Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Э.Фромм явился автором концепции "гуманистического психоанализа". В отличие от своего учителя З. Фрейда, утвердившего биологическую  обусловленность психики и поведения человека, Э.Фромм доказывал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничество.

Психоаналитический подход в целом  оказал огромное влияние на мироощущение ХХ в. Для психологической науки, при всей мифологичности психоаналитических построений, ценной оказалась переориентация исследований на проблемы мотивации, эмоций и личности.

 

 

6. Представление о  предмете и методах психологии  в бихевиоризме. Основные линии  развития бихевиоризма.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Предмет психологии – поведение. Психология должна стать естественно-научной дисциплиной и использовать объективные методы (+отвечать запросам практики).

Бихевиоризм как самостоятельное  научное течение опирается на работы Э. Торндайка (1874-1949), который сформулировал два основных «закона научения»: Закон упражнения и Закон эффекта. Учение Павлова об условном рефлексе и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева  также оказали значительное влияние на формирование бихевиоризма.

Основоположником бихевиоризма является Уотсон (1878-1958), который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами. Дж. Уотсон в 1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы (знаменитое S - R). С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований.

Он полагал, что выработка полезных сочетаний стимулов и реакций, может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. В историю вошло экспериментальное исследование Уотсона по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Испытуемым в данном эксперименте стал маленький Альберт. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»). Уотсон отрицал принципиальную возможность научного исследования сознания человека. Поскольку при объективном изучении поведения человека методами, заимствованными из естественных наук, бихевиорист "не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии".

Основные линии развития бихевиоризма: необихевиоризм (Толмен, Халл), оперантный бихевиоризм (Скиннер), социально-когнитивный (нео-нео) бихевиоризм (Бандура).

Бихевиоризм Скиннера. Различает респондентное и оперантное поведение. Оперантное поведение возникает без воздействия каких-либо внешних наблюдаемых раздражителей. Реакция организма кажется спонтанной в том смысле, что внешне она никак не связана с каким-либо наблюдаемым раздражителем. Это вовсе не означает, что стимула, вызывающего ту или иную реакцию, не существует; это значит, что при возникновении данной реакции ни один стимул не является наблюдаемым.

Другим различием между респондентным  и оперантным поведением является то, что оперантное поведение воздействует на окружающую организм среду, в то время как

(6)  респондентное поведение этого не делает. (Подопытная собака в лаборатории Павлова, закованная в сбрую, не может сделать ничего иного, как только реагировать (например, пускать слюну), когда экспериментатор предлагает ей какие-либо стимулы. Собака сама по себе ничего не может сделать, чтобы достать стимул (пищу). Оперантное поведение крысы в ящике Скиннера, напротив, является инструментальным в том смысле, что крыса достигает своего стимула (пищи). Когда крыса нажимает на рычаг, она получает пищу; а если не нажимает на рычаг, то не получает пищи - «скиннеровский ящик»). Скиннер считал, что оперантное поведение характерно для повседневного научения. Поскольку поведение, как правило, носит оперантный характер, то наиболее эффективным подходом в науке о поведении является изучение обусловливания и угасания оперантного поведения. Скиннер сформулировал свой закон подкрепления, который гласит, что сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом.  Скиннер отмечал, что хотя в реальной жизни подкрепление далеко не всегда бывает последовательным или непрерывным, тем не менее, научение все-таки происходит и поведение сохраняется, даже если подкрепление было случайным или редким.

Стремление к объективизации науки  о поведении, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе, оторванной от реальных жизненных проблем. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека. Поэтому довольно скоро ортодоксальные взгляды основоположника бихевиористского учения были смягчены его последователями, которые одновременно пытались приблизить науку о поведении к действительности, примирить ее со сложившимся философским пониманием человека, в жизни которого психические явления играют заметную положительную роль. Это было сделано необихевиористами в 30-е годы XX столетия, и наибольшую известность из них получили Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Халл (1884-1952).

Восприняв основные бихевиористические идеи, Толмен (объединил идеи бихевиоризма и гештальтпсихологии) отказался от понимания поведения только как системы реакций на стимулы и ввел представление об имманентной активности (не реактивности) организма, о целенаправленности, разумности и целесообразности поведения. Э. Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия промежуточных переменных. Связи между стимулами и поведенческими реакциями являются не прямыми, а опосредованными. Их изменяют, модифицируют так называемые "промежуточные переменные", среди которых много собственно психологических явлений. Важнейшие из них у человека следующие: цель, ожидание, гипотеза, когнитивная карта мира, знак и его значение. В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний - прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. Толмен также ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений.  Идеи, высказанные Толменом, получили дальнейшее развитие в работах К.Халла.

В настоящее время модификации  бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социальною наученuя А. Бандуры (род. 1925) и Д. Роттера (род. 1916).

 

 

 

7. Психика, ее источники,  природа, механизмы.

Определение А.Н. Леонтьева (классическое): Психика – это свойство живых материальных тел, которые своими состояниями способны отражать независимо от них существующий внешний мир (свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях). Психика – это субъективный образ объективной реальности! Другие определения: Психика – это форма активного отражения субъектом объктивной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию (псих. словарь под ред. Зинченко и Мещерекова). Психика – функциональный орган индивида, группы или общества, который позволяет ориентироваться в непосредственно меняющейся среде и действовать (Барабанщиков).

Психика сложна и многогранна по своим проявлениям. Выделяют три основные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они обладают определенными динамическими характеристиками. На их основе формируются знания, умения, навыки, определенные состояния. Психические процессы включают в себя: познавательные (ощущение, восприятие, память …), эмоциональные (радость, возбуждение, негодование …) и волевые процессы. Познавательные процессы связаны с восприятием и переработкой информации. Благодаря им человек получает сведения о мире и о себе; полученная информация имеет эмоциональную окраску, то есть может быть значимой или незначимой (-эмоциональные процессы). Также для поведения человека существенны волевые процессы, которые наиболее ярко проявляются при принятии решения, преодолении трудностей. Иногда выделяют неосознаваемые процессы. Психические состояния (подъем, угнетенность, страх, бодрость) характеризуют состояние психики в целом; также имеют свою динамику. В то же время они могут влиять на течение и результат психических процессов. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека. Психические свойства характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Это наиболее существенные особенности человека, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека: направленность личности, способности, характер.

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика. Антропопсихизм – психика присуща только человеку (Декарт). Панпсихизм – учение о всеобщей одухотворенности природы, психика присуща всей природе, всему миру (французские материалисты, Фехнер). Биопсихизм - психика – свойство живой материи, присущее и растениям (Вундт). Нейропсихизм - психика присуща только организмам, имеющим нервную систему (Дарвин). На современном этапе развития психологии ни одна из данных точек зрения не может быть признана удовлетворительной, так как не объясняет причин возникновения психики.

Критерием появления задатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Так, по Леонтьеву, граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма: раздражимостью и чувствительностью. Раздражимость - способность организма реагировать на биологически значимые воздействия (биотические) (первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений). В качестве объективного критерия возникновения психики Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия – чувствительность (способность организма реагировать на воздействия среды, не имеющая непосредственного биологического значения, но вызывающая психологическую реакцию в форме ощущения). Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые не были запрограммированы генетически, то есть к прижизненному научению. Чувствительность – объективный критерий наличия психики, но психика даже в самых ранних формах должна характеризоваться не только объективно, но и иметь субъективную представленность. По Леонтьеву, субъективным критерием психики является ощущение, по Рубинштейну – эмоция (позже Леонтьев снял данное противоречие, предположив, что на начальных ступенях эволюции психики ощущение и эмоция составляют единое целое; в широком смысле «чувственное» означает эмоционально-сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение).

Источниками психики являются НС и головной мозг. Уровень психического отражения зависит от уровня развития нервной системы и мозга. НС впервые появляется у кишечнополостных; в своем развитии она проходит несколько этапов. С развитием НС происходит все большая ее централизация. Происходит специализация реакций: сначала внешнее раздражение вызывает в ответ диффузную реакцию, как бы массовое действие, затем происходит специализация реакций, то есть выделение местных специализированных реакций отдельных частей тела. Наиболее примитивным типом НС является диффузная НС (сетевидная НС), она порождает недифференцированный способ реагирования на раздражение (медуза). Особенностью такой НС является отсутствие процессов торможения, нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью. Далее наблюдается выделение центральных нервных узлов, появляется узловая НС; для (7) нее характерно сплетение, концентрация нервных клеток в узлах, которые по преимуществу осуществляют регуляцию реакций животного; впервые появляется реакция, имеющая характер рефлекса (черви). Трубчатая НС (рыбы): НС представляет собой сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца – простейшим головным мозгом (при этом информация о раздражителях объединяется).  Центральная НС с головным мозгом. (Другие названия: сетчатая, кольцевая, радиальная)

Развитием психики обусловлен и  рост сложности поведения животных (поведение – сложный комплекс реакций живого организма на воздействия  среды). Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами – это таксисы; таксисы проявляются в общей механической реакции организма на источники раздражения. С развитием НС появились рефлексы, определяемые как более специфичные и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств (когда сигнал от органа чувств передается с помощью НС и вызывает автоматическую реакцию). Более сложным является инстинктивное поведение; оно специфично для каждого вида. Инстинкт – врожденные, неизменяемые, сложные, стереотипные формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. Инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия. Импритинг – особое явление, присущее некоторым видам животных; неизгладимое запечатление первой встреченной информации после рождения (у птенцов возникает глубокая привязанность к первому движущемуся предмету). К инстинктивному поведению относят те формы поведения, которые обеспечивают максимальную приспособленность животного к обычной для него среде и обычным обстоятельствам. С развитием способности к научению и выработке навыков, животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде. У высших млекопитающих (обезьяны, человек) благодаря высокому уровню развития головного мозга появляется способность к умозаключению, способность решать задачи без предварительных пробных манипуляций, способность улавливать связи между элементами ситуации и выводить из них правильное решение.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"