Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего.
По мере того, как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного – мучительно сокращается. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.
В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия.
Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий.
Локализация времени возможна потому, что мы используем определенные величины временных интервалов. Знание того, что такое день как временной интервал, включает в себя знание того, что день - это такая-то часть столетия, года, месяца и т. д., что в дне столько-то часов, минут и т. д. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин.
Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй – помогает ориентироваться во времени.
31. Восприятие пространства. Предмет и фон в восприятии.
Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.
В восприятии величины важна величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет. А величина изображения воспринимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза (закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Эвклид). Эта закономерность сохраняется при одинаковом удалении от нас предметов. Пример – длинная палка и короткий шест на разном расстоянии. Это явление носит название константности восприятия величины предмета. То есть восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета. Учет удаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предметов при меняющемся расстоянии до них. Существенной поддержкой восприятия величин предметов служит знание о приблизительной величине предметов. Константность величины значительно повышается, когда мы видим знакомые предметы, и сохраняется только в известных пределах (самолет).
Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие (рост человека; круги разных размеров). Подобное искажение восприятия, вызванное условиями восприятия, принято называть иллюзией.
На восприятие величины предмета может оказывать влияние и то целое, в котором находится предмет - иллюзия, вызванная перенесением свойства целого на его отдельные части (равные диагонали разных параллелепипедов кажутся разными). На восприятие предмета в пространстве влияют и другие факторы (верхние части фигуры кажутся больше нижних, так же как вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных; Светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные. Объемные формы кажутся меньше соответствующих плоских изображений).
Столь же сложным, как восприятие величины, является восприятие формы предмета. Здесть сохраняется явление константности (квадратный или круглый предмет, находящийся сбоку, так и воспринимается, хотя изображение на сетчатке другое). Таким образом, восприятие формы оказывается постоянным и устойчивым, т. е. константным. Основа постоянства – учет поворота предмета к нам. Причем, восприятие формы также зависит от нашего опыта.
Восприятие формы предмета, находящегося на значительном удалении, может меняться: мелкие детали контура по мере удаления предмета исчезают, и его форма приобретает упрощенный вид; прямоугольные предметы кажутся округлыми.
Очень сложен процесс восприятия объемной формы. Мы воспринимаем объём формы потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения: человек смотрит двумя глазами, когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета на сетчатке левого и правого глаза будет различно; смещение изображений на сетчатке глаз вызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета. Но бинокулярное зрение - не единственное условием объемного восприятия. Большую роль в восприятии объемной формы предмета играет знание объемных признаков данного предмета, а также распределение света и тени на объемном предмете.
Восприятие человеком
Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего его глубины, является
(31) аппарат бинокулярного зрения. Восприятие глубины в основном связано с восприятием удаленности предметов и расположением их относительно друг друга. Существенную роль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция (сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу; это происходит при переходе взора с далекого предмета на близкий) и дивергенция глаз (разведение зрительных осей при переходе с близкого на далекий предмет). Эти явления вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц, соответственно и определенными двигательными ощущениями. Хотя мы обычно не замечаем эти ощущения, в восприятии пространства они играют весьма существенную роль. Наряду с ощущениями от конвергенции и дивергенции глаз, мы получаем ощущения от аккомодации глаза: форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется. Это также достигается сокращением или расслаблением мышц глаза. Импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз являются важным источником информации для сенсорных и перцептивных зон коры головного мозга и вторым компонентом механизма восприятия пространства.
В восприятии пространства важную роль играет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично, т. е. предметы расположены от нас вверху или внизу, справа или слева, дальше или ближе. Поэтому об удаленности мы часто судим по косвенным признакам: один предмет закрывает другой, или контуры одного предмета заметны более, чем контуры другого.
Различное положение предметов в пространстве часто имеет первоочередное значение для человека, даже большее, чем восприятие удаленности предмета или глубины пространства, поскольку человек непросто воспринимает пространство или оценивает положение предметов, он ориентируется в пространстве, а для этого он должен получать определенную информацию о расположении предметов. Иногда расположения предметов недостаточно, для обеспечения ориентации в пространстве нужны добавочные механизмы. Таким добавочным механизмом для человека выступают понятия «правое» и «левое». С помощью этих абстрактных понятий человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства. Формирование этих понятий связано с выделением ведущей руки; для большинства людей это правая рука (до этого стороны пространства продолжают путаться; эти явления, характерные для определенных стадий нормального развития, проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое отмечается у многих детей трех-четырех лет и затягивается, если ведущая (правая) рука почему-то не выделяется).
Такой сложный комплекс механизмов, обеспечивающих восприятие пространства, требует, естественно, столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.
В каждый момент времени на наши органы чувств действует много предметов, но не все они воспринимаются одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают на передний план, и мы сосредоточиваемся на них. Другие - словно отходят «на задний план», в известном смысле сливаются друг с другом, воспринимаются менее ясно. В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприятия, т.е. то, на чём сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план» (пример). Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон. Соотношение предмета и фона - это соотношение динамическое, может меняться. Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта (легко выделяем слово, с трудом – его часть).
Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Выделение предмета затруднено, если предмет находится в окружении схожих предметов. Выделение предмета из фона облегчает: знание того, что надо найти, особенно если это конкретный образ предмета; возможность манипуляции предметами; опыт подобной деятельности.
Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности, значит существуют индивидуальные различия в восприятии. Эти различия велики, но можно выделить определенные типы этих различий. К ним в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.
Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом меньше всего обращают внимание на детали и подробности, они улавливают смысл целого, а не детальное содержание. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом. Лица с детализирующим, или аналитическим, типом наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.
Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов.
Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.
Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.