Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

 

 

 

38. Классификация видов  внимания.

В современной психологии принято  выделять несколько видов внимания, по следующим основаниям:

1. По объекту (по модальности (качеству) деятельности):

  • Чувственное (сенсорное)
  • Умственное (направлено на мысль)
  • Исполнительное (направлено на движение)
  • Аффективное ( на эмоцию)

2. По характеру объекта, который  привлекает внимание:

  • Непосредственное (объект интересен сам по себе)
  • Опосредованное (производное, апперцептивное – объект интересен в связи с чем-либо, что привлекает человека)

3. По переживанию усилия:

  • Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) – зависит от особенностей объекта. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин, и в зависимости от внутренних условий непроизвольное внимание делится на: 1. вынужденное внимание (определяется особенностями стимула, характером внешнего раздражителя, сюда надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя, это: резкие запахи, громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, взрывы, ритмичное повторение слабого стимула и т.п., также внимание привлекает новое, неожиданное, странное. Это врождённое, интенсивное внимание); 2. невольное внимание (зависит от индивидуального опыта субъекта, определяется особенностями организма, это: голод, усталость и т.п. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.); 3. привычное внимание (общая направленность личности, определяется интересами субъекта, это т.н. профессиональное внимание)
  • Произвольное (активное, целенаправленное) – зависит от особенностей субъекта. Его главная особенность – оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Произвольное внимание – это поведение ума. В зависимости от условий, произвольное внимание делится на: 1. собственно произвольное (лёгкие условия); 2. волевое (включает усилия, когда есть помехи, трудности); 3. выжидательное (если человек предупреждён и ждет); 4. спонтанное (послепроизвольное).

4. По активности личности (Н.Ф.  Добрынин):

  • Непроизвольное (min активности)
  • Произвольное
  • Послепроизвольное / спонтанное (max активности) - Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек   «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Внимание из произвольного становится как бы непроизвольным (в отличие от подлинного непроиз.вн-я послепроизвольное внимание остаётся связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами; в то же время в отличие от произ.вн-я здесь нет или почти нет волевых усилий).

5. В когнитивной психологии  встречается: Селективное внимание (пример: парень ждёт девушку – смотрит только на одну улицу). Распределённое внимание (пример: парень ждёт девушку – смотрит на несколько переулков, делит своё внимание)

Сущ и др. классиф. : 1. селективное (анализируется в услов. действ. неск. объектов. По модальности - зрительное ....). Селективн. отл от фокусировки (мы приспосабл. к к-т. ответу, что надо делать с этим стимулом), тем , что мы сосред. на выходе на к-т. признаке. 2. распределенное (одновр. вып. действий); 3.непрерывное (длит. и монотон. задачи) Джеймс выделил 3 типа: 1. по объекту сознания (сенсорное и умственное); 2 аффективное (непоср. - если объект интересен сам по себе и производное - в связи с др. объект.); 3. пассивное (мы обращаем на него внимание скорее благодаря его природе, чем силе воздейств. на к-н. прирожденное стремление и в силу этого приобр. привлекательность)  и активное, произвольное (всегда апперцептивно, мы делаем усилия для направл  в.).

 

 

 

39. Основные свойства  внимания и их экспериментальные  исследования.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. Внимание как состояние характеризуют: направленность, степень (интенсивность), объём, концентрация. Внимание как процесс характеризуют: колебание, отвлечение, устойчивость, распределение, переключаемость, инерционность, аккомодация.

В классической психологии сознания интенсивность внимания определяют как степень ясности и отчетливости содержаний, находящихся в фокусе текущего сознательного опыта. В когнитивной психологии под степенью внимания подразумевают количество ресурсов, вкладываемых в переработку релевантной информации, и оценивают ее по уровню или глубине этой переработки. Объем - число простых впечатлений или идей, осознаваемых ясно и отчетливо. Объем и степень внимания связаны обратной зависимостью - увеличение объема, как правило, приводит к уменьшению степени и, наоборот, фокусировка на одном объекте повышает степень внимания к нему. Учитывая эту закономерность, обе характеристики нередко объединяют в одну, называя её степенью концентрации или сосредоточения внимания.

Объем: количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп - прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5+-2. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Концентрация внимания: степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга. Методы изучения – корректурная проба (по времени) – показатель качества работы, таблицы Шульте.

Вторая группа свойств: Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям (опыты Урбанчича, Н. Ланге и др.). Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фигур, - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присматриваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.

Исследователи внимания считают, что  традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью.

В настоящее время доказано, что  наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Другими словами, для поддержания внимания к какому-либо предмету необходимо, чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить, насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями. Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, таблицы Крепелина (столбики цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени). Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно (примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря). Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы). Также выполнения двух дел сразу изучал Найссер (Спелке-Херст).

Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства - переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем труднее переключение, и наоборот). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Преключаемость изучается при помощи красно-чёрной таблицы Горбова.

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней (внешние раздражители) и внутренней (сильные переживания, эмоции, отсутствие интереса и чувства ответственности за дело). Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания. Принцип экспериментов на отвлечение внимания прост: во время выполнения назначенной задачи вводятся не относящиеся к делу раздражители, «дистракторы» и наблюдается не нарушается ли исполнение.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя. Это мнимая рассеянность, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"