Социальная адаптация молодёжи вовлеченной в употребление ПАВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание

работа посвящена проблеме наркомании среди молодёжи

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2


Глава 1. Особенности профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде………………………………………….5

1.1. Наркотики как социальное явление…………………………………. 5

1.2 Развитие наркомании в России………………………………………..7

1.3 Наркомания среди молодежи…………………………………………12

1.4. Молодежь как группа риска………………………………………..25

1.5. Направления профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде………………………………………..42

Глава 2. Социальная реабилитация лиц, страдающих наркозависимостью.

2.1. Формы и методы работы с наркоманами……………………………47

2.2 Реабилитационные проекты Санкт-Петербурга и Лен. области…55

Глава 3. Ключевые проблемы профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодёжью на современном этапе…………60

Глава4.Эмпирическое исследование.

3.1. «Дом надежды на горе». Цели, задачи, лечебные программы дома……………………………………………………………………..…..73

Использованная литература……………………………………………..89

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

     Стоит сказать, что наркомания – болезнь  молодых. Она выбивает из нормального  потока общественной жизни самых  дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.

     В России, как, впрочем, и по всему миру, среди потребителей наркотиков преобладает  молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы  роста наркомании в этой среде  самые высокие. Средний возраст  приобщения к наркотикам сегодня  составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества. Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) – в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть. [13]

     Наркоторговцы выработали и широко применяют тактику  "затягивания в сети": в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель – "в сети". Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.

     Также необходимо сказать, что употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничество, как известно, граничит с "зоной", а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться.

     Особенно  тревожит рост наркомании среди школьников и среди студенческой молодежи (в 6-8 раз) в последние годы. [14]

     Если  не будет принято экстремальных  мер, то демографический спад на предстоящие 15-20 лет поставит страну на грань физического выживания. К этому стоит добавить, что после того, как человек стал наркоманом, он живет 5-7-10 лет. Не более! Подавляющая же часть наркоманов не доживают до 30 лет. Следовательно, эта возрастная группа людей не только не даст потомства, но и сама не вступит в воспроизводительный процесс. Не стоит забывать и о том, что один наркоман в год может вовлечь в свою среду не один десяток человек. Значит, большая часть сегодняшнего поколения 15-17-летних практически обречена.

     Многочисленные  исследования подростков группы риска  наркотизации сводятся к исследованию характера, некоторых черт личности, либо эмоциональных состояний, приводящих к употреблению ПАВ. При этом зачастую выделенные характеристики либо свойственны не только подро сткам группы риска наркотизации, но и просто социально дезадаптированным людям, либо отмечаются в подростковом возрасте.

     Влечение подростка к употреблению ПАВ является признаком более глубокого личностного неблагополучия. Выявление психологических характеристик подростков группы риска наркотизации обусловливает необходимость нового подхода к решению проблемы профилактики наркомании.

     Усиленного  внимания требуют дети-сироты, особенно социальные сироты. Таких детей в  общем числе сирот в России 95%. Свыше 200 тысяч детей содержатся в сиротских учреждениях (детских домах). Из них ежегодно убегают до 10% воспитанников, ведь там совсем не сладкая жизнь. У нас много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов [15]

     В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые  семьи и семьи с детьми. Фактором, во многом определяющим образ и стиль  жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. [12]

     Выделяют  следующие факторы риска, присущие учащейся молодежи:

    • Алкоголизм у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)
    • Наркомания у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)
    • Хронические психические расстройства у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)
    • Ранняя (до 15 лет) сексуальная активность.
    • Раннее (до 14 лет) начало приема алкоголя, ранее (до 12 лет) курение.
    • Низкая толерантность по отношению к употребляемому веществу.
    • Повторный прием после первой пробы.
    • Прием веществ, быстро вызывающих зависимость
    • Органическое поражение головного мозга с психическими расстройствами.
    • Задержки и асинхронии психического развития.
    • Формирующаяся личностная патология. Расстройства поведения.
    • Доступность ПАВ по объективным причинам (например, район проживания)
    • Аномальные стили воспитания в семье
    • Воспитание в семье с низким доходом (намного ниже среднего)
    • Воспитание в семье с высоким доходом (намного выше среднего)
    • Дисфункциональная семья.
    • Среди друзей, одноклассников — дети с систематическим асоциальным поведением
    • Низкая успеваемость в школе
    • Систематические конфликты с педагогами и учениками.
    • Индивидуальные особенности, не достигающие уровня психических расстройств.
    • Пассивная социальная позиция.
    • Низкий уровень социальных навыков
    • Отсутствие реальных взглядов на будущее
    • Отсутствие жизненных перспектив в ближайший год (по объективным причинам). [16]

     Непатологические  формы аддиктивного поведения не связаны с выраженными и стойкими психическими расстройствами или нарушениями психического развития и не являются его следствием. Они обусловлены преимущественно биологическими, микросоциальными (семейными, школьными, коммуникативными), а также психологическими (личностными) факторами риска, а не формируются по патологическим механизмам. Современное понимание злоупотребления ПАВ как формы отклоняющегося поведения (аддиктивное поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения, отклоняющегося от социальных норм.

     Первая  группа риска (вариант непатологического аддиктивного поведения) определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска с искажением позитивно-субъективных отношений ребенка к условиям своей жизнедеятельности. Диагностика отношений ребенка к самому себе и значимому окружению является важным критерием выявления детей этой группы риска, а также критерием оценки эффективности проведенной психопрофилактической и антинаркотической работы.

     Вторая  группа риска (вариант непатологического аддиктивного поведения со стойкими асоциальными нарушениями) также определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска, но отличается формированием черт личностной деформации по асоциальному типу. Для нее типичны следующие признаки:

    • отсутствие интереса к учебной и познавательной деятельности при хорошей социальной ориентировке;
    • стремление к получению простых удовольствий без приложения определенных волевых усилий;
    • стремление к замещению чувства "пустоты" и скуки состояниями измененного настроения, вызванного употреблением психоактивных веществ;
    • неустойчивое настроение со склонностью к реакциям напряжения на конфликтные ситуации, склонность к агрессивным формам реагирования, в том числе, и с групповой жестокостью;
    • эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального и аддиктивного поведения, стремление к обвинению окружающих в последствиях своих поступков;
    • подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповым формам воздействия;
    • раннее начало алкоголизации и употребления ПАВ. [16]

     Следовательно, определяющими признаками этой группы риска являются черты личностной деформации по асоциальному типу с различными формами делинквентной активности без сопутствующих психических расстройств или грубых нарушений возрастного психического развития.

     Также следует выделить патологические формы  аддиктивного поведения у детей и подростков. Эти формы развиваются вследствие психических расстройств, наблюдающихся у детей и подростков, ассоциированы с психическими расстройствами, и способствуют формированию психических расстройств, т.е. являются звеном патогенеза аномальных состояний психики.

     Третья  группа риска (вариант патологического аддиктивного поведения с сопутствующими психическими расстройствами) определяется сочетанием злоупотребления ПАВ с психическими расстройствами и нарушениями возрастного психического развития.

     Четвертая группа риска (патологический вариант аддиктивного поведения со стойко выраженными признаками диссоциального расстройства личности). В этой группе характер воспитания в семьях в большинстве случаев соответствовал гипоопеке или отвержению. [16]

     В группы риска входит молодежь из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1 – генотипические особенности и врожденные дефекты; 2 – социальные условия; 3 – особенности  развития личности – подростки с  "социальным риском" нарушений возрастного психического и личностного развития.

     Можно выделить следующие возрастные факторы риска формирования аддиктивного (саморазрушающего) поведения, которые связаны с психологическими особенностями подростково-юношеского возраста. Это:

    • обостренная страсть к общению с эффектом группирования;
    • тяга к сопротивлению, упрямству, протесту против воспитательных авторитетов; амбивалентость и парадоксальность характерологических реакций;
    • стремление к независимости и отрыву от семьи;
    • стремление к неизвестному, рискованному поведению, что часто определяет не только девиантное, но и делинквентное (асоциальное) поведение подростков;
    • склонность преувеличивать степень сложности проблем;
    • кризис идентичности с деперсонализацией и дереализацией в восприятии себя и окружающего мира;
    • гедонистические установки сознания как возрастная особенность психологического развития подростков; [16]

     Основную возрастную группу риска составляют несовершеннолетние - дети и подростки, преимущественно лица мужского пола, в периоде от 11 до 17 лет; при этом в группе токсикоманов, особенно злоупотребляющих летучими органическими растворителями, возраст первой встречи с токсическими веществами составляет от 11 до 14 лет; наркотиками с 12 до 16 лет, а в группе, злоупотребляющих психоактивными веществами, - в периоде от 15- 17 лет.

     Что касается другой группы риска в процессе распространения наркомании – студентов  вузов, то здесь положение еще  сложнее. Данные, полученные в результате исследования, позволяют заключить, что среди вузовской молодежи наркоманией охвачено в той или иной мере 30-45%, а по отдельным регионам и вузам цифра еще более удручающая. [14]

     Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог  бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно, действительно, крайне нуждается.

     Проблемы  молодежи можно решать тремя путями, каждый из которых отталкивается  от утверждения, что "с нынешней молодежью что-то не так".

     Выбор первый: эффективная  и безотлагательная помощь тем, кто в  ней нуждается

     Пока  родители и школа перекладывают  ответственность друг на друга, молодежь часто окутана туманом непонимания. Некоторые взрослые чувствуют, что  лишь суровое наказание поможет  остановить "маленьких злодеев". Другие полагают, что ошибка коренится в том, как воспитывают молодых людей.

     Для тех, кто поддерживает первый выбор, какими бы ни были причины, сегодняшняя  молодежь заслуживает поддержки. Поскольку  эта помощь не может исходить из семьи, ответственность ложится  на плечи врачей, психологов, социальных работников и других профессионалов.

     Люди, которые поддерживают этот выбор, верят, что государство должно больше тратить  на услуги, оказываемые такими профессионалами. Лучше инвестировать средства в  предотвращение, чем иметь дело с  последствиями своей пассивности, такими как молодежная преступность. [16]

     Выбор второй: укрепление традиционных ценностей

     Сторонники  этого подхода считают, что следует  больше внимания уделять таким ценностям  как семья, взаимное уважение, честность, сердечность. Людей можно рассматривать как членов одной большой семьи, особенно молодежь, которая оказалась в сложных обстоятельствах.

     Когда моральные ориентиры в нашей  повседневности отсутствуют, всю нашу молодежь можно рассматривать, как  входящую в группу риска. Тот факт, что все больше и больше молодых людей оказываются в сложных жизненных обстоятельствах, показывает, что нынешние методы воспитания молодежи, не опирающиеся на моральные ценности, несостоятельны. Алкоголь, секс, наркотики и насилие (через телевидение, фильмы, видео и поп-музыку) проложили себе путь в молодежную культуру. Те молодые люди, которые имеют крепкие моральные основы, могут дать отпор подобным опасным искушениям. Их стойкость заслуживает большего, чем вечно запаздывающая помощь.

Информация о работе Социальная адаптация молодёжи вовлеченной в употребление ПАВ