Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Деятельность имеет свою структуру и виды.
Этапы осуществления деятельности (из лекций): 1 – постановка цели; 2- планирование работы; 3 - исполнение; 4 – проверка результатов, исправление ошибок; 5 – сопоставление результатов с запланированными; 6 – подведение итогов, оценка деятельности.
Факторы эффективности деятельности: субъективные и объективные. Субъективные факторы: состояние организма (физическое, психическое), готовность человека к выполнению деятельности (профессиональные и общие знания), индивидуально-личностные особенности (темперамент, способности…). Объективные факторы: состояние в обществе, условия работы, уровень развития группы, контроль за деятельностью.
Деятельность можно различать п
17. Основные виды деятельности, их характеристика.
Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным. Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, - это, игра, учение и труд. Б.Ф. Ломов выделяет также особую категорию – общение.
Труд. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть, построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. Это исторически первичный вид деятельности. Труд в целом не психологическая, а социальная категория. Предметом психологического изучения являются только психологические компоненты трудовой деятельности. К. Маркс выделил важнейшие псих. особенности труда: труд - сознательная целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении трудящегося и регулируется волей в соответствии с поставленной целью.
Направленный по своей основной установке на производство, на создание продукта, труд - это и основной путь формирования личности. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические, действенные установки его мировоззренческие принципы.
Труд - это всегда выполнение определенного задания; он должен подчиняться достижению цели; труд требует поэтому планирования и контроля исполнения, он заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины.
То, что в труде все звенья подчинены его итоговому результату, придает специфический характер мотивации трудовой деятельности: цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте. В труде складывается характерная для человека опосредованная, далекая мотивация, в отличие от короткой мотивации, которая характерна для животного, для действия, обусловленного моментальной ситуацией. Трудовая деятельность совершается первично не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного ее результата, служащего для удовлетворения потребностей человека. Для труда требуются воля и произвольное внимание. Будет ли труд, в силу того, что он осознается как обязанность, требовать напряжения, усилий, зависит от общественного содержания, которое приобретает труд, т. е. от объективных общественных условий. Важно и отношение человека к труду.
В каждом виде труда имеется своя техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде играют роль знания и навыки. Труд включает в той или иной мере интеллектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня. И, наконец, в какой-то мере всегда представлен в труде и момент изобретения, творчества.
Своеобразные, отличные от труда, но связанные с ним и производные от него виды деятельности представляют игра и учение.
Игра - это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами; смешанные типы. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер, они не принимаются всерьез окружающими и не являются основанием для выводов о человеке. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей – развивающее значение, для взрослых – игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.
Прежде всего, игра – осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Основное различие между игрой
и трудом заключается в общем
отношении к своей
Мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях значимых для ребенка сторон действительности.
Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка - лошадь, стул - автомобиль и т. д.). Внешне наиболее бросающаяся в глаза черта игры - возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение (ведущая деятельность в детстве). В процессе игры ребенок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. В игре у ребенка формируется воображение, способность перехода в воображаемую ситуацию, способность к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению. Но ребенок играет не для того, чтобы подготовиться к жизни: игра становится для него подготовкой к жизни потому, что взрослые организуют ее так.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры - в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. В 1-1,5 года игра нужна ребенку, в основном, для совершенствования двигательных возможностей. В 2,5 –3 года происходит перелом в игре, ребенок начинает брать на себя роли и наделять ролью игровой материал. В 3,5 года появляется сюжет в игре; дети стремятся играть с другими детьми, но еще плохо понимают замыслы друг друга. К 6 годам (4-6) дети могут долго играть вместе, выполнять правила. Появляется устойчивый интерес к игре.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях; оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая. Основная цель учения - подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения, двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Процесс обучения в целом включает взаимодействие ученика и учителя; учение не пассивное восприятие, как бы приемка передаваемых учителем знаний, а их освоение, активный процесс.
Основными мотивами сознательного учения являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. Но существуют и другие мотивы: стремление выявить свои силы и способности, выполнение своих обязанностей перед учителем. Непосредственный и опосредованный интересы к учению взаимосвязаны.
В школьные годы учению принадлежит особая роль; к этому периоду во всей полноте применимо положение: ребенок развивается, обучаясь. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек.
Общение. Это процесс, в результате которого устанавливается психологический контакт между людьми, отражающий передачу информации другому человеку (коммуникативный аспект), взаимодействие между людьми и их влияние друг на друга (интерактивный аспект), а также восприятие другого человека и его понимание (перцептивный аспект).
18. Освоение деятельности (действия, навыки, умения и привычки).
Освоение деятельности происходит через действия, навыки и умения, привычки.
Действие – это главная
Навык – это способ выполнения действия, ставший в результате упражнения автоматизированным. Он проходит следующие этапы формирования: 1 – аналитический (вычленение и овладение отдельными элементами действия); 2 – синтетический (объединение элементов в целостное действие); 3 – автоматизация (упражнение с целью придания деятельности нужной скорости). Итак, навыки - это полностью автоматизированные компоненты умений или действий, реализуемые на уровне бессознательного контроля.
При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд изменений: - при этом лишние, ненужные действия исчезают, а количество ошибочных резко падает; - контроль за действием или операцией смещается с процесса на конечный результат, скорость выполнения действия резко возрастает. Обычно это происходит в результате упражнения и тренировки. Именно благодаря упражнению происходит автоматизация навыков, а также совершенствование умений. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения.
Умение – это освоенный способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части (навыки), но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
Привычка – это действие, выполнение которого стало потребностью (формируется путем подражания)
19. Структура деятельности.
Понятие «интериоризация» и «
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень – уровень особых видов деятельности, затем – уровень действий, следующий – уровень операций, и, наконец, самый низкий – уровень психофизиологических функций.
В целом деятельность – это внешняя (физическая) и внутренняя (психическая, умственная) активность человека, определяемая сознательной целью (Петровский).
Главной структурной единицей деятельности является действие. Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Основными характеристиками понятия «действие» являются 4 компонента: 1 - действие в качестве необходимого компонента включает акт сознания в виде постановки и удержания цели; 2 - действие – одновременно акт поведения, рассматриваемый в единстве с сознанием; 3 - через действие утверждается принцип активности; 4 - через понятие действие деятельность человека выводится в предметный и социальный мир.