Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.
Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.
Объект: социальная адаптация подростков.
Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
4
1.1 Психологические особенности подросткового периода
5
1.2. Понятие социальная адаптация
8
1.3. Адаптация подростков в социуме
16
1.4. Понятие самооценки
21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
24
2.1. Методы и ход исследования
24
2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных
25
2.3. Корреляционный анализ данных
34
2.4. Коррекционная работа
38
2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
ЛИТЕРАТУРА
Данные результаты показали, что после проведения коррекционного тренинга с подростками, была замечена, что уровень притязаний стал более адекватным. Подростки выработали умение выбирать цели, которых реально можно достичь.
Результаты сравнительного анализа данных первичной и вторичной диагностики уровня притязаний личности по методике В.К. Гербачевского.
Таблица №31.
Переменные | Среднее значение | Уровень значимости p |
Внутренний мотив_1 Внутренний мотив_2 | 1,7 2,8 | ,001 |
Мотив избегания_1 Мотив избегания_2 | 2,39 3,47 | ,001 |
Состязательный мотив_1 Состязательный мотив_2 | 3,33 2,5 | ,001 |
Значение результатов_1 Значение результатов_2 | 4,29 2,8 | ,000 |
Оценка уровня достоверн.результатов_1 Оценка уровня достоверн.результатов_2 | 1,49 2,7 | ,001 |
Оценка своего потенциала_1 Оценка своего потенциала_2 | 3,25 2,35 | ,001 |
Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Внутренний мотив_1» (результаты первичной диагностики) равное (1,7) оказалось статистически значимо ниже среднего значения переменной «Внутренний мотив_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,8) с уровнем значимости p=0,001.
Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Мотив избегания_1» (результаты первичной диагностики) равное (2,39) оказалось статистически значимо ниже среднего значения переменной «Мотив избегания_2» (результаты вторичной диагностики) равное (3,47) с уровнем значимости p=0,001.
Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Состязательный мотив_1» (результаты первичной диагностики) равное (3,33) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Состязательный мотив_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,5) с уровнем значимости p=0,001.
Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Значение результатов_1» (результаты первичной диагностики) равное (4,29) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Значение результатов_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,8) с уровнем значимости p<0,001.
Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Состязательный мотив_1» (результаты первичной диагностики) равное (3,33) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Состязательный мотив_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,5) с уровнем значимости p=0,001.
Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Оценка уровня достоверн. результатов_1» (результаты первичной диагностики) равное (1,49) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Оценка уровня достоверн.результатов_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,7) с уровнем значимости p=0,001.
Для выборки объемом N=13 среднее значение переменной «Оценка своего потенциала_1» (результаты первичной диагностики) равное (3,25) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Оценка своего потенциала_2» (результаты вторичной диагностики) равное (2,35) с уровнем значимости p=0,001.
Данные результаты показали, что после проведения коррекционного тренинга подростки стали проявлять уверенность, увлеченность заданием, находить привлекательность в выполнении заданий; подростки стали меньше бояться показать низкий результат и вытекающих из этого последствий; стали меньше придавать значение высоким результатам в деятельности других и придавать больше внимание к значением своих результатов; научились адекватно оценивать достоверность своих результатов и адекватно оценивать свои потенциалы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений.
Центральным и специфическим новообразованием отрочества считается чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», т. е. не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т. п.), приходится на средние классы.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст, в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости: Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам, пытается найти взаимопонимание у родителей.
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.
В особенностях самооценки детей подросткового возраста, проявляются ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большая устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.
Исходя из цели нашей работы, мы исследовали уровни социально-психологической адаптации подростков и их самооценки, влияющие на социальную адаптацию.
В результате корреляционного анализа данных между адаптацией и самооценкой подростков, мы выявили, что подростки переживают трудности в адаптации в социуме: когда они оценивают уровень своих умственных способностей выше, чем он есть на самом деле, когда они думают только о себе и придают себе большое значение, при наличии большой потребности доминировать над людьми и подчёркивать своё «Я», когда они переживают, что у них ничего не получается делать своими руками, когда они оценивают свою внешность крайне низко, когда они считают, что они не симпатичные, когда уверенность в себе стоит на низком уровне.
Корреляционный анализ данных между уровнем уверенности в себе и уровнем притязаний личности подростков показал, что чем выше уровень уверенности в себе, тем выше уровни внутреннего, познавательного мотивов, мотива самоуважения, оценки значения результатов, оценки сложности задания, волевого усилия, оценки уровня достоверности результатов, оценки своего потенциала, намеченного уровня мобилизации усилий, оценки закономерности результатов и инициативности, а также, чем ниже уровень уверенности в себе, тем выше уровень состязательного мотива и мотива избегания.
Таким образом, выдвинутое нами гипотеза о том, что уровень самооценки подростков влияет на их социальную адаптацию, нашло своё подтверждение.
Исследование эффективности коррекционного тренинга показало, что после проведения тренинга с подростками, не была замечена тенденция к изменению социально-психологической адаптации подростков с уровнем значимости p<0,081.
Результаты показали, что после проведения коррекционного тренинга с подростками, была замечена тенденция к повышению и развитию адекватного уровня самооценки подростков, также была замечена, что подростки выработали умение выбирать цели, которых реально можно достичь с уровнем значимости p>0,000.
Подростки стали проявлять уверенность, увлеченность заданием, находить привлекательность в выполнении заданий; подростки стали меньше бояться показать низкий результат и вытекающих из этого последствий; стали меньше придавать значение высоким результатам в деятельности других и придавать больше внимание к значением своих результатов; научились адекватно оценивать достоверность своих результатов и адекватно оценивать свои потенциалы.
Исходя из полученных данных в результате работы с подростками, нами были разработаны и даны следующие рекомендации родителям для благоприятного взаимоотношения с подростками и для поддержания их адекватной самооценки:
Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти вам взаимопонимание с ребенком.
Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.
Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.
Список литературы:
1. Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977, 304 с.
3. Хорни К. Самосознание. М., 1996.
4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия "Психологическая энциклопедия". Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.
5. Аракелов Г.Г. О психологии подростка. // М., 1990.
6. Бодалев В.В. В мире подростка. // М., 1982 .
7. Аврамова Е.М. Александрова Е.А. Адаптация и перемена статуса. По материалам социального исследования. – М., 1998.
8. Платонов К.К Словарь системы психологических понятий. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1984.
9. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.
10. Немов Р.С. Психология, книга 1. М.,1997
11. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса - Л., 1984
12. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков// Социологический журнал. – 1997. – № 1/2.
13. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика-пресс, 1996