, - скрытое, - включенное скрытое; • по условиям организации наблюдения: - полевое (естественное), - лабораторное; • по времени наблюдения: - сплошное, - «выборочное». САМОНАБЛЮДЕНИЕ - наблюдение человек за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления, специфически психологический метод. (интроспекция).
ОПРОС – метод сбора первичной
вербальной информации, который основан
на непосредственном или опосредованном
социально-психологическом контакте между
респондентом и исследователем. Классификация
О.: • по характеру взаимодействия с респондентом:
1) интервью: - стандартизированное, - полустандартизированное,
- предельно нестандартизированное; 2)
анкетировании; 3) очный анкетный опрос;
• по способу коммуникации с респондентом:
1) устный: - непосредственный, - телефонный;
2)письменный: - очный, - заочный; 3) интерактивный
(голосование – позвонить или нажать на
кнопку); •по форме организации процедуры:
1) индивидуальный опрос; 2) групповой опрос;
• по объему генеральной совокупности,
на которую распространяются результаты
опроса: 1)монографический опрос (только
на одного человека/выдающегося); 2)исследовательский
опрос (есть ГС, на которую будут распространяться
результаты – репрезентативный/
ТЕСТ – система заданий, предъявляемых испытуемым для стандартизированного измерения тех или иных психологических особенностей индивида или группы. Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты. К субъективным методам относят тесты-опросники и тесты-задания. • Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о данной характеристике осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней. • Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основе анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества (большинство тестов на определения умственного развития).
Объективные методы: к ним, прежде всего, относятся ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. (предпочтение цветовых карточек; описание событий, нарисованных на карточке) данные тесты требуют повышенного уровня профессионализма психолога и высокого интеллектуального развития испытуемого.
ЭКСПЕРИМЕНТ – один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Различаются два основных вида эксперимента: - лабораторный и – естественный. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Один из первых метод эксперимента стал использовать Лазурский. Лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени соответствия жизненной ситуации.
Методы моделирования применяются, когда использование других методов затруднено.
Моделирование – исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то. Что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Так же выделяют такие методы, как: метод изучения документов, анализ продуктов деятельности человека.
С.Л. Рубинштейн в качестве основных методов психологии выделял: наблюдение и эксперимент.
Другая классификация: Организационные методы: составление различных групп (по возрасту, профессии и прочее), лонгитюдное исследование. Эмпирические методы: наблюдений, опрос, эксперимент, тест. Обработки данных: анализ продуктов деятельности, анализ документов. Методы коррекции: психотерапия, психотренинг, психокоррекция, консультирование.