Социальная адаптация молодёжи вовлеченной в употребление ПАВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание

работа посвящена проблеме наркомании среди молодёжи

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2


Глава 1. Особенности профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде………………………………………….5

1.1. Наркотики как социальное явление…………………………………. 5

1.2 Развитие наркомании в России………………………………………..7

1.3 Наркомания среди молодежи…………………………………………12

1.4. Молодежь как группа риска………………………………………..25

1.5. Направления профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде………………………………………..42

Глава 2. Социальная реабилитация лиц, страдающих наркозависимостью.

2.1. Формы и методы работы с наркоманами……………………………47

2.2 Реабилитационные проекты Санкт-Петербурга и Лен. области…55

Глава 3. Ключевые проблемы профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодёжью на современном этапе…………60

Глава4.Эмпирическое исследование.

3.1. «Дом надежды на горе». Цели, задачи, лечебные программы дома……………………………………………………………………..…..73

Использованная литература……………………………………………..89

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

2.2 Реабилитационные  проекты Санкт-Петербурга  и Ленинградской области.

Реабилитационные  проекты являются более дорогими и времяемкими чем профилактические, вместе с тем приносимый ими эффект существенно выше нежели сочетание стихийного просветительства, традиционного формализованного стационарного лечения и репрессивных мер и санкций. При этом наглядная демонстрация пользы от профилактики и реабилитации является главной трудностью для реализации подобных мероприятий. Мы приводим ряд удачных примеров их внедрения с непосредственным участием лиц, принимающих решения.

      Программа «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 – 2005 годы» реализовывалась Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга. Работа ведется по пяти направлениям:

      1.Методическая  и просветительская работа –  создание базы данных работающих  по проблеме наркозависимости  организаций, реализующихся проектах и программах, ведущих специалистах и информационных изданиях.

  • обучение работающих с молодежью специалистов (курсы повышения квалификации, круглые столы, конференции и семинары), издание методических пособий для молодежи и родителей.
  • оформление «уголков профилактики» в подростково-молодежных клубах.
  • отражение в СМИ государственной концепции противодействия незаконному обороту и злоупотреблению наркотиками (рубрики в газетах, телесюжеты, цикл передач «Туннель» на MTV).

    2.Поддержка  локальных территориальных проектов (уличные акции, фестивали, создание новых волонтерских клубов).

    3.Развитие  волонтерского движения (добровольных общественных объединений) – 11 клубов с ежегодным слетом и периодическим обучением.

    4.Сотрудничество  с центрами реабилитации наркозависмых  (3 загородных на 60 стационарных мест, городской на 30 мест и амбулаторное  сопровождение).

    5.Программа трудоустройства молодежи, прошедшей лечение от  злоупотребления наркотиками и токсическими веществами (за 2003г. трудоустроено 56 человек из 251 обратившегося).

В дальнейшем был  принят закон "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению  наркотическими средствами и их незаконному обороту" на 2006-2008 годы.

Так же были приняты: Органами государственной власти Санкт-Петербурга в 2009 году и первом полугодии 2010 года  приняты 7 постановлений Правительства Санкт-Петербурга, 1 постановление  Губернатора Санкт-Петербурга, 2 постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, 6 распоряжений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и 2 проекта нормативных правовых актов  в сфере профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.[18] 

      Программа помощи употребляющим  наркотики внутривенно, развернутая в Санкт-Петербурге (пункт медико-социальной профилактики при городской наркологической больнице). При этом потребителям наркотиков предлагаются:

    А) Обмен  использованных одноразовых шприцов  на стерильные.

    Б) Проведение лабораторных исследований на ВИЧ, сифилис, гематогенные формы гепатитов.

    В) Консультации психолога и социального работника, по желанию – направление в реабилитационные центры.

           По мнению сотрудников  центра, их работа не сколько снижает  уровень наркотизации, но делает жизнь  наркоманов более безопасной и открывает дорогу для проведения реабилитационных мероприятий.

       Программа комплексной медико-социальной реабилитации на базе Ленинградского областного наркологического диспансера (автор – А.Д.Борохов и сотрудники, конец 1980-х гг.). Включала в себя стационарную работу с подростками из неблагополучных семей области, употребляющих по преимуществу летучие ингалянты по типу клея «Момент». Основывалась на использовании принципов подростковой иерархии и субкультуры и концепции о подростковых поведенческих реакциях (хобби, группирование со сверстниками, эмансипация, формирующееся сексуальное влечение).

       В качестве основных направлений работы следует выделить:

       А) Комплексное использование фармакологического лечения, психотерапии и социальной реабилитации

       Б) Использование в терапевтических  целей принятой в подростковой субкультуре  иерархической системы, символики  и атрибутов как показателей роста в данной полузакрытой системе.

       В) Максимальное структурирование досуга (тренинги, просмотр и обсуждение фильмов, библиотерапия, использование музыки, занятия физкультурой) с активным утверждением соцмально-приемлемых ценностей и поведенческих стереотипов.

       Г) Тактика изъятия из подростковых групп отрицательных лидеров и инкрустация на их место выздоравливающих молодых больных алкоголизмом с просоциальной направленностью и выраженными лидерскими качествами.

       Д) Развитие волонтерского (добровольческого) движения за счет включения в повседневную работу бывших пациентов.

     По  результатам однолетнего наблюдения пролеченных и реабилитированных, отказ от употребления дурманящих веществ имел место в 40 – 60% случаях по сравнению с 20%, которые обеспечивали только стандартные психофармакологические программы. Вместе с тем курс проводимой реабилитации значительно превышал предписанные руководящими документами того времени 60 дней, выделяемые для лечения пациента с зависимостью, вследствие чего он был свернут.

     Работа  с психически больными, обнаруживающими  симптомы зависимости и совершившими правонарушения, в Санкт-Петербургской психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением (начало 2000-х гг.). На реабилитационном отделении данной больницы из этих пациентов сформирована отдельная группа. В задачи реабилитационного процесса на отделении входят следующие моменты:

     1.Психообразование (получение знаний о болезни  и ее принятие);

     2.Работа  с анозогнозией (непризнанием факта  наличия зависиммости), раскрытие ее деструктивной роли;

     3.Формирование  мотивации к изменению привычного  образа жизни;

     4.Обучение  самодиагностике психического состояния;

     5.Привитие  новых поведенческих стереотипов;

     6.Решение  актуальных личностных проблем;

     7.Восстановление и оптимизация навыков общения;

     8.Восстановление  и улучшение качества родственных  связей;

     9.Формирование  осознанного позитивного отношения  к лечению;

     10.Выработка  критики к криминальному опыту;

     11.Предупреждение  формирования глубокого психического дефекта.

     Работа  всех звеньев профессионалов на отделении (врачи, психологи, средний и младший  медицинский персонал) строится по бригадному принципу с распределением ролей и функций в реабилитационном процессе, для персонала регулярно проводятся социально-психологические тренинги.

     После поступления на отделение и вводного инструктажа каждого пациента на общебригадном собрании составляется индивидуальный план его реабилитации с включением в различного рода программы. Для больных с психическими расстройствами, ассоциированными с употреблением психоактивных веществ, кроме инидивидуальной психотерапии предлагается 12 – шаговая программа Анонимных Алкоголиков (или Анонимных Наркоманов) с занятиями по 1,5 – 3 часа 2 - 3 раза в неделю. Кроме этого, пациенты проводят самостоятельную работу с собственными чувствами с ведением дневника, приготовлением и прочтением на группе «домашних заданий». В работе используются видеоматериалы, аудиопродукция, программная литература. Вместе с сотрудниками участие в групповом процессе принимают волонтеры из числа бывших пациентов и служители Православной Церкви.

     Помимо 12 – шаговой программы, пациенты участвуют в работе совета самоуправления, участвуют в совместных с медперсоналом  еженедельных собраниях, имеют возможность  работать в компьютерном классе, посещать библиотеку и видеозал, столярную мастерскую и спортивный зал. Силами больных на отделении выпускается стенгазета, проводится уборка помещений, обеспечивается порядок и сохранность инвентаря в досуговых помещениях.

     За  три года на данном отделении пролечено 104 пациента. Из них было выписано на амбулаторное лечение 20 человек, 5 из них продолжали посещать наркологический реабилитационный центр «Дом надежды на горе». Ни одного случая повторного поступления пациентов отмечено не было, многие из них продолжают контактировать с отделением в роли волонтеров.

     При всей эффективности данный реабилитационный проект является плодом инициативной работы отдельных профессионалов, однако их опыт может быть с успехом экстраполирован на деятельность других психиатрических стационаров.

     Реабилитационный  центр «Солнечный берег» (г. Сосновый Бор, 2000-е гг.). Располагается в здании бывшего общежития, в нем проходят реабилитацию прежде всего лица с наркотической и алкогольной зависимостью. Длительность пребывания – от 1 месяца до года и более. Работа центра основывается на трех составляющих:

     А) Адаптация к российским реалиям  так называемой 12-шаговой программы (Минессотской модели), возникшей в  середине прошлого века в США и ставящей своей целью создание обществ само-и взаимопомощи из числа бывших зависимых. Первым шагом при этом является признание собственного бессилия перед зависимостью как отдельно взятой личности.

     Б) Структурирование досуга через групповую  терапию, элементы самоуправления, совместную трудовую деятельность.

      В) Использование волонтеров из числа  прошедших реабилитацию.

Как позитивный результат внедрения данного  проекта, кроме наступления стабилизации состояния у зависимых лиц, улучшения  показателей их адаптации во всех сферах, следует отметить кардинальное изменение мировоззрения включенных в проект и в последующем – активную волонтерскую работу по вовлечению в деятельность центра новых лиц. 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Ключевые проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью на современном этапе.

       Начиная с 2002 года Минобрнауки России осуществляет мониторинг наркоситуации во всех субъектах Российской Федерации. Координирует реализацию мониторинга постоянно действующая межведомственная рабочая группа по разработке показателей, подлежащих исследованию в ходе ежегодного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации. Региональные Управления образованием повсеместно оказывают помощь и содействие в обеспечении российского мониторинга. Качественный и количественный анализ ключевых проблем наркогенной ситуации стал необходимым инструментом на местах, для того чтобы сверять ориентиры региональной и федеральной антинаркотической профилактики.

       Следующее ключевое и принципиальное положение, вытекающее из Концепции, заключается в тезисе: антинаркотическая профилактика является планируемой и прогнозируемой, социально организованной антинаркотической деятельностью, когда она формируется в терминах и понятиях «государственного стандарта».

       В остальных случаях она остается стихийным, малоуправляемым процессом, связанным с инициативностью авторских программ и образовательных учреждений, с административными усилиями управленческого аппарата. Идея стандарта как нормы, образца не является инновационной, и в образовательной среде существует понятие учебного, образовательного стандарта. Однако к организации антинаркотической профилактической деятельности понятие стандарта прежде не применялось, но его использование представляется чрезвычайно важным. Оно становится необходимым, когда антинаркотическая профилактическая деятельность на уровне учреждения, муниципалитета, региона формируется как организация такого социокультурального процесса, в котором должен быть реализован и обеспечен определенный минимум профилактических воздействий.

Информация о работе Социальная адаптация молодёжи вовлеченной в употребление ПАВ