Социальная адаптация подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.
Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.
Объект: социальная адаптация подростков.
Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
4
1.1 Психологические особенности подросткового периода
5
1.2. Понятие социальная адаптация
8
1.3. Адаптация подростков в социуме
16
1.4. Понятие самооценки
21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
24
2.1. Методы и ход исследования
24
2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных
25
2.3. Корреляционный анализ данных
34
2.4. Коррекционная работа
38
2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

социальная адаптация подростков.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

1) когнитивный включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.;

2) эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния;

3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.[38]

Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временнýю последовательность. По мнению Г. Д. Волкова и Н. Б. Оконской процесс адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса - адаптированность, а различия в состоянии организма до начала и после завершения процесса адаптации – адаптивный эффект, необходимо отметить, что следует различать адаптацию, как процесс, и адаптированность, как результат адаптации.[39]  Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации.

1.4. Понятие самооценки.

Самооценка - это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития.[40] Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии.  Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровина, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли." [41]

Таким образом, формирование самооценки - характерная особенность личности подростка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.[42]

Как было указано выше, самооценка не только влияет на общественное отношение, но и сама опосредуется им. В период становления личности, а также для внушаемых людей общественное мнение может значительно влиять на самооценку. Сказанное, очевидно, касается непосредственно всех подростков. Чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой является уровень самооценки, тем больше подросток верит в свои собственные возможности, в успешный исход предпринимаемых начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.[43]

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.[44]

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Условия формирования низкой самооценки.

Низкая самооценка  тесно связана с попытками родителей  сформировать  у ребенка  способность  к  приспособительному  поведению.  Это  выражается   в следующих требованиях к нему: послушание,  умение  подстраиваться  к  другим людям,  зависимость  от   взрослых   в   повседневной   жизни,   опрятность, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Судя  по  всему,  успешность, достигаемая умением подстраиваться под желание других людей, а не на  основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки.  Ребенок  в  этой ситуации оказывается, надломлен, он не  доверяет  окружающему  миру,  ему  не хватает ощущения собственной личностной ценности.

Условия формирования средней самооценки.

Родители таких детей в большей мере склонны занимать по отношению  к ним покровительственную, снисходительную позицию.  Скромные  цели  родителей этих детей позволяют им принимать  детей такими, какие они  есть,  проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные  действия детей вызывают у родителей тревогу.  Приобретение  самостоятельного  личного опыта вне  дома  у  детей  этой  группы,  как  правило,  ограничивается.  По сравнению с детьми,  обладающими  высокой   самооценкой,  дети  этой  группы больше ориентируются на мнение других людей о себе.

Условия формирования высокой самооценки.

Важная  особенность  семей  этой  группы  состоит  в   ясных,   заранее

установленных полномочиях в принятии решений,  недвусмысленности  проявления авторитета и ответственности. Один  из  родителей  берет  на  себя  принятие основных решений, с которыми соглашается  вся  семья.  Менее  принципиальные решения по различным  бытовым  вопросам  в  целом  принимаются  коллективно.

Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член  семьи  чувствует  себя включенным в общий домашний круг.

Таким  образом,  высокая  самооценка  развивается  у  детей  в  семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь  отношение матери к себе и к  мужу.  В  глазах  ребенка  родителям  всегда  сопутствует успех.  Он  с  готовностью  следует  задаваемым  ими   образцам   поведения, настойчиво и успешно решает встающие  перед  ним  повседневные  задачи,  ибо чувствует  уверенность  в  своих  силах.  Он  меньше  подвержен  стрессу   и тревожности, доброжелательно и реалистично  воспринимает  окружающий  мир  и себя самого.[45]

Развитие самооценки в подростковом возрасте.

Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в  детском возрасте,  некоторые  исследователи  склонны  считать  ее   новообразованием подросткового периода. Они  утверждают,  что  самооценка  является  довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется  лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны  в  описаниях  особенностей самооценки  детей этого возраста, отмечая ее ситуативность,  неустойчивость, подверженность  внешним воздействиям  в  младшем  подростковом  возрасте и большую  устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

С.Л.Рубинштейн,   характеризуя   процесс   развития   самосознания    у подростков, проводит его через  ряд  ступеней  –  от  наивного  неведения  в отношении  себя  к  все более  определенной  и  иногда  резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития самосознания центр внимания  подростков  все  более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней  стороне,  от  более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны  осознание  – иногда  преувеличенное  –  своего  своеобразия   и   переход   к   духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате  человек  самоопределяется как личность на более высоком уровне.[46]

   

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Целью нашего исследования было выявление уровня самооценки, влияющее на социальную адаптацию подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагали, что уровень самооценки подростков влияет на их социальную адаптацию.

Объектом исследования была социальная адаптация подростков.

Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.

Из поставленной цели мы сформулировали следующие задачи:

1.    выявить уровень самооценки у подростков

2.    выявить уровень адаптации подростков

3.    провести корреляционный анализ уровня самооценки и социальной адаптации подростков

4.    разработать программу психокоррекционного тренинга, направленную на повышение и формирование адекватной самооценки подростков

5.    выявить эффективность психокоррекционного тренинга.

 

2.1. Методы и ход исследования.

В исследовании социальной адаптации подростков были использованы следующие методики:

1). Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К.                 Роджерса и Р. Даймонда.

2). Методика исследование самооценки по Дембо - Рубинштейн.

3). Методика оценки уровня притязаний личности В.К. Гербачевского. [47]

Характеристика экспериментальной выборки:

В экспериментах принимало участие 13 испытуемых, учащиеся  8 «б» класса

СШ №42, в возрасте 13-15 лет.

 

Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни (Приложение 1.).

Методика исследование самооценки по Дембо - Рубинштейн.

Начало формы

Конец формы

«Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий».

 

Методика оценки уровня притязаний личности В.К. Герба­чевского

Опросник В.К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Опросник заполняется испытуемым после завершения одного из этапов какой-либо продуктивной деятельности (учебной, спортивной, производственной и т.п.). Предполагается, что после ответов на вопросы теста В. Гербачевского испытуемый продолжает дейст­вовать над завершением учебного или производственного зада­ния. Время на его выполнение не лимитировано.

Количественные показатели уровней социально-психологической адаптации подростков отражены на таблице №1. (Приложение 2.).

2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных

Количественные показатели первичной диагностики социально-психологической адаптации подростков отражены на таблице №1 (Приложение 2.)

Результаты диагностики социально-психологической адаптации подростков, полученные при помощи методики К. Роджерса и Р. Даймонда

Таблица №2.

Уровень

Адаптация

Самопринятие

Принятие других

Эмоциональная комфортность

Интернальность

Стремление к доминированию

Высокий

_

23%

_

31%

8%

15%

Средний

92%

69%

85%

61%

77%

77%

Низкий

8%

8%

15%

8%

15%

8%

Информация о работе Социальная адаптация подростков