Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Пороги ощущений. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию (относительная, разностная). Выделяют абсолютный нижний и абсолютный верхний пороги ощущений. Абсолютный нижний порог ощущения определяется минимальной величиной раздражителя, при которой возникает соответствующее ощущение (он различен для каждой модальности, зависим от свойств анализатора и психологического состояния человека). Абсолютный верхний порог ощущения - это максимальная интенсивность раздражителя, при котором ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль) (для определения этих порогов Фехнер предложил использовать метод минимальных изменений). Абсолютные пороги определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.

Другим понятием, связанным с  проблемой порогов, является дифференциальный порог, или порог различения. Дифференциальный порог - это минимальное различие в интенсивности двух раздражителей, при  которой возникают отличные друг от друга ощущения. Измерение дифференциального порога связано с упомянутым уже нами эмпирическим фактом - нашей ограниченной способностью к различению стимулов.

Было бы неправильно полагать что  абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования, чувствительность может меняться в очень больших пределах. Изменение чувствительности, зависящая от условий среды (обострение зрения в темноте), связанны с явлением сенсорной адаптации. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализатора, происходящая в следствии приспособления органа чувств к действующем на него раздражителя. Как правило, адаптация выражается в том, что при действие на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается. Три вида адаптации: 1 – адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя. 2 – притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. 3 – повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Адаптация ощущений главным образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающих в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров(при длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Адаптация является в целом важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

С адаптацией тесно связано и  явление контраста, которое проявляется в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) (24)  раздражения. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т.д.

Следует также отметить свойство рецепторов задерживать ощущение, выражающееся в последействии раздражений. Так  же как ощущение не сразу достигает  своего окончательного значения, оно не сразу исчезает после прекращения раздражения, а держится некоторое время и лишь затем постепенно исчезает. Например, при зрительном ощущении след от раздражителя остается в виде последовательного образа (положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению; отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя).

Дифференциация и специализация  рецепторов не исключает их взаимодействия. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Под влиянием раздражения одной анализаторной системы могут изменяться пороги чувствительности другой системы Например, установлено, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими, а звуковое раздражение может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям.

Как следует из выше сказанного, существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией.

Существует также такое явление, как синестезия – феномен слияния свойств различных сенсорных систем; возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов («окрашенный слух»: высокие звуки расцениваются как «светлые», а низкие – как «темные»; «кричащий цвет»; «бархатистый голос»). Явление синестезии – еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

 

 

 

25. Измерение ощущений. Основной психофизический закон.

Каждое ощущение независимо от его  принадлежности к определенной сенсорной системе, например зрению, слуху, осязанию и т.д., обладает свойствами интенсивности, длительности и пространственной локализации. Эти свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, то есть степень чувствительности.

Проблеме измерения соотношения  объективной и субъективной интенсивности  стимула посвящен особый раздел психологии - психофизика. Основателем психофизики считается Г.Т. Фехнер (1801-1887), («Элементы психофизики»). В дальнейшем установлением количественной меры ощущений занимались многие ученые.

Психофизика основывается на ряде эмпирических фактов: - легко видеть, что не всякий объективно воздействующий физический раздражитель вызывает у нас ощущение; - мы обладаем очень ограниченной способностью различать ощущения, в то время как технический прибор точно показывает, что их источники по физическим характеристикам отличаются; - даже в том случае, когда мы способны сказать, что одно ощущение отличается по интенсивности от другого, нам трудно судить о конкретной величине этого различия. Другими словами, объективная (физическая) шкала изменения раздражителя не совпадает с субъективной шкалой изменения ощущения. Поэтому возникает вопрос о психологических правилах (законах) приведения в соответствие шкалы изменения раздражителя и шкалы изменения ощущения. Фехнер и его последователи были уверены, что данные соотношения носят не случайный характер, и попытались описать эти закономерности математически.

Первая проблема, с которой приходится сталкиваться исследователям, связана с фактом существования порога ощущений. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию (относительная, разностная). Выделяют абсолютный нижний и абсолютный верхний пороги ощущений. Абсолютный нижний порог ощущения определяется минимальной величиной раздражителя, при которой возникает соответствующее ощущение (он различен для каждой модальности, зависим от свойств анализатора и психологического состояния человека). Абсолютный верхний порог ощущения - это максимальная интенсивность раздражителя, при котором ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль) (для определения этих порогов Фехнер предложил использовать метод минимальных изменений). Абсолютные пороги определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.

Другим понятием, связанным с  проблемой порогов, является дифференциальный порог, или порог различения. Дифференциальный порог - это минимальное различие в интенсивности двух раздражителей, при  которой возникают отличные друг от друга ощущения. Измерение дифференциального порога связано с упомянутым уже нами эмпирическим фактом - нашей ограниченной способностью к различению стимулов. Изучение дифференциальных порогов оказывается очень важным для решения широкого круга практических задач (Не покажется ли вам, что чемодан

(25) стал намного тяжелее, если  положить в него еще одно  платье? Почувствуют ли гости,  что блюдо пересолено, если хозяйка положила в кастрюлю на 1 г больше соли, чем было указано в рецепте?) Ответ на эти вопросы дает психофизический закон Э. Вебера (1795-1878). Вебер поставил перед собой цель установить величину едва заметного различия, т.е. наименьшего различия между двумя физическими раздражителями, которое может определить человек. Он экспериментировал со способностью различения веса. Оказалось, что различительная способность зависит не от абсолютной, а от относительной величины изменения. Так, испытуемому казались разными грузы весом 40 г и 41 г, но грузы весом 80 г и 81 г оценивались как равные. Таким образом, Вебер установил, что величина едва заметного различия составляет 1/40 от первоначального веса и является константой. Закон Бугера-Вебера.

Эмпирический факт несовпадения объективной  шкалы изменения раздражителя и субъективной шкалы изменения ощущения был описан основным психофизическим законом, установленным Фехнером и впоследствии модифицированным Стивенсом. Фехнер пришел к выводу, что изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя. Другими словами, когда раздражитель растет в геометрической прогрессии (увеличивается в N раз), ощущение вырастает, лишь в арифметической прогрессии (увеличивается на N), то есть интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее. Основной психофизический закон Фехнера (Вебера-Фехнера) выражается формулой: R = С (lg I - lg I0), где R - интенсивность ощущения, I – сила, интенсивность действующего стимула, 10 - интенсивность стимула, соответствующая нижнему абсолютному порогу, а С - константа Вебера - Бугера, специфичная для каждой модальности  (В Маклакове другая формула: S = К lg I + C, где S – интенсивность ощущения, I – сила раздражителя, К и С – константы).

При выведении этого закона Фехнер исходил из невозможности непосредственной оценки испытуемым интенсивности возникающего у него ощущения. Поэтому в его формуле единицами измерения выступают физические величины. В 1941 г. С. Стивенс выдвинул идею о возможности прямой оценки человеком своих ощущений. Соотношение Стивенса означает, что ощущение едва заметного изменения относится к исходному ощущению с постоянной величиной. Другими словами, когда мы ощущаем слабый стимул, то достаточно небольшого изменения, чтобы мы могли уловить различие, а если мы переживаем сильное ощущение, то нам требуется значительная «добавка» для того, чтобы мы зафиксировали в сознании факт изменения ощущения. В результате такой модификации Стивенс вывел свою версию основного психофизического закона, которая носит не логарифмический, как у Фехнера, а степенной характер: R = С (I - Iо)п (В Маклакове: S = КRn, где S – сила ощущения, K – константа, R – сила раздражителя). Показатель п степенной функции Стивенса различен для разных модальностей ощущений. В настоящее время версии психофизического закона Фехнера и Стивенса рассматриваются как дополняющие друг друга.

 

 

 

26. Восприятие: подходы  к определению понятия, физиологическая основа, связь с ощущением.

Восприятие (перцепция) - это целостное  отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств. (Немов: восприятие – процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов).

Суть ощущения также состоит  в отражении реально существующего  мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой (это познавательные процессыы, чувственное познание, при котором предметы и явления действуют непосредственно – «живое созерцание»), однако между ними существуют и коренные различия. Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения, суть этого процесса заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, а в мире вещей, предметов и форм. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Но это не просто суммирование отдельных ощущений. На самом деле восприятие целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс  восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

В настоящее время существуют различные  теории процесса распознавания образов. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. На данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. Следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"