Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:36, шпаргалка
Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление
В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и
Ответ на вопрос № 20 Уровни и формы политического участия
Понятие политического участия
Участие в
политической жизни является непосредственным
показателем самоопределения
Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.
Как уже говорилось,
отдельный индивид способен выполнять
функции профессионального
Известный американский
политолог Дж. Нагель определяет политическое
участие как действия, посредством
которых рядовые члены любой
политической системы влияют или
пытаются влиять на результаты ее деятельности.
В этом смысле участие в политике
понимается в качестве одного из средств,
используемых человеком для достижения
своих собственных, индивидуально
осознанных целей. Причем данная форма
реализации личных потребностей формируется
в процессе взаимодействия индивида
с правительством, органами власти,
другими политическими
Благодаря такому
инструментальному отношению к
политике, индивидуальное «участие»
характеризует только конкретные формы
практических действий человека, независимо
от их мотивации или условий
Иными словами, к «участию» относятся только реально совершаемые в политике действия индивида. Осуществляя такие действия, индивид переступает через порог того умозрительного отношения к политическим событиям, которое выражается в эмоциях, оценках, суждениях и иных сугубо идеальных реакциях.
В этом смысле политическое участие предстает как качественно иной, практический уровень включенности индивида в политическую жизнь, заставляющий его совершать там конкретные поступки.
В то же время некоторые формы пассивного отношения индивида к политическим процессам, в частности абсентеизм (неучастие в выборах), неоднозначно расцениваются политологами. Одни из них, как, например, Р. Хиггинс, называя «политическую инерцию» и пассивность граждан (наряду с перенаселением, голодом, нехваткой ресурсов и некоторыми другими явлениями) «основным врагом» человечества, исключают ее из политического участия.
Другие (С. Верба, Л. Пай), в силу массовости такого рода фактов, напротив, расценивают их как одну из форм деятельного отношения индивидов к политике.
Среди практических
действий людей политическим участием
могут быть признаны только их целенаправленные
поступки, т.е. те действия, которые
специально и сознательно проектируются
и осуществляются ими в политическом
пространстве. Иначе говоря, к политическому
участию относятся лишь собственно
политические действия, а не поступки,
которые могут вызывать политические
последствия. Например, сознательно
спланированный приход на митинг может
быть квалифицирован как политическое
участие индивида, а его случайное
появление там -- не может. Или если
гражданин специально сообщает управленческую
информацию должностному лицу, то это
может рассматриваться как
Практические
и целенаправленные формы политического
участия характеризуются
Непосредственно характеризуя поступки индивида, политическое участие дает косвенную аттестацию и самой политической системе, т.е. той внешней среде, которая сопутствует или препятствует политическим действиям граждан.
Так, в одних
политических системах индивид имеет
возможность практически
2. Формы политического участия
К основным формам политического участия обычно относят: голосование на выборах и референдумах, участие в политических митингах и демонстрациях, членство в политических партиях и движениях, добровольная помощь избирательным кампаниям конкретных лиц и организаций и т.д.
В западной политологии
наработано немало типологий политического
участия, выделяющих различные его
формы по многим основаниям Зарубежнаяполитолог
По отношению к действующему в государстве законодательству традиционно выделяются конвенциональные (т.е. легальные, законные) и неконвенциональные формы политического участия.
.Актуальные
проблемы современной
* совершенно пассивные -- 22%;
* принимающие участие только в голосовании -- 21%;
* вовлеченные
в решение только местных
* активные
участники предвыборных
* политические
активисты, распространяющие
* занимающиеся
политической деятельностью для решения
личных проблем -- 4% Verba S., Nie N.H. Particip
Одним из наиболее
популярных показателей степени
политического участия граждан
является их электоральная (выборная)
активность. Так, в президентских
выборах США в 80--90-е годы участвовало
до 60% избирателей, в Норвегии -- до 75%,
в Великобритании -- более 80%; в выборах
первого президента России участвовало
более 80% населения Ирхин Ю.В. Политолог
Эмпирическими
исследованиями выявлено множество
корреляций между степенью политического
участия и разнообразными социальными
характеристиками людей, такими, как
пол, возраст, образование, материальное
благополучие и пр. Установлено, что
степень вовлеченности в
Политические процессы 257
те, чье положение и до этого было неважным, а в основном люди, уже имевшие опыт улучшения своего положения и надеющиеся его повторить.
Все это достаточно
очевидно и ожидаемо. Главная же
проблема в анализе политического
участия заключается в
К радикально-демократическому тяготеют концепции, полагающие, что если политика неизбежно задевает интересы каждого, то и влиять на формирование политических институтов и принятие политических решений должны все без исключения. Лозунг максимально широкого - участия граждан в управлении государством и поныне достаточно популярен.
Конкурирующая
с таким подходом элитистская
позиция, напротив, призывает ограничить
участие масс в политике разумными
(небольшими) пределами,- не без оснований
опасаясь политического
Логические
аргументы хороши у обеих сторон.
Реальная же практика длительного стабильного
существования либеральных
Однако в этом есть и свои минусы. Подобная ситуация хороша в социально и экономически благополучные эпохи. Но случись серьезный кризис, и длительное равнодушие народа к политике, отсутствие навыков поисков компромиссов в межгрупповых конфликтах, неизбежная в связи с этим радикализация требований и т.д. могут сыграть весьма негативную роль. Поэтому и в данной проблеме, видимо, лучше придерживаться правила «золотой середины». Равно опасны крайности: как тотальная вовлеченность граждан в политическую борьбу, так и их полное равнодушие к политике. Главная добродетель древних -- умеренность -- применима и в политике.
Впрочем, подобные рассуждения уместны лишь в небольшой, наиболее развитой части нашего мира. В мире же остальном можно предположить наличие тенденции к расширению и интенсификации политического участия. Что связано с постепенным уходом в прошлое наиболее одиозных тоталитарных и авторитарных режимов и пусть медленным, но все же постоянным движением многих государств к демократической организации политической жизни.
Ответ на вопрос № 21 Проблемы политического лидерства
Среди основных
и самых важных проблем общественного
развития в современном мире, особенно
в России, на первом месте стоит
проблема политического лидерства
- поиска и выдвижения на решающие политические
и государственные посты новых
людей, способных на преобразование
государства в лучшую сторону
и на проведение политики улучшающей
жизнь населения страны. Проблема
политического лидерства
Отсутствие
условий, необходимых для появления
проблемы политического лидерства,
исключает появление новых
Именно поэтому
политическое лидерство как теоретический
и практический феномен оказалось
в центре нашего внимания лишь в
конце 80-х годов. Когда начались альтернативные
выборы в Советы союзного, республиканского
и местного уровней. От этой точки
отсчета и рассматривают