Социальная адаптация подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.
Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.
Объект: социальная адаптация подростков.
Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
4
1.1 Психологические особенности подросткового периода
5
1.2. Понятие социальная адаптация
8
1.3. Адаптация подростков в социуме
16
1.4. Понятие самооценки
21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
24
2.1. Методы и ход исследования
24
2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных
25
2.3. Корреляционный анализ данных
34
2.4. Коррекционная работа
38
2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

социальная адаптация подростков.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

Переменные

Уровень значимости

Корреляция

1

Внутренний мотив

,002

,638(**)

2

Уверенность в себе

1

Познавательный мотив

,004

,609(**)

2

Уверенность в себе

1

Мотив избегания

,004

,-614(**)

2

Уверенность в себе

1

Состязательный мотив

,007

,-581(**)

2

Уверенность в себе

1

Мотив  о смене текущ.деятельности

,125

,219

2

Уверенность в себе

1

Мотив самоуважения

,000

,726(**)

2

Уверенность в себе

1

Значение результатов

,028

,490(*)

2

Уверенность в себе

1

Сложность задания

,001

,675(**)

2

Уверенность в себе

1

Волевое усилие

,021

,512(*)

2

Уверенность в себе

1

Оценка уровня достоверн.результатов

,014

,542(*)

2

Уверенность в себе

1

Оценка своего потенциала

, 001

,664(**)

2

Уверенность в себе

1

Намеч.уровень  мобилизаций усилий

,048

,448(*)

2

Уверенность в себе

1

Ожидаемый уровень результатов

,000

,763(**)

2

Уверенность в себе

1

Закономерность результатов

,004

,612(**)

2

Уверенность в себе

1

Инициативность

,004

,663(*)

2

Уверенность в себе

**  значимая корреляция 0.01 (двухсторонняя).

* значимая корреляция 0.05 (двухсторонняя).

 

Из результатов следует, что значимая корреляция наблюдается между переменными «Внутренний мотив» и «Уверенность в себе» (r=0,638 (**), p>0,002). Внутренний мотив выражает уверенность, увлеченность заданием и зависит от уверенности подростка в себе.

Значимая корреляция наблюдается между переменными «Познавательный мотив» и «Уверенность в себе» (r=0,609 (**), p>0,004). Чем больше подросток чувствует уверенность в себе, тем больше он проявляет интерес к результатам своей дея­тельности.

Значимая  корреляция наблюдается между переменными «Мотив избегания» и «Уверенность в себе» (r=-0,614 (**), p>0,004). Чем выше уровень боязни подростка показать низкий результат и вытекающих из этого последствий, тем ниже уровень уверенности в себе.

Значимая  корреляция наблюдается между переменными «Состязательный мотив» и «Уверенность в себе» (r=-0,518 (**), p>0,007). Чем больше подросток придает значение высоким результатам в дея­тельности других субъектов, тем меньше он будет чувствовать уверенности в себе.

Корреляция не наблюдается между переменными «Мотив  о смене текущей деятельности» и «Уверенность в себе» (r=0,219, p<0,125). Уровень уверенности в себе не зависит от мотива о смене текущей деятельности.

Значимая корреляция наблюдается между переменными «Мотив самоуважения» и «Уверенность в себе» (r=0,726 (**), p>0,000). Чем больше подросток чувствует уверенность в себе, тем больше он стре­мится ставить перед собой все более и более труд­ные цели в однотипной деятельности.

Незначительная корреляция наблюдается между переменными «Значение результатов» и «Уверенность в себе» (r=0,490 (*), p>0,028).

Значимая корреляция наблюдается между переменными «Сложность задания» и «Уверенность в себе» (r=0,675 (**), p>0,001). Чем ниже средний показатель переменной «Сложность задания», тем выше средний показатель переменной «Уверенность в себе».

Незначительная корреляция наблюдается между переменными «Волевое усилие» и «Уверенность в себе» (r=0,512 (*), p>0,021). Выраженность волевого усилия подростков в ходе работы над заданием зависит от уверенности в себе.

Незначительная корреляция наблюдается между переменными «Оценка уровня достоверн.результатов» и «Уверенность в себе» (r=0,542 (*), p>0,014). Оценка уровня достигнутых результа­тов, который  соотносится с возможностями подростка в определенном виде деятельности, зависит от уровня уверенности в себе.

Значимая корреляция наблюдается между переменными «Оценка своего потенциала» и «Уверенность в себе» (r=0,664 (**), p>0,001). Адекватная оценка подростками своего потенциала зависит от уверенности в себе.

Незначительная корреляция наблюдается между переменными «Намеч.уровень  мобилизаций усилий» и «Уверенность в себе» (r=0,448 (*), p>0,048). Намеченный уровень мобилизации усилий подростков, необходимых для достижения целей деятельности зависит от уровня уверенности в себе.

Значимая корреляция наблюдается между переменными «Ожидаемый уровень результатов» и «Уверенность в себе» (r=0,763 (**), p>0,000). Чем выше средний показатель переменной «Уверенность в себе», тем выше средний показатель переменной «Ожидаемый уровень результатов».

Значимая корреляция наблюдается между переменными «Закономерность результатов» и «Уверенность в себе» (r=0,612 (**), p>0,004). Чем выше средний показатель переменной «Уверенность в себе», тем выше средний показатель переменной «Закономерность результатов», который выражает понимание подростком собственных возможностей в достиже­нии поставленных целей.

Значимая корреляция наблюдается между переменными «Инициативность» и «Уверенность в себе» (r=0,612 (**), p>0,004). Чем выше средний показатель переменной «Уверенность в себе», тем выше средний показатель переменной «Инициативность», который выражается проявлением подростком инициативы и находчивости при решении постав­ленных перед собой задач.

 

2.4. Коррекционная работа

На основании полученных данных нами был разработан тренинг на повышение и формирование адекватной самооценки подростков. Тренинг проводился 3 дня в неделю по 40 минут 3 недели. Всего 9 занятий на каждое занятие приходилось по 2 упражнения.

Цель: повышение и формирование адекватной самооценки подростков

Задачи:

       — сформировать понятие о самооценке и ее видах;

        — показать влияние самооценки на процессе общения;

       — способствовать формированию адекватной самооценки (Приложение 6.)

 

 

 

 

    2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы

После проведения коррекционного тренинга для подростков была проведена вторичная диагностика для выявления эффективности коррекционной работы, результаты которых отражены на таблицах №13, №14, №15, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23 (Приложение 7.). Далее мы провели сравнительный анализ данных для двух зависимых выборок. (Таблицы №24, №25, №26, №27. Приложение 8.)

Результаты сравнительного анализа данных первичной и  вторичной диагностики социально-психологической адаптации подростков

по методике К. Роджерса и Р. Даймонда.

Таблица №28.

Переменные

Среднее значение

Уровень значимости p

Социально-психологическая адаптация подростков_1

Социально-психологическая адаптация подростков_2

67,5

 

65,15

,081

 

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Социально-психологическая адаптация_1» (средний показатель результатов первичной диагностики уровня адаптации по 6 шкалам методики исследования социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда) равное (67,5) оказалось статистически не значимо по сравнению переменной «Социально-психологическая адаптация_2» (средний показатель результатов вторичной диагностики уровня адаптации по 6 шкалам методики исследования социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда) равное (65,15) с уровнем значимости p<0,081.

Данные результаты показали, что после проведения коррекционного тренинга с подростками, средний показатель социально-психологической адаптации подростков снизился, однако, различия до и после проведения коррекционной работы не являются статистически значимыми. И мы полагаем, что это связано с тем, что на проведение коррекционных занятий было мало времени и данная проблема требует более длительной работы.

 

 

 

Результаты сравнительного анализа данных первичной и вторичной диагностики самооценки по методике Дембо – Рубинштейн (самооценка).

         Таблица №29.

Переменные

Среднее значение

Уровень значимости p

Самооценка_1

Самооценка_2

22,9

12,45

,000

 

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Самооценка_1» (средний показатель результатов первичной диагностики уровня самооценки по 6 шкалам методики Дембо – Рубинштейн) равное (22,9) оказалось статистически значимо выше переменной «Самооценка_2» (средний показатель результатов вторичной диагностики уровня самооценки по 6 шкалам методики Дембо – Рубинштейн) равное (12,45) с уровнем значимости p>0,000.

Данные результаты показали, что после проведения коррекционного тренинга с подростками, была замечена тенденция к повышению и развитию адекватного уровня самооценки подростков.

Результаты сравнительного анализа данных первичной и  вторичной диагностики самооценки по методике Дембо – Рубинштейн (уровень притязаний).

Таблица №30.

Переменные

Среднее значение

Уровень значимости p

Самооценка_притязание_1

Самооценка_притязание_2

21,34

17,5

,000

 

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Самооценка_притязание_1» (средний показатель результатов первичной диагностики уровня притязаний по 6 шкалам методики Дембо – Рубинштейн) равное (17,5) оказалось статистически значимо выше переменной «Самооценка_притязание_2» (средний показатель результатов вторичной диагностики уровня притязаний по 6 шкалам методики Дембо – Рубинштейн) равное (21,34) с уровнем значимости p>0,000.

Информация о работе Социальная адаптация подростков