Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика |
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем |
Виды живых существ, достигших этого уровня развития. |
I. Стадия элементарной сенсорной психики | ||
Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.
|
Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. |
Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде |
Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов |
Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы |
Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
II. Стадия перцептивной психики | ||
Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти |
Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. |
Рыбы и другие низшие позвоночные, а также отчасти некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые |
Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» |
Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению |
Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) |
Выделение в
практической деятельности особой, ориентировочно- |
Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков |
Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины) |
Итак, способ и уровень адаптации
животных к условиям
10. Концепция культурно-
Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеальный». С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. Л. С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредствованной. И в соответствии с этими линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Так, Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями (ВПФ), составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. Иными словами, Выготский утверждал, что ВПФ человека имеют социальную природу. При этом под ВПФ подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
В концепции Выготского можно выделить 3 составные части:
1. «Человек и природа». Ее основное
содержание можно
2. «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились ВПФ, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под ВПФ Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических. Эти психологические орудия он называл знаками. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, - «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.
(10) 3. «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос, откyдa берутся средства-знаки. Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы (сделай то, возьми это …). Они были по своей сути словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, ВПФ имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Следовательно, ВПФ человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
В заключение следует отметить, что, конечно, концепция Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Концепция Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека. Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.
Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания - общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.
11. Развитие высших
психических функций у
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Высшие психические функции человека:
Развитие психики на уровне человека, согласно материалистической точке зрения, идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда. У человека наряду с низшими уровнями организации психического, которые ему даны от природы, возникают и высшие. Ускоренному психическому развитию людей способствовали 3 основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познать. С расширением знаний о мире росли возможности человека. Изменился механизм передачи знаний и опыта; орудия труда и предметы человеческой культуры стали передаваться по наследству. Самым значительным изобретением человека явились знаковые системы. Появление языка дало возможность хранить и воспроизводить информацию. Знаковые системы, особенно речь, стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью и т.д. Человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Эта система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества как предметность, осмысленность, структурность, константность; внимание стало произвольным; память – логической; мышление – словесным или абстрактным.