Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Таким образом, человек отличается от животных наличием языка как системы  кодов, обозначающих предметы и их отношения, с помощью которых предметы вводятся в известные системы или категории. Эта система кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию «категориального» сознания.

 

 

 

15. Неосознаваемые  процессы, их характеристики.

Для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному. Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознателъные» процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий. 3 подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние - состояние «свободной головы» - и означает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входящие эту группу, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались (группа первичных автоматизмов, автоматические действия: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и др.),  а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании (автоматизированные действия или навыки; эти действия сначала осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически). Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей (пример: обучение игре на музыкальном инструменте).

Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля человек совсем не знает, что он делает, контроль за деятельностью остается. Дело в том, что поле сознания не однородно. Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действий, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется. Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно, действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. Например, когда человек начинает совершать много ошибок (при усталости или плохом самочувствии) или при длительном перерыве в выполнении действий, то он вновь начинает контролировать свои простейшие действия, до этого неосознаваемые. Именно в изменении степени представленности действий в сознании состоит отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не могут быть осознанными.

Явления неосознаваемой установки. Понятие «установка» занимает в психологии очень важное место. В отечественной психологии направление, разрабатывающее проблему установки, было создано Д.Н. Узнадзе (1886-1950). По мнению Д. Н. Узнадзе, установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. Существуют различные виды установки: - моторная установка - готовность к выполнению конкретного действия; - умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов; - перцептивная установка - готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, и т. д. Установка очень важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. В результате целой серии экспериментов Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Подтверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров (испытуемого вводили в состояние гипноза и предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб (в одну руку давали шар большего объема); затем ему внушалось, что необходимо забыть все, что он делал, после выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оценить объем шаров в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверждая, что шары разные, хотя на самом деле они были одинаковыми). Таким образом, неосознаваемые установки имеют важное значение для формирования осознаваемых действий.

Неосознаваемые сопровождения  действий (пример: слушающий музыку человек в такт покачивает ногой): непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

Неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования процессов, входящих в этот класс, прежде всего, связаны с именем З. Фрейда. Он внес большой вклад в изучение неосознаваемых причин некоторых действий человека и психических явлений. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на одном из сеансов гипноза (женщина с зонтиком). Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов: - неосознаваемость причин совершаемых действий; - абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает; - стремление подыскать объяснение своему действию; - возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия. Благодаря этому Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно этой теории, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. Сознание - это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком. Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами: - содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение; - информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание (это объясняется работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления). По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых - сексуальное (либидо).  Но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Эти влечения имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.  Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Теория Фрейда, несмотря на свою противоречивость, все же позволяет понять многие механизмы неосознаваемых действий человека.

Надсознательные процессы: процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. С этим явлением мы сталкиваемся, когда пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это уже не просто взгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь. У нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы, сам процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.

Основные характеристики данного  процесса: - субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс; - мы не знаем, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они, как правило, завершаются внезапно, неожиданно для нас.

Надсознательные процессы играют весьма значимую роль в жизни людей. К  ним следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных события, кризисы чувств, личностные кризисы и др.

Существует проблема познания неосознаваемых психических процессов. Вполне правомерен вопрос о том, как изучить неосознаваемые процессы, если они не осознаются. Прежде всего следует отметить, что неосознаваемое в различных формах проявляется в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, интегральный результат надсознательных процессов. Сведения о неосознаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов (эксперименты Лурии – сопряженная моторная методика: произносились слова и фиксировалась мышечная реакция). Следовательно, при изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере бессознательного.

Таким образом, психика человека чрезвычайно  сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бессознательное». Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.

 

 

 

 

16. Категория деятельности  в психологии, ее общая характеристика.

Категория деятельности занимает важное место в трудах, в основном, отечественных  психологов: отечественные психологи обосновали деятельностный подход в психологии (Леонтьев «Дея-ть. Сознание. Личность», Рубинштейн «Основы общей психологии» и др.), деятельность как психологическую категорию рассмотрел Б.Ф. Ломов («Методологич. и теорет. проблемы психологии»), А.В. Брушлинский («Субъект дея-ти»), К,А, Абульханова-Славская («Психология дея-ти», «Стратегия жизни») и др.  Теория деятельности была создана в советский период (кон.20-ых – нач.30-ых годов XX века), являлась центральной психологической теорией в России и развивалась на протяжении более    50-ти лет. Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и А. Р. Лурия, А.В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. Основные понятия данной теории – деятельность, сознание и личность.

(СЛ. Рубинштейн (1889-1960): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его caмoгo».)

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром (Маклаков); - это система процессов, осуществляющих взаимодействие организма с предметной средой (Леонтьев); - это взаимодействие человека с окружающим миром, в результате которого человек изменяет мир и самого себя (К,К, Платонов); - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования (Немов). В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью. Определение Артура Владимировича Петровского ! :  деятельность – внешняя (физическая) и внутренняя (психическая, умственная) активность человека, определяемая сознательной целью.

Основополагающие принципы психологической  теории деятельности (формулируются, исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности):

1. Сознание не может рассматриваться  как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания). Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который фиксирует тот факт, что сознание (или шире - психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный  процесс (принцип активности).   Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

4. Действия человека предметны;  их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

 

(16)              Поведение животных

Деятельность  человека

Инстинктивно-биологическая  деятельность; определяется врожденными инстинктами.

Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении; определяется целью.

Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации.

Абстрагирует, проникает  в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости.

Деятельность человека кроме физических действий включает и умственные.

Животные используют все природное. Могут создавать  вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно; не способны изготовлять  орудия с помощью другого орудия.

Человек создает духовные и материальные ценности. Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, то есть появление плана сознания.

Типичны наследственно-закрепленные программы поведения. Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного.

Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и др.) Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры.

Приспосабливаются к  внешней среде.

Преобразует внешний  мир в соответствии со своими потребностями.

Таким образом, основные отличия деятельности человека: - не обязательно связана с биологическими мотивами; - не определяется только наглядными впечатлениями; - формируется путем усвоения общественного опыта; - человек преобразует внешний мир, создает материальные и духовные ценности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"