Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Произвольные и непроизвольные  изменения направленности, степени и объема внимания могут происходить легко и быстро, или, напротив, с трудом и медленно. Эту характеристику подвижности внимания раскрывают через свойства инерционности и аккомодации. Инерционность внимания оценивают по времени его отрыва от предшествующего объекта или вида деятельности, а аккомодацию - по времени его настройки на новый объект или вид деятельности.

Свойства внимания изучали: Кравков  С.В. (интенсивность, объём, распределяемость, отвлекаемость, устойчивость, скорость приспособления внимания), Вудвортс Р.(объём, колебания, отвлечение, распределение внимания), Титчинер Э.Б. (объём, длительность, степень, аккомодация (предрасположение внимания к известному впечатлению) внимания), Ланге Н.Н. (колебание внимания), Рубинштейн С.Л., Лазурский А.Ф.  и другие.

 

 

 

40. Проблема внимания  в психологии сознания.

Исследования внимания начались уже  на этапе становления научной  психологии. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца, И. Мюллера и Г. Фехнера  подготовили почву и возбудили широкий интерес  к исследованиям феноменов внимания, в частности у ассистента Г. Гельмгольца, молодого врача и физиолога В. Вундта. Ему, безусловно, принадлежат права автора первой научной системы психологии и, одновременно, основателя психологии внимания. Учение о внимании как процессе апперцепции вошло в основное ядро вундтовской концепции сознания. "Процессы апперцепции и перцепции, взятые вместе, образуют целое нашей душевной жизни" (Вундт). Благодаря работам В. Вундта и его учеников исследование внимания длительное время, вплоть до двадцатых годов нашего столетия, занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии. Э. Титченер считает открытие внимания одним из главных достижений научной психологии. Психология сознания поставила проблему внимания, в работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы его экспериментального исследования.

Трудности, с которыми сталкивалась психология внимания, объясняли отсутствием адекватных методов его исследования. Интроспекция не обнаруживает во внимании ничего, что охарактеризовало бы этот процесс как таковой. Как показало дальнейшее развитие экспериментальной психологии, изучение внимания тормозила не столько бедность методических средств, сколько узость и односторонность общепсихологических концепций, лежащих в основе его исследований. «Сейчас каждый мало-мальски самостоятельный психолог анализирует и формулирует внимание по-своему» (О. Кюльп). Слово "внимание" является в большинстве случаев излишним и вредным, говорит Э. Рубин.

Примечательно, что эта, вторая волна исследований внимания поднялась не в связи с противоречиями внутри научной ситуации, а благодаря прямому запросу со стороны практики: в связи с решением вопросов эксплуатации сложной военной техники в середине 50ых годов произошел новый взлет теоретической мысли и поворот к изучению природы внимания. Экспериментальные исследования К. Черрии, Д. Бродбента вернули внимание в фокус психологической науки. С работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Отметим, что единой и общепринятой теории внимания до сих пор не создано.

В психологии сознания существовало три метафоры сознания и связанных  с ним три метафоры внимания:

1. Структурная метафора сознания Вундта: Внимание – это психический процесс, происходящий при более ясном восприятии содержаний сознания, который находится в фокусе.

Вундт "Сознание и внимание". Св-ва: ритмичность, объем, ритмическая природа сознания, ясность и отчетливость. Итак, используя в качестве простейшего психологического прибора метроном, Вундт пришел к нескольким выводам о природе сознания:

- наше сознание ритмично по  природе своей: ритмическая группировка  ударов в восходящий и  нисходящий ряд  обусловлена ритмичностью самой природы сознания связанной с ритмичностью психофизической организации организма (сердце, дыхание, ходьба)

- при сравнении двух ритмических  рядов или двух фигур можно  ввести меру объема сознания  позволяющего удерживать в представлении оба сравниваемых объекта как целое.

-в сознании выделяется фиксационная  точка и внутреннее зрительное  поле.

- вниманием называется процесс  происходящий при более ясном  восприятии ограниченной по сравнению со всем полем содержаний сознания.

Вундт выделил пассивное (внимание определяется случайными, внешними раздражителями) и активное (направление внимания определяется сознанием, внимание активная внутренняя деятельность) внимание. Апперцепция носит все признаки волевого действия (при активном внимании). Вундт рассматривал внимание как субъективную деятельность. В любой деятельности есть субъект и какое-то действие (изменение), которое он совершает. Апперцепция – объективные изменения, происходящие в содержании представлений. Внимание – субъективные ощущения и чувства, сопровождающие это изменение. Апперцепция и внимание – 2 стороны одного единого процесса.

Сознание, представляемое как поле переживаний, содержаний, представляет некоторую структуру - имеется некоторая граница за пределами которой мы ничего не переживаем (это неосознаваемые процессы), затем возникает поле перцепции, восприятия, переживания, зона сознания. А в зоне сознаваемых содержаний есть область апперцепции, то есть содержания сознания становятся ясными и отчетливыми, и наконец имеется наиболее высшая степень ясности и отчетливости - это фиксационная точка сознания, фокус. То есть сознание представляет из себя некоторое неоднородное поле, структуру, направленную по возрастающему градиенту вектора ясности и отчетливости представления, содержания к центру. Можно ввести вторую метафору для внимания: прожектор, который высвечивает эту область ясных представлений. Он обладает определенной интенсивностью (сила света), фокусом (зона луча), временными колебаниями (загорается или гаснет).

2. Титчинер (интроспекционист) - Внимание определяется как состояние сознание, степень сознательности которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности. При возникновении внимания в сознании происходит переструктурирование всех его содержаний по принципу ясности и нахождений содержаний в фокусе или на периферии. В этом смысле внимание становится тождественно сенсорной ясности. Распределение содержаний на ясные или темные является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса.

Титчинер рассматривал сознание на двух уровнях: ясного и  темного (фокуса и границы сознания). Главным характерным признаком процессов, находящихся на верхнем уровне сознания, является высокая степень их ясности. Интенсивность возрастает с ясностью. В структурной метафоре Вундта нет динамики сознания, хотя он и говорил о ритмике сознания. Титчинер в своей метафоре объединил структуру и динамику сознания. Эта картина носит название волны сознания и отражает динамику (накатывает и откатывает) - в сознании всегда есть ритмика смены содержаний находящихся в фокусе и в этом отношении волна имеет временную характеристику соотносимую с устойчивым и неустойчивым вниманием, называемую Титчинером длиной волны (обозначающей как долго мы можем удерживать внимание на объекте). Общая площадь под кривой позволяет говорить об объеме сознания, высота пика позволяет говорить об интенсивности, силе внимания. Процессы происходящие на гребне волны интенсивнее и ярче процессов происходящих на нижнем уровне сознания и очевидно, что существуют различные степени ясности представлений, находящихся на самом гребне. В том месте кривой, где производная имеет непостоянное значение можно говорить об объеме внимания (площадь этой области).

Однако, говоря о Титчинере  необходимо сказать, что структуралисткую теорию сознания он довел до предела: он свел внимание к сенсорной ясности, что является еще одним атрибутом ощущений, которые изучал Вундт.

Экспериментальные изучения внимания: -Объём внимания –Метод одновременных  раздражений: используется тахистоскоп, в качестве возбудителей – бессмысленный ряд букв, вывод – max объём – 6 впечатлений. Метод последовательных раздражений: Экспериментатор разграничивает 2 ряда ударов (метроном). Наблюдатель должен сказать равны ли эти два ряда.  -Длительность внимания: отдельная волна может длиться 2-3 минуты. -Аккомодация и инерция внимания – если 2 возбудителя одновременно предложены нашему вниманию, причём один из них согласуется с имеющимися уже представлениями, а другой нет, то они достигнут гребня волны не вместе, а возбудитель, который подходит к общему характеру сознания превзойдёт своего конкурента. В таких случаях мы говорим о предрасположении, или аккомодации, внимания к известному впечатлению (эксперимент с метрономом и колокольчиком – наблюдателя просят сказать, где находится стрелка в тот момент, когда он слышит звон: в первом случае его просят внимательно следить за стрелкой, следовательно происходит переоценка в случае фокуса внимания на местонахождении стрелки, во втором случае его просят следить за звоном, следовательно происходит недооценка при фокусе на колокольчике). Аккомодация заключает в себе инерцию, и мы действительно находим, что легче сохранить известное направление внимания, чем проложить ему новый путь.

3. Функциональная метафора Джемса.

Для Джемса сознание представляло из себя приспособительный акт созданный  природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание представляет из себя не плоскостную картинку, а некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти («поток сознания»). 4 свойства сознания: -каждое состояние сознания стремиться быть частью личного сознания; -в границах личного сознания его состояния изменчивы; -всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений; -одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и вообще всё время делает между ними выбор. Поток обладает характеристикой ограниченности, селективности. То есть внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток.

Механизмы внимания по Джеймсу зависят  от степени произвольности внимания. Непроизвольное внимание предполагает настройку органов чувств, сенсибилизацию, изменение системы кровообращение и т.д., то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. В случае произвольного внимания речь идет об идеационном центре, который формирует состояние готовности по отношению к среде, состояние преперцепции, ожидание нахождения и выбора слабого сигнала в условиях решения задачи.

В рамках рассмотренного подхода психологии сознания сосредоточенные в большей  степени на когнитивном аспекте, существовали также и моторные теории внимания Рибо и Ланге. Внимание здесь также понималось как свойство работы сознания, но фокус этих теорий состоял в рассмотрении механизмов, осуществляющих эту ясную, отчетливую работу сознания, которую они видели в разного вида моторных настройках организма. Ланге дает модель волевого внимания, основанную на работе моторных импульсов, сопровождающих акт воли. Теория Т. Рибо: внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Кроме того, внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Следовательно, секрет произвольного внимания заключается в способности управлять движениями. Рибо отмечает, что нормальное состояние - это множественность состояний сознания или, по выражению некоторых писателей, полиидеизм. Внимание есть временная задержка этой бесконечной смены в пользу одного только состояния: это моноидеизм (т. е. оно предполагает существование господствующей мысли, стягивающей вокруг себя только то, что к ней относится, и ничего более, и допускающей образование ассоциаций лишь в ограниченных пределах, постольку, поскольку они сосредоточиваются подобно ей на одном определенном пункте). Так, внимание - это умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума.

 

 

 

 

41. Моторные теории  внимания Т. Рибо и Н.Н. Ланге.

Моторные теории внимания объединяет акцент на двигательной составляющей акта внимания. Субъективное переживание  внимания понимается в них как равноправная сторона физиологического процесса. 

Среди теорий внимания широкую известность приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Внимание есть состояние  исключительное, ненормальное, ограниченное во времени, т.к. оно находится в противоречии с основным условием психической жизни - изменяемостью. Внимание есть состояние неподвижное. Нормальное состояние - это множественность состояний сознания или, по выражению некоторых писателей, полиидеизм. Внимание есть временная задержка этой бесконечной смены в пользу одного только состояния: это моноидеизм (господство одной идеи в сознании). Таким образом, Рибо определяет внимание как умсmвенный моноидеизм, сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида.

Кроме того, Рибо считал, что  внимание всегда сопровождается изменениями  физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела - лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Особенно ярко явление внимания проявляется в мимике. В акте внимания происходит сокращение лобного мускула, за счет чего приподнимаются брови, широко раскрываются глаза и рот, а губы немного вытягиваются вперед. Эволюционный смысл подобной мимики заключается в том, чтобы лучше видеть (а может быть, даже и попробовать на вкус) исследуемый объект. Неразрывность физиологической и психологической сторон внимания Рибо иллюстрирует устойчивыми языковыми идиомами: «собраться с мыслями», «ломать голову», «глаза на лоб полезли от удивления».

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"