Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
1. Основные этапы развития
Многие вопросы в психологии невозможно понять без опоры на ее историю развития (одним из первых «историков психологии» считается Аристотель, в своем трактате «О душе» он представил исторический экскурс, обзор по данной проблеме).
Психология имеет многовековую историю.
Один из вариантов периодизации истории психологии основывается на содержательных критериях, определявших смену взглядов на природу психического. Согласно этой периодизации, в истории психологии можно выделить следующие основные этапы развития:
I. Существование психологии в рамках философии и других наук (> 2500 лет)
1 – 6в.до н.э. – 5 в.н.э.: возникновение науки о душе и появление первых эмпирических знаний о психических процессах; формирование двух направлений – материализма и идеализма – в объяснении происхождения и проявления души; выделение проблем: душа и тело, врожденное и приобретенное.
Материалистические учения: Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, стоики. Идеалистические учения: Протагор, Сократ, Платон. Аристотель! Сложилось представление о душе как самостоятельном предмете исследования и главном объяснительном принципе. Накоплен материал об отдельных психических функциях. Поставлен вопрос о соотношении души и тела; 3 направления: душа материальна, душа идеальна, душа – форма живого тела (Аристотель – единство души и тела). В поздней античности ситуация стала меняться: с укреплением христианской религии акцент переносится на верование (Квинт Тетрулиан, Аврелий Августин).
2 – 6- 16 в.н.э.: развитие представлений
о душе в рамках философии,
медицины и других наук. Отказ
от души как предмета
В Европе появляется схоластика (номинализм и реализм). Фома Аквинский. Дунс Скотт и Уильям Оккам. Френсис Бэкон: наметил эмпирические пути для развития психологии, исключил органические функции из состава души; вплотную подошел к понятию «сознания».
3 – 17 – сер.19 в.: выделение сознания
как предмета исследований, возникновение
теоретических основ
Декарт, Локк, Гоббс, Спиноза, Лейбниц.
Ассоциативная психология в Англии: Беркли, Юм, Гартли, Пристли. В Германии – Вольф, Кант, Гегель, Фейербах, Гербарт. Во Франции: Кондильяк, Ламетри.
II. Существование психологии как самостоятельной науки.
1 – кон.19в.: возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки в рамках учения о сознании; постепенное проникновение экспериментального метода в психологию.
Первые программы построения психологии как самостоятельной науки: психология как наука о непосредственном опыте (Вундт), психология как наука об интенциональных актах сознания (Брентано), психология как наука опроисхождении психических деятельностей (Сеченов).
Экспериментальная психология на рубеже 19-20 веков: Англия – Гальтон, Франция – Бине, Рибо, США – Джемс, Холл, Кеттелл, Мюнстенберг.
2 – 10-30ые гг. XXв.: открытый кризис психологии по вопросу о предмете и методах исследования. Возникновение школ и направлений в психологии: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.
3 – 30-50ые гг.: затухание кризиса психологии; эволюция научных школ (необихевиоризм, неофрейдизм …)» в отечественной психологии бурно развивается теория деятельности.
4 – 60ые гг. –
настоящее время: поиски новых
теоретических подходов в психо
История психологии
может рассматриваться как
Дальнейшее развитие психологических знаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими тенденциями. Одна из них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических концепциях. Вторая - состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике. Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем.
2. Современная психология: предмет, задачи и место в системе наук.
Психология (psyche – душа, logos – учение; с греч. «наука о душе»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Он был введен немецкими схоластами Гоклениусом и Кассманом в 1590 году и окончетельно утвердился после выхода в 1732г. книги «Рациональная психология» Х.Вольфа.
Однозначного подхода к
Отечественные психологи: психологи – наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития. А.Н. Леонтьев дал следующее определение психологии: «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов» (1973). Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях. Объектом психологии является человек и живые организмы, наделенные психическими источниками (психикой). Предметом психологии является психика. Определение А.Н. Леонтьева (классическое): Психика – это свойство живых материальных тел, которые своими состояниями способны отражать независимо от них существующий внешний мир (свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях). Психика сложна и многогранна по своим проявлениям. Выделяют три основные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Задачи психологии.
Ломов Б.Ф.: Основной задачей психологии является «изучение природы психики, ее механизмов и управляющих ею закономерностей».
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
– с научной точки зрения, научными методами; есть и житейские представления.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Место психологии в системе наук.
Если обратиться к истории, то междисциплинарный статус психологии отмечался еще в древности. Так, Платон разделяет виды наук в соответствии с психическими функциями человека: диалектика (логическое рассуждение), физика (чувственное познание, ощущение и (2) восприятие) и этика (воля и стремление). Таким образом, психология, по Платону, становится «королевой наук», обосновывающей саму возможность их существования.
По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, психологии должно быть отведено совершенно особое место в системе наук, так как: - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству (психике); - в психологии как бы сливаются объект и субъект познания; - психология – наука не только познающая, но и созидающая человека.
Таким образом, психология занимает важное место в современных классификациях наук.
В рамках классификации наук Кедрова (1965) психология представляет собой «связующее звено» между вершинами так называемого «треугольника наук». Сутью данной классификации является отражение предметного и методического родства между различными научными дисциплинами. Схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют группы естественных, социальных и философских наук. П. Находится в тесном родстве с естественными науками преимущественно в отношении метода построения исследования, во взаимодействии с социальными науками по материалу исследования, с философскими науками – по предмету, так как область мышления сама по себе является предметом диалектики и логики.
По мнению Пиаже, совокупность наук может быть рассмотрена как некий континуум, в котором к одному из полюсов будут тяготеть науки, которые призваны координировать общую структуру познавательной деятельности человека (философия, математика, логика), а к другому – те, что определяются специфическими особенностями познаваемых объектов (физика, химия, биология). Психология занимает «ключевую позицию в системе наук» (Пиаже), так как именно через нее вся система наук приобретает свою замкнутость и целостность. Психология отвечает на вопрос, как человек познает мир, а все остальные науки – как науки, описывающие абстрактные правила познания, так и распространяющие эти правила на предметный мир, - являются конкретным воплощением познания. Другими словами, психология опосредствует понимание деятельности по реализации принципов абстрактных наук на материале наук специальных и процесс ассимиляции данных, полученных в рамках специальных наук, науками абстрактными.
Саймон разделяет все современные науки на науки о «естественном» (их предмет – области действительности, генетически не связанные с деятельностью человека: физика, химия, геология) и об «искусственном» (предмет – область действительности, возникновение которой является результатом человеческой деятельности: социология, история, искусствознание). Психология выполняет пограничную, связующую роль между различными группами дисциплин. С одной стороны, психика является одним из природных феноменов; с другой стороны, психика порождается в деятельности и тем самым превращается в ходе развития человечества во все более «искусственный» объект и, наконец, сама психика действует как производящая сила, создающая и поддерживающая всю сферу «искусственного».
В практическом плане наиболее очевидна взаимосвязь психологии со смежными дисциплинами, с которыми она во многом пересекается. Такое взаимопроникновение можно проследить на примере «пограничных» отраслей психологии, или междисциплинарных специальных отраслей психологии. Активный взаимный обмен данными исследования и объяснительными схемами происходит у психологии с социологией, историей, культурологией, лингвистикой, нейрофизиологией, генетикой, компьютерными науками…
3. Отрасли психологии, основания их выделения.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений; она носит многоотраслевой характер. Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельные направления научных исследований; причем постоянно появляются все новые отрасли. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию и специальные отрасли психологии. Общая психология выделяется как теоретическая база всех остальных направлений в психологии. Она изучает все важнейшие категории (психику, психические явления, сознание, деятельность…) и универсальные закономерности функционирования психики. Общая психология включает в себя 4 основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций психики), психологию познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление…), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и воли) и психологию личности. Специальные и междисциплинарные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на основных законах функционирования психики, сформулированных в ее рамках. Знания, накопленные общей психологией и преломленные через более конкретную проблематику специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии (они же обогащают общую психологию новыми проблемами и результатами, стимулирующими ее развитие).
Отрасли психологии выделяют по следующим основаниям:
- педагогическая (изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания),
- психология труда (