Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Известные воспитательные системы школ в России.

Воспитание в отеч педагогике всегда занимало приоритетное положение, а  в период XIX—начала XX века актуализировались  его гуманистические составляющие.

Именно в этот период формируется  понятие «гуманистическая педагогика». Основоположником здесь по праву  считается К.Д. Ушинский, который  провозгласил принцип народности воспитания и вложил в него гуманистические  основания, такие как любовь к  Родине, веру в добрые силы и высокий  нравственный потенциал русского народа.

Продолжателем идей К.Д.Ушинского  можно считать С.А. Рачинского, который  попытался реализовать принцип  народности в деят. сельской школы. Главная отличительная особенность образоват системы сельской школы, по убеждению С.А. Рачинского, состоит в том, что она, прежде всего, учреждение воспитательное. Цельная системообразующая концепция воспитания личности, основанная на принципах народности, природосообразности, гуманизма и религиозной нравственности, составляет ядро пед-их воззрений Л. Н. Толстого. Идея народности сочетается в ней с идеей свободы. Свободное воспитание, считал он, является необходимым условием истинного духовно-нравствен и творческого развития реб. Основу русской педагогики Л. Н. Толстой видел в культурно-исторических традициях народа, языке, религии, вере, нравственном самосовершенствовании личности.

Продолжателем гуманистической традиции в педагогике на основе идеи «свободного  воспитания» был К.Н. Вентцель, который  в центр воспитания ставил реб. С  помощью любви, по его мнению, педагог  должен содействовать развитию индивид  человеческой личности.

Дальнейшее развитие гуманистических  взглядов на ребенка наиболее целостно проявляется в антропологическом  подходе к вопросам воспитания и  образования. Видные ученые этого периода  П.Ф. Каптерев и П.Ф. Лесгафт, являясь  продолжателями идей К.Д. Ушинского, считали, что все науки о человеке должны служить целостному философско-педагогическому  знанию о душе, о теле, о назначении чел и являются теоретической  базой воспитательной практики.

Эти идеи в той или иной степени  развивались в российской пед-ой науке и практике и в итоге привели к идее гуманистической школы. Передовой пед-ий опыт воспитания в «новых школах» использовали в 20-е годы советские педагоги С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, которые, взяв гуманистические идеи о воспитании в «новых школах», выдвинули совершенно иную цель - «воспитание нового человека - строителя социального общества». По-прежнему весьма актуальны теория и практика создания воспитательной системы А.С. Макаренко.  Главными принципами пед-ой системы А.С. Макаренко были оптимизм и принцип социального гуманизма, основу которого составляла глубокая вера в творческие силы человека, в большие его возможности. А.С. Макаренко утверждал, что человек не воспитывается по частям, а формируется всей суммой влияний, которым подвергается. Он искал такой общий подход, где бы все средства были в гармоническом, естественном сочетании и диалектическом единстве. И он нашел этот метод воздействия на личность - организация коллектива. Именно коллектив А.С. Макаренко сделал центром своего анализа в теории и ядром своей воспитательной системы на практике.  А.С. Макаренко впервые выдвинул проблему защищенности личности в коллективе. Заботу всего коллектива о себе должен чувствовать каждый воспитанник. Каждый должен быть уверен, что любая попытка несправедливости тут же будет приостановлена товарищами, педагогами. Историко-пед-ий анализ образоват теории и практики России XIX—начала XX века позволяет определить воспитательную систему инновационной школы как единство философских, религиозных, естественнонаучных и общественно-педагогических исканий, сконцентрированных вокруг гуманистической идеи и реализующихся в двух основных направлениях: теоретическом (разрабатывающем концепцию воспитания нового человека); практико-ориентированном (реализующем данные концепции в учебных заведениях нового типа).

Воспитат система инновационной  школы данного периода могла  появиться только в рамках гуманистической  парадигмы образования, так как  ее сущностные характеристики опирались  на основополагающие принципы гуманистически ориентированной педагогики: опора на общечеловеческие ценности (любовь и уважение к ребенку, вера в ребенка и добрые силы его души, признание ценности личности ребенка); демократизация (создание условий для свободной деятельности и жизненного самоопределения ребенка, принцип культуросообразности); народность (опора образования на воспитательный идеал народа; включенность школы в народную среду, учет национальных и народных традиций); природосообразность (учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития, самовоспитания и самообразования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Педагогическое  взаимодействие в воспитании. Коллектив  как объект и субъект воспитания.

Педагогическое взаимодействие в воспитании

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно  и отношений: педагогические (отношения  воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников  с предметами материальной культуры);  отношения к самому себе.  Важно  подчеркнуть,  что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия  воспитателей  в  повседневной  жизни вступают в контакт с  окружающими людьми и предметами.

 Педагогическое взаимодействие  всегда имеет две стороны,  два взаимообусловленных компонента:  педагогическое воздействие и  ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые  и косвенные, различаться по  направленности, содержанию и формам  предъявления, по наличию или  отсутствию цели, характеру обратной  связи (управляемые,  неуправляемые)  и т.п.  Столь же многообразны  и ответные реакции воспитанников:  активное  восприятие,  переработка  информации,  игнорирование или  противодействие, эмоциональное  переживание или безразличие,  действия,  поступки,  деятельность  и т.п.

Коллектив как объект и  субъект воспитания.

Принципиальное отличие отечественной  теории и практики организации педагогического  процесса от зарубежных, преимущественно  индивидуалистических, концепций - в  его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента  факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между  тем диалектика коллективного и  индивидуального в воспитании очевидна.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры  сложившихся в нем деловых  и межличностных отношений. С  другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного  развития, их возможности и способности  обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны  члены коллектива, чем полнее они  используют свои индивидуальные возможности  в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано  с уровнем их самостоятельности  и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в  коллективной общественнополезной  деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его  влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек  живет и развивается в системе  отношений с природой и окружающими  его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство  связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Воспитание  культуры межнационального общения.  Толерантность как социально-  педагогическое явление.

Особенное место в интернациональном  воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства  и братства, объединяющих народы России, культуры, межнационального общения  и т.п. Ведущее место в процессе становления патриотического и  интернационального сознания школьников занимает содержание образования направленное на изучение истории, знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществоведение  раскрывает детям суть реформы политической системы, открывает простор самоуправлению общества, создающей условия для  полного развития инициативы граждан.

Элементы культуры межнационального общения:

1) Этническая …

2) Такт в общении с людьми  другой национальности.

3) Каждый человек имеет право  на свою точку зрения по  любому мировоззренческому вопросу.

4) Необходимо ориентироваться на  тот объём знаний, которым располагаешь  по данному вопросу.

5) Необходимые знания об обрядах,  ритуалах, обычаях той этнической  группы, в которой проживает человек.

6) Языковой аспект.

Признаком межнациональной культуры является психологическая поддержка  человека, говорящего на другом  языке.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются  по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при  этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным  способом ее формирования у подрастающего  поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков  независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Толерантность (по декларации) –  утверждение  прав человека, правопорядка в обществе и демократии.

Толерантность на государственном  уровне:

- предполагает соблюдение прав  человека и наказание за их  несоблюдение.

- ратифицирует основные декларации, касающиеся прав человека.

- толерантность невозможна без  мира.

- толерантность имеет социальный  аспект

- толерантность определяет положение  человека в обществе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Понятие методологии  научного исследования. Уровни методологии.  Общая характеристика методов.

Методология - учение о принципах, методах познания и преобразования пед-ой действительности. Система знаний об основаниях и структуре пед-ой теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих пед-ую действительность, а также система деят. по получению таких знаний, отражающих пед-ую действительность, а также система деят. по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Методологическое обеспечение  конкретного исследования можно  понимать как возможность использования  опред. совокупности знаний для обоснования процесса исследовательской деят., ее логики и методов, а так же для оценки ее качества.

Источниками знаний, позволяющих обеспечить исследование методологически, являются: 1.)Общефилософские положения и категории, дающие возможность рассматривать проблему через призму философских знаний; 2.)Общенаучная методология; 3.)Знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики; 4.)Социально-научные теории, которые могут стать средством методологического обеспечения конкретного исследования; 5.)Результаты методологической рефлексии, размышлений педагога о применяемых им способах научного познания, о логике.

В последние годы у ОУ появилась новая функция - исследовательско-поисковая, реализация которой способствует повышению эффективности всего пед-го процесса.

Учитель становится исследователем, т.е. субъектом познания, следовательно, его деят. также нуждается в научном обеспечении (прежде всего методологическом). Методологическое обеспечение - это совокупность средств познания, выполняющих роль регулятора, с помощью которых планируется, корректируете и контролируется собственный научный поиск, процесс исследования.

Методы исследования - это способы решения научно-исследовательских задач. Это след.:

Пед-ое наблюдение. Изучение пед явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода исследователь выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным пед-им фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Изучение школьной документации и продуктов деят. учащихся. Изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся для их успеваемости, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения.

Пед-ий эксперимент. Сущность эксперимента как метода исследования заключается в специальной организации пед-ой деят. учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений или гипотез. В зависимости от целевых установок различают след. виды экспериментов: констатирующий (проводится в начале иссл и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме), созидательно-преобразующий (разработка теоретических основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Создается новая психологическая ситуация, с тем чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону) и контрольный (проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике, сущность заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей).

Суть естественного эксперимента состоит в анализе тех или иных пед-их явлений, стремлении создавать пед. ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деят. учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

Изучение и обобщение  передового пед-го опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Рейтинг - метод исслед, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Бликим к нему является метод компетентных оценок. Метод мат. статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"