Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.
Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.
Объект: социальная адаптация подростков.
Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
4
1.1 Психологические особенности подросткового периода
5
1.2. Понятие социальная адаптация
8
1.3. Адаптация подростков в социуме
16
1.4. Понятие самооценки
21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
24
2.1. Методы и ход исследования
24
2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных
25
2.3. Корреляционный анализ данных
34
2.4. Коррекционная работа
38
2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
ЛИТЕРАТУРА
1.2. Понятие социальная адаптация.
По существу изучения проблема социальной адаптации личности находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим перспективным подходом в комплексном изучении человека. Сам термин исходит от латинского слова adaptatio – приспособление.
В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследования проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной категории вполне обосновано и логично может претендовать понятие «адаптация». Прежде чем приступить к анализу различных подходов к адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней, от биохимического до социального. Сам термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.[7] В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации: К.К. Платонов считает, что адаптация это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию.[8] По мнению А.А. Налчаджяна адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.[9] В общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.[10]
По определению В.И. Медведева, "адаптация - это целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса". Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность.[11] Д.П. Дербенев, на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия».[12] Психологические словари в общем случае определяют адаптацию как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.[13]
В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;
в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм.[14]
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует так же о многообразии взглядов в определении понятия "социальная адаптация". Следует принять во внимания, ключевым в определении содержания понятия "социальная адаптация" является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной. В Социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды.[15] В социологическом справочнике дается следующее определение понятия "социальная адаптация": "Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды".[16] В психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой - как результат этого процесса.[17] Согласно Д.В. Ольшанскому, социальная адаптация это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта.[18] По мнению Никитина Е.П., Харламенковой Н.Е. социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.[19]
Рассматривая понятие "социальная адаптация", не следует отделять психологический аспект от социального, так как адаптация является комплексным феноменом – социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную. А. А. Налчаджан на основе анализа зарубежных и отечественных исследований трактует социально-психологическую адаптированность личности как особое состояние взаимодействия личности и группы, «когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей».[20]
Человек, как неотъемлемая часть животного мира от окружающей природной среды унаследовал приспособительные функции, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важнейшим фактором самосохранения высокоорганизованного животного индивид. Благодаря адаптационным процессам достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма и среды.
Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через гармоничное приспособление потенции индивида с процессами природной среды, которые в дальнейшем приобретают все более совершенные формы, т.е. преобразовываются в социальные по характеру стороны развития.
Характерным признаком человека является то, что он существо общественное. У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособительные функции, присущие биологическим системам, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и среда адаптации. Здесь уже человек – не просто влияние определенно заданных биологических параметров, определенный продукт природы, а высоко организованная развивающаяся система, отличительной чертой которой является эффективная связь телесного и психического, как основа становления личности.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, его врастанием в социальный мир, которое предполагает активное участие, как в потреблении, так и в передаче социально-значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализации заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека, как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека.
Исследования особенностей адаптации человека к разным условиям, на разных этапах жизни всегда были в значительной мере представлены среди психологических исследований. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Объясняется это тем, что условия существования человека постоянно меняются, вместе с ними изменяется и человек.[21] Следовательно, необходимы все новые и новые исследования, которые дают знания о факторах, позволяющих человеку достичь гармонии со средой меньшей ценой, так как случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.
В природе человека генетически заложена большая способность к адаптации. Практика, а также научные исследования показывают, что человек обладает значительными адаптационными способностями в условиях природной и социальной среды, изменяющихся даже в критических пределах. И как пишет В.И. Гарбузов,[22] судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности - врождённой и приобретённой способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях.
Особое значение в последние десятилетия приобрел социально-психологический аспект адаптации. Современное общество очень динамично, изменения происходят с большой скоростью, особенно в России: меняется экономическая ситуация, меняется политическая ситуация, меняются ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом...
Наиболее общим показателем успешного процесса адаптации можно считать взаимную удовлетворённость человека и социальной среды. Состояние личности, позволяющее достигать таких взаимоотношений с социумом, называется социально-психологической адаптивностью. При этом человек без длительных внутренних и внешних конфликтов выбирает жизненный путь и принимает решения, продуктивно осуществляет свою деятельность, удовлетворяя при этом основные социогенные потребности, в полной мере соответствует ролевым ожиданиям эталонной группы, самореализуется и раскрывает свой творческий потенциал.[23]
Изучение адаптации - представлено в разных научных направлениях и на разных уровнях, включая эволюционный, онтогенетический и социально-психологический, а в рамках системного подхода - анализ микро и макроуровней организации адаптивных механизмов.
Адаптацией называется процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). [24] На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых действий и т.д. Ж. Пиаже[25] рассматривал адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка. В адаптации им были выделены две составляющие – аккомодация и ассимиляция. Аккомодация определялась Пиаже как перестройка механизмов умственной активности с целью усвоения новой информации, а ассимиляция – как присвоение внешнего события и преобразование его в мысленное. Иными словами, адаптация предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства и, во-вторых, изменяется психическая организация человека – когнитивные (сенсорные, перцептивные, мнемические и др.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и др.) процессы.
Можно выделить несколько видов социальной адаптации[26]: гармоничную, конформистскую, девиантную и другие. Гармоничная адаптация означает полное согласие человека с обществом и успешную его самореализацию. Конформистская адаптация означает приспособление к обществу путем подавления своей индивидуальности и слепого следования любым требованиям общества. Это отклонения в поведении в соответствии с отклонениями в общественном сознании. Подобный конформизм является девиацией. Конформистская адаптация может быть чисто внешним согласием, когда человек продолжает проводить свою линию поведения. В советское время подобный конформизм был жизненно необходим во многих случаях и широко распространен. Он являлся нормальным поведением для условий тоталитаризма, если только не приобретал тенденцию превращаться в первый вид конформизма. Девиантная адаптация – приспособление посредством выхода за пределы социальных норм (угодничество, карьеризм, взяточничество, предательство и т.д.)[27]. Таким образом, адаптация человека к среде может принимать как совершенно правильную, так и девиантную форму.
Адаптация индивидуального организма связана, с одной стороны, с эволюционно детерминированными (генетическими) механизмами его функциональных систем (Бехтерева Н.П., 1971), которые могут быть отнесены к жестким звеньям регулирования, а с другой стороны - с индивидуально приобретаемыми качествами, посредством которых обеспечиваются гибкие формы взаимодействия с факторами окружающей среды.
Адаптивная ситуация характеризуется изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую чем-либо для нее новую, а адаптивная потребность - это неизбежно возникающая потребность личности приблизить, в какой-то степени уравнять свои шаблоны поведения, привычки, представления в связи с изменившимися условиями социальной среды.
Социальная дезадаптация, объективно, - это обусловленная совокупность определенных обстоятельств жизни подростка (Белозерова Л.И., 1977) , а субъективно - особенности его личности, ее нравственного развития, ее жизненной установки, как закономерного отражения этих обстоятельств. Основной причиной этой неадекватности является деформация взаимоотношений таких учащихся в сфере ближайшего окружения
Ряд авторов (Lewin К., 1955; Thomas К., 1977; Рыбакова М.М., 1991) рассматривает конфликт как проявление дезадаптации, как ситуацию, требующую адаптивного поведения.
Для описания типов поведения людей в дезадаптивных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет пять способов регулирования конфликтов: сотрудничество, соперничество, приспособление, избегание и компромисс.
Сотрудничество (Гришина Н.В., 1995) развивается на основе прежнего позитивного опыта участников конфликта, связанного с их успешным взаимодействием; кооперация развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены, и закрепились у участников ситуации в виде опыта "недоговоренности"; конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшего негативные эмоциональные компоненты - неприязнь, враждебность и т.д., актуализирующиеся в новой ситуации и превращающие ее в новый этап "борьбы" между индивидами.
Успешность адаптации ребенка (Панферова О.В., 1996) определяется мерой соответствия особенностей его темперамента и условий его развития, но изменение характеристик личности имеет определенные пределы (Колызаева Н.Г., 1989), ограничивающие зону успешной адаптации к стабильным и ситуативным (стрессовым) факторам среды, различную у мужчин и женщин.