Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Стадии и уровни развития психики  и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву  и К.Э. Фабри)

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем

Виды живых существ, достигших этого уровня развития.

I. Стадия элементарной сенсорной психики

  1. Низший уровень.

Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

 

Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде

  1. Высший уровень.

Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных  условных рефлексов

Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы

Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

II. Стадия перцептивной психики

  1. Низший уровень.

Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти

Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.

Рыбы и другие низшие позвоночные, а также отчасти некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые

  1. Высший уровень

Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира»

Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению

Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)

  1. Наивысший уровень

Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт)

Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков

Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)


 Итак, способ и уровень адаптации  животных к условиям существования  определяется степенью развития  психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. Наивысший уровень развития психики, находящийся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных, однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение основных биологических потребностей.

 

 

 

10. Концепция культурно-исторического  развития психики Л.С. Выготского. (=теория общественно-исторического происхождения высших психических функций человека)

Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеальный». С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. Л. С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредствованной. И в соответствии с этими линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Так, Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями (ВПФ),  составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. Иными словами, Выготский утверждал, что ВПФ человека имеют социальную природу. При этом под ВПФ подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить 3 составные части:

1. «Человек и природа». Ее основное  содержание можно сформулировать  в виде двух тезисов. Первый  тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

2. «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились ВПФ, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под ВПФ Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических. Эти психологические орудия он называл знаками. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, - «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.

(10)   3. «Генетические  аспекты». Эта часть концепции  отвечает на вопрос, откyдa берутся средства-знаки. Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы (сделай то, возьми это …). Они были по своей сути  словесными знаками.  Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно,  возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Можно полагать, что сначала функции  человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Таким образом, в концепции  Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, ВПФ имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Следовательно, ВПФ человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

В заключение следует отметить, что, конечно, концепция Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Концепция Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека. Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Сегодня в отечественной  психологии основополагающим тезисом  является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания - общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.

 

 

 

11. Развитие высших  психических функций у человека.

Психика человека – качественно  более высокий уровень, чем психика  животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались  в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Высшие психические функции  человека:

  • Это особый вид психических функций, который отсутствует у животных.
  • Это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы.
  • Понятие ВПФ введено Выготским и развито Лурией.
  • К ВПФ относятся: произвольные ощущения, произвольное внимание, произвольная память, мышление, воображение и др.
  • ВПФ – весьма пластичны, их компоненты взаимозаменяемы, с чем связано восстановление ВПФ у пострадавших людей за счет перестройки функциональных систем.
  • ВПФ появились благодаря овладению человеком собственной психикой, благодаря появлению произвольных форм деятельности. (новую структуру породило овладение природой с помощью орудий труда и особенно – поведением с помощью психологических орудий, знаков)

Развитие психики на уровне человека, согласно материалистической точке  зрения, идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда. У человека наряду с низшими уровнями организации психического, которые ему даны от природы, возникают и высшие. Ускоренному психическому развитию людей способствовали 3 основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познать. С расширением знаний о мире росли возможности человека. Изменился механизм передачи знаний и опыта; орудия труда и предметы человеческой культуры стали передаваться по наследству. Самым значительным изобретением человека явились знаковые системы. Появление языка дало возможность хранить и воспроизводить информацию. Знаковые системы, особенно речь, стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью и т.д. Человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Эта система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества как предметность, осмысленность, структурность, константность; внимание стало произвольным; память – логической; мышление – словесным или абстрактным.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"