Социальная адаптация молодёжи вовлеченной в употребление ПАВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание

работа посвящена проблеме наркомании среди молодёжи

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2


Глава 1. Особенности профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде………………………………………….5

1.1. Наркотики как социальное явление…………………………………. 5

1.2 Развитие наркомании в России………………………………………..7

1.3 Наркомания среди молодежи…………………………………………12

1.4. Молодежь как группа риска………………………………………..25

1.5. Направления профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде………………………………………..42

Глава 2. Социальная реабилитация лиц, страдающих наркозависимостью.

2.1. Формы и методы работы с наркоманами……………………………47

2.2 Реабилитационные проекты Санкт-Петербурга и Лен. области…55

Глава 3. Ключевые проблемы профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодёжью на современном этапе…………60

Глава4.Эмпирическое исследование.

3.1. «Дом надежды на горе». Цели, задачи, лечебные программы дома……………………………………………………………………..…..73

Использованная литература……………………………………………..89

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

     Выбор третий: личные взаимоотношения и положительный пример

     Молодые люди не могут верить в ценность честности, уважения к людям, самоконтроля, если они не видят, что эти ценности ведут к успеху в жизни. Понятно, что сегодня молодежь смеется  над убеждениями старших поколений  "каждый должен твердо стоять на своих ногах". В нынешней экономической ситуации, даже упорная работа не гарантирует молодым экономической безопасности. [16]

     Проанализировав данную проблему, мы можем выделить следующее:

    • приобщение детей, подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) все больше затрагивает младшие возрастные группы, утяжеляя медико-социальные последствия;
    • снижение возраста потребителей психоактивных веществ влечет за собой у детей и подростков развитие генерализованных форм социальной дезадаптации. Около 65% детей и подростков с формирующейся зависимостью от ПАВ не учатся и не работают. Около 40% от всех госпитализированных в детские психиатрические клиники с сопутствующими психическими расстройствами и нарушениями возрастного психического развития составляют несовершеннолетние с асоциальным поведением в сочетании с токсической зависимостью и ранней наркотизацией;
    • важным фактором, способствующим увеличению масштабов злоупотребления наркотиками, является исполнение ими в молодежной среде роли атрибута особой субкультуры, более того, специфика поведения наркотической субкультуры входит в моду у молодежи и пропагандируется рядом средств массовой информации, включая как традиционные (газеты, журналы, телевидение), так и имеющие преимущественно молодежную аудиторию (интернет, сообщества пользователей мобильной связи, локальные сети);
    • сочетание наркотизации с сексуальным и девиантным поведением приводит к ухудшению соматического здоровья детей и росту заболеваемости венерическими болезнями, которая выросла в десятки раз, и наносит ощутимый вред репродуктивной функции;
    • при вскрытии факта употребления детьми и подростками алкоголя и других психоактивных веществ семья оказывается не подготовленной к решению возникших проблем, и, как правило, действует вслепую; наличие многочисленных организаций, оказывающих наркологическую помощь и поддержку семье не решает проблемы;
    • при всей масштабности патологических сдвигов, происходящих в здоровье детско-подростковой популяции в связи с наркотизацией, данный процесс для многих педиатров, детских психиатров, а также специалистов образовательных учреждений, остается латентным. Часто они занимают отстраненную позицию по отношению к проблеме ранней алкоголизации и наркотизации несовершеннолетних.

     Все вышесказанное определяет необходимость организации профилактики формирования зависимости от наркотиков, у детей и подростков, еще не столкнувшихся с ПАВ, только попробовавших ПАВ, а также тех, у кого имеются признаки формирующейся зависимости (профилактика для групп риска формирования зависимости). [16]

     Таким образом, молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей, возраст которой варьируется от 14 до 30 лет.

     Подводя итог, необходимо сказать о рисках, которые уровне образования, материальном положении, ухудшающимся состоянии здоровья, что связано с распространением употребления ПАВ, распространением СПИДА, о высоком уровне смертности среди молодежи.

Изучив положение  молодежи в России, ознакомившись  с рисками начала употребления ПАВ, мы можем сказать о молодежи как группе риска, о ряде проблем, которые требуют решений, о необходимости более качественной работе по профилактике аддиктивного поведения, к рассмотрению которой мы переходим. 

1.5. Направления профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде

       Профилактическая  деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркоманий, токсикоманий и алкоголизма.

       На  государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 проц. всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентированно в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.

       Вторым  важным моментом зарубежного опыта  в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного  возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и подростков "группы риска" развернута целая сеть учреждений социальной помощи - "жилые общины" для молодежи, женщин с детьми, "кризисные" молодежные временные убежища, ночные приюты.

       Другой  формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа "помощи на рабочих местах" (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами программу действий. Такой подход широко распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает только первые шаги.

       В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:

    • медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
    • образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.
    • психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

       В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения  к наркотикам - от разрешения на легальную  торговлю "легкими" наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни  за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).

       Чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебнореабилитационную  помощь потребителям наркотиков и больным  наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего, должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. Совместно с МВД России, Минздравом России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.

       В целях информирования и развития компетентности у людей, специалистам по социальной работе необходимо наладить тесное взаимодействие со средствами массовой информации, особенно обращёнными к молодёжи, в целях пресечения появления в них явной и скрытой пропаганды злоупотребления героином и для привлечения их к проведению активной антинаркотической агитации среди молодёжи. Средства массовой информации являются не только мощным каналом информирования населения, но и выполняют важную функцию по формированию общественного мнения. Нужно создавать у людей с помощью средств массовой информации реалистическую картину возникновения болезненных пристрастий, формировать реальные представления о больных героиновой наркоманией, важно описывать различные ситуации обращения к героину, в пропагандистских целях следует обращать внимание также на неосознаваемые страхи, неконтролируемые опасения, потребности и проблемы, часто стоящие за обращением к психоактивным веществам. Средства массовой информации должны инициировать дискуссию вокруг этой проблемы, держать постоянно данную тему в поле общественного сознания, чтобы способствовать формированию адекватного общественного мнения в отношении распространения и злоупотребления героина.

       Активизация семьи в профилактике героиновой наркомании достигается не только информированием  или устрашением, но и организационными мерами. По многим причинам не складываются контакты родителей и подростков с организациями и госучреждениями по профилактике наркотизации. Важно создать широкую низкопороговую контактную сеть консультативных пунктов, обеспечивающих потребности семьи в диагностике, психологической поддержке, посредничестве по вопросам злоупотребления психоактивными веществами.

Ещё одним важным направлением деятельности специалиста  по социальной работе в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами является обеспечение научным сопровождением профилактическую работу на всех этапах – от её замысла до изучения обратной связи мероприятия и долгосрочных эффектов. С этой целью в практику профилактической деятельности могут быть внедрены уже созданные инструменты для социологических исследований и эпидемиологического мониторинга наркологической ситуации. Разработанные базовые принципы построения целевых профилактических программ на основе сочетания информационных, образовательных и поведенческих технологий проходят апробацию и заслуживают широкого применения как передовой научно-обоснованный опыт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Социальная реабилитация лиц, страдающих наркозависимостью.

       2.1. Формы и методы  работы с наркоманами

       Одной из приоритетных задач современных  специалистов по социальной работе в  области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения.

       Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и  послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с героиновыми наркоманами, на котором медики и социальные работники должны действовать сплочённой командой.

       На  этом этапе возникает проблема необходимости  преодоления естественного психологического отчуждения, существующего между  медицинским персоналом, традиционно  исповедующим медикоцентрический подход, основанный на наборе формализованных профессиональных знаний, и специалистами по социальной работе, действующими другими методами. Сближение позиций возможно как с помощью специальных образовательных программ, обеспечивающих дополнительные профессиональные знания у социальных работников, так и через осознание медицинскими работниками всех нюансов социально-психологического состояния своих пациентов. 

       Залогом эффективности социальной работы в  решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного.

       Отсюда  вытекает необходимость сближения  позиций наркологов и социальных работников, прежде всего с помощью  грамотной организации совместного  лечебно-реабилитационного процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах, должностных инструкциях и положениях.

Информация о работе Социальная адаптация молодёжи вовлеченной в употребление ПАВ