Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:36, шпаргалка

Описание

Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и

Работа состоит из  1 файл

ответы политология.docx

— 321.10 Кб (Скачать документ)

3) личность  как относительно самостоятельный,  активный участник политической  и общественной жизни, обладающий  разумом и свободой воли, не  только общечеловеческими, но  и уникальными в своем роде  чертами, то есть как целостность,  не сводимая к ее отдельным  социальным (профессиональным, классовым,  национальным и т.п.) характеристикам  и имеющая политический статус  гражданина или подданного государства.  Именно в этом своем аспекте  человек обычно взаимодействует  с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Место человека в политической жизни издавна  является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение  личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а  на Востоке - почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исходит  из неравенства политического статуса  людей, трактовки государства как  одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю - отцу. Остальные  же граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой  люд. Младшие должны безропотно подчиняться  старшим, которые, и прежде всего  монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.

В патерналистской  концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя  царской воли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь  не сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а  главным образом лишь парохиальным, то есть политически бессознательным  участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

В современном  мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в  основном преодолены, хотя многие из них  и сегодня достаточно широко распространены в развивающихся странах с  преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как  отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в  демократических государствах, где  часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу  единой большой семьи, а себя - как  маленького человека, покорного исполнителя  указаний властей.

1.2. .Личность как объект политики

Не менее существенное влияние на последующую, в том  числе современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного верховенства целого (государства) над частью (индивидом).

Государство, руководимое мудрым царем или  аристократией - призвано утверждать единомыслие  и коллективизм, регламентировать всю  жизнедеятельность человека, следить  за правильностью его мыслей и  верований. В своей земной жизни  человек подобен кукле, марионетке, управляемой божественными законами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политическом творчестве заведомо исключается и  человек выступает лишь объектом власти.

Взгляды Платона  на роль индивида в политике оказали  определенное влияние и на мировоззрение  крупнейшего мыслителя античности - Аристотеля, хотя в целом в вопросе  о соотношении личности и власти его творчество отмечено целым рядом  новых, конструктивных идей. К ним относится антропологическая трактовка власти (и политики), обоснование ее производности от природы человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. Человек не может существовать без общения с другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и селение. На их базе, на определенной стадии общественного развития возникает государство, которое является высшей формой общения людей.

Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства  в отношениях с гражданином, но, в  отличие от Платона, он противник  огосударствления общества. По его  мнению, тотальная унификация всех граждан, чрезмерное единство государства  ведет к его распаду. В целом  же Аристотель, как и его предшественники, еще не отделяет личность и общество от государства. Гражданин выступает  у него не только субъектом партиципантом  власти, но и ее объектом во всех своих  жизненных проявлениях.

Взгляды Аристотеля на гражданина как на активный органический элемент государственного целого, непосредственно  участвующий в политической жизни, законодательной и судебной деятельности государства и полностью подчиняющийся  его решениям, характерны для античного  понимания демократии. Эта демократия, считая свободных граждан непосредственными  участниками властных решений, в  то же время никак не защищала личность от произвола, санкционированного волей  большинства.

Индивидуалистической  и гуманистической реакцией на политическую беззащитность личности в отношениях с государством явился либерализм. Он впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил  личность фундаментальными, незыблемыми  правами, утвердил ее в качестве главного элемента политической системы, а также  ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.

Индивид выступает  в либерализме источником власти. Государство же - результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно  и подотчетно народу и призвано выполнять  лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Это, прежде всего, задачи обеспечения  безопасности и свободы граждан, охраны их естественных, священных  прав, поддержания общественного  порядка и социального мира.

Провозглашая  верховенство личности, во взаимоотношениях с властью, либерализм вместе с тем  суживает сферу политики и тем  самым ограничивает диапазон политической активности граждан. В либеральной  классической теории личность выступает  скорее первичным источником и высшим контролером власти, чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления ее творческой активности, инициативы и предприимчивости выступает гражданское  общество.

Политическая  деятельность осуществляется людьми и  для людей. Главным её субъектом  выступает именно личность, так как  любая общественная и политическая организация состоит из реальных личностей. Большое значение имеет  активное участие личности в жизни  общества - как в социальной, так  и в политической.

Субъект - это  индивид, принимающий непосредственное сознательное участие в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные, подданные  и партиципанты. А объект - это  всего лишь человек, над которым  осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не может с этим поделать.

Участие личности в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения  человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

Ответ на вопрос № 19 Политическая социализация личности

Понятие политической социализации личности. Личность — одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

Есть  и такие, кто легко приспосабливается  к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности.

В общем плане социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

Политическая  социализация имеет две основные функции:

1)    обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем  политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в  политической культуре. Политическая культура —это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества. По мере ее усвоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной  стороны, испытывает на себе воздействие  различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в  себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий — международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный  уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий — личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию.

Агенты  политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности.

Агенты  политической социализации выступают  также способами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факторы: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спортивные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного политического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые  оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации.

Важную  роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и тд. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены. В качестве примера можно привести роль шахтеров, недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной России.

Политическая  социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и/или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"