Социальная адаптация подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.
Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.
Объект: социальная адаптация подростков.
Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
4
1.1 Психологические особенности подросткового периода
5
1.2. Понятие социальная адаптация
8
1.3. Адаптация подростков в социуме
16
1.4. Понятие самооценки
21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
24
2.1. Методы и ход исследования
24
2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных
25
2.3. Корреляционный анализ данных
34
2.4. Коррекционная работа
38
2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

социальная адаптация подростков.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

Данные результаты показали, что после проведения коррекционного тренинга с подростками, была замечена, что уровень притязаний стал более адекватным. Подростки выработали умение выбирать цели, которых реально можно достичь.

Результаты сравнительного анализа данных первичной и  вторичной диагностики уровня притязаний личности по методике В.К. Гербачевского.

Таблица №31.

Переменные

Среднее значение

Уровень значимости p

Внутренний мотив_1

Внутренний мотив_2

1,7

2,8

,001

Мотив избегания_1

Мотив избегания_2

2,39

3,47

,001

Состязательный мотив_1

Состязательный мотив_2

3,33

2,5

,001

Значение результатов_1

Значение результатов_2

4,29

2,8

,000

Оценка уровня достоверн.результатов_1

Оценка уровня достоверн.результатов_2

1,49

2,7

,001

Оценка своего потенциала_1

Оценка своего потенциала_2

3,25

2,35

,001

 

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Внутренний мотив_1» (результаты первичной диагностики) равное (1,7) оказалось статистически значимо ниже среднего значения переменной «Внутренний мотив_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,8) с уровнем значимости p=0,001.

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Мотив избегания_1» (результаты первичной диагностики) равное (2,39) оказалось статистически значимо ниже среднего значения переменной «Мотив избегания_2» (результаты вторичной диагностики) равное (3,47) с уровнем значимости p=0,001.

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Состязательный мотив_1» (результаты первичной диагностики) равное (3,33) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Состязательный мотив_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,5) с уровнем значимости p=0,001.

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Значение результатов_1» (результаты первичной диагностики) равное (4,29) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Значение результатов_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,8) с уровнем значимости p<0,001.

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Состязательный мотив_1» (результаты первичной диагностики) равное (3,33) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Состязательный мотив_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,5) с уровнем значимости p=0,001.

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Оценка уровня достоверн. результатов_1» (результаты первичной диагностики) равное (1,49) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Оценка уровня достоверн.результатов_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,7) с уровнем значимости p=0,001.

Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Оценка своего потенциала_1» (результаты первичной диагностики) равное (3,25) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Оценка своего потенциала_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,35) с уровнем значимости p=0,001.

Данные результаты показали, что после проведения коррекционного тренинга подростки стали проявлять уверенность, увлеченность заданием,  находить привлекательность в выполнении заданий; подростки стали меньше бояться показать низкий результат и вытекающих из этого последствий; стали меньше придавать значение высоким результатам в дея­тельности других и придавать больше внимание к значением своих результатов; научились адекватно оценивать достоверность своих результатов и адекватно оценивать свои потенциалы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений.

Центральным и специфическим новообразованием отрочества считается чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», т. е. не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т. п.), приходится на средние классы.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости: Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам, пытается найти взаимопонимание у родителей.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

В особенностях самооценки  детей подросткового  возраста, проявляются  ситуативность,  неустойчивость, подверженность  внешним воздействиям  в  младшем  подростковом  возрасте и большая  устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

Исходя из цели нашей работы, мы исследовали уровни социально-психологической адаптации подростков и их самооценки, влияющие на социальную адаптацию.

В результате корреляционного анализа данных между адаптацией и самооценкой подростков, мы выявили, что подростки переживают трудности в адаптации в социуме: когда они оценивают уровень своих умственных способностей выше, чем он есть на самом деле, когда они  думают только о себе и придают себе большое значение, при наличии большой потребности доминировать над людьми и подчёркивать своё «Я», когда они переживают, что у них ничего не получается делать своими руками, когда они оценивают свою внешность крайне низко, когда они считают, что они не симпатичные, когда уверенность в себе стоит на низком уровне.

Корреляционный анализ данных между уровнем уверенности в себе и уровнем притязаний личности подростков показал, что чем выше уровень уверенности в себе, тем выше уровни внутреннего, познавательного мотивов, мотива самоуважения, оценки значения результатов, оценки сложности задания, волевого усилия, оценки уровня достоверности результатов, оценки своего потенциала, намеченного уровня мобилизации усилий, оценки закономерности результатов и инициативности, а также, чем ниже уровень  уверенности в себе, тем выше уровень состязательного мотива и мотива избегания.   

Таким образом, выдвинутое нами гипотеза о том, что уровень самооценки подростков влияет на их социальную адаптацию, нашло своё подтверждение.

Исследование эффективности коррекционного тренинга показало, что после проведения тренинга с подростками, не была замечена тенденция к изменению социально-психологической адаптации подростков с уровнем значимости p<0,081.

Результаты показали, что после проведения коррекционного тренинга с подростками, была замечена тенденция к повышению и развитию адекватного уровня самооценки подростков, также была замечена, что подростки выработали умение выбирать цели, которых реально можно достичь с уровнем значимости p>0,000.

Подростки стали проявлять уверенность, увлеченность заданием,  находить привлекательность в выполнении заданий; подростки стали меньше бояться показать низкий результат и вытекающих из этого последствий; стали меньше придавать значение высоким результатам в дея­тельности других и придавать больше внимание к значением своих результатов; научились адекватно оценивать достоверность своих результатов и адекватно оценивать свои потенциалы.  

              Исходя из полученных данных в результате работы с подростками, нами были разработаны и даны следующие рекомендации родителям для благоприятного взаимоотношения с подростками и для поддержания их адекватной самооценки:

       Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

       Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

       Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

       Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

       Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

       Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

       Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

       Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти вам взаимопонимание с ребенком.

       Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.

       Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

       Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

 

 

 

 

 

 

                 Список литературы:

1.         Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.

2.         Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977, 304 с.

3.        Хорни К. Самосознание. М., 1996.

4.         Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия "Психологическая энциклопедия". Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.

5.         Аракелов Г.Г. О психологии подростка. // М., 1990.

6.         Бодалев В.В. В мире подростка. // М., 1982 .

7.         Аврамова Е.М. Александрова Е.А. Адаптация и перемена статуса. По материалам социального исследования. – М., 1998.

8.         Платонов К.К Словарь системы психологических понятий. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1984.

9.         Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.

10.       Немов Р.С. Психология, книга 1. М.,1997

11.       Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса - Л., 1984

12.       Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков// Социологический журнал. – 1997. –  № 1/2.

13.       Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика-пресс, 1996

Информация о работе Социальная адаптация подростков