Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.
Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.
Объект: социальная адаптация подростков.
Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
4
1.1 Психологические особенности подросткового периода
5
1.2. Понятие социальная адаптация
8
1.3. Адаптация подростков в социуме
16
1.4. Понятие самооценки
21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
24
2.1. Методы и ход исследования
24
2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных
25
2.3. Корреляционный анализ данных
34
2.4. Коррекционная работа
38
2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
ЛИТЕРАТУРА
В результате полученных данных видно, что средний уровень адаптация ребята набрали 92%, это говорит о том, что эти дети могут приспосабливаться к обществу или к какому-либо виду деятельности по мере своих желаний и способностей. Низкий показатель обнаружен у 8% детей, такие подростки испытывают трудности в приспособлении и нуждаются в помощи.
У 23% подростков наблюдается высокий уровень самопринятия, что означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. У 69% детей средний уровень самопринятия, он отражает степень дружественности по отношению к собственному «Я». Низкий уровень самопринятия выявлен у 8% ребят, что говорит, прежде всего, о низкой самооценке, об отсутствии веры в себя, и не восприятии себя как личности.
Средний уровень принятия других зафиксирован у 85% подростков, что говорит о дружественности к окружающим людям, миру, принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. У 25% испытуемых выявлен низкий уровень принятия других, что говорит о критическом отношении к людям, раздражении, презрение по отношению к ним.
У 31% детей выявлен высокий уровень эмоциональной комфортности, он отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого, такой человек может на что-то сильно обидеться, расстроиться или наоборот радоваться и вести себя очень эмоционально. Средний уровень эмоциональной комфортности наблюдается у 61% подростков, они одинаково воспринимают положительные и отрицательные эмоции, не впадают в отчаяние, у них возникает ощущение благополучия своей жизни. Низкий уровень эмоциональной комфортности занимают 8% детей, у них преобладает наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.
У 8% подростков зафиксирован высокий уровень интернальности, что говорит о том, что человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности. Средний показатель уровня интернальности наблюдается у 77% детей, такие люди ощущают себя активным объектом собственной деятельности, а также объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Низкие значения наблюдаются у 15% ребят, они полагают, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).
Высокий уровень стремления к доминированию занимают 15% детей, высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. У 77% испытуемых обнаружены средние значения стремления к доминированию, что говорит о них, как о нормативных значениях, они не стремятся возвышать себя в обществе и не стремятся подчиняться другим. Низкие показатели по этой шкале 8%, говорят о склонности к подчинению, мягкости, покорности.
Количественные показатели уровней самооценки подростков отражены на таблице №3 (Приложение 3.).
Результаты исследования самооценки,
полученные при помощи методики Дембо – Рубинштейн в процентах
Таблица № 4.
Параметры | Самооценка | ||||
Уровни (в %) | |||||
Высокий | средний | низкий | |||
ум, способности | 54% | 46% | _ | ||
Характер | 69% | 31% | _ | ||
авторитет у сверстников | 38% | 54% | 8% | ||
умение делать многое своими руками | 15% | 62% | 23% | ||
Внешность | 46% | 31% | 23% | ||
уверенность в себе | 46% | 15% | 38% |
Как видно из показанных данных, по «параметрам» ум и способности у 54% подростков самооценка завышена, это говорит о том, что такие подростки оценивают уровень своих умственных способностей, выше, чем он есть на самом деле. У 46% от общего числа испытуемых выявлена адекватная самооценка по этим параметрам. Это говорит о том, что эти дети оценивают уровень своих умственных способностей таким, каковым он является.
У 69% детей самооценка завышена по «параметру» характер, что говорит о них как о высокомерных и эгоистичных людях, которые думают только о себе и придают себе большое значение. У 31% детей вполне адекватная самооценка. Это говорит о том, что они нормально оценивают свой характер на среднем уровне.
Авторитет у сверстников у 38% детей на высоком уровне, у них большая потребность доминировать над людьми, подчёркивать своё «Я». У 54% подростков авторитет у взрослых на среднем уровне, что говорит о них, как о лидерах, которые уважают себя и других, прислушиваются к мнению окружающих. У 8% ребят по шкале авторитет у сверстников, заниженная самооценка, очевидно, такие люди считают себя не способными устанавливать связи в обществе, чаще всего отмалчиваются.
Умение делать многое своими руками у 15% детей на высоком уровне, им много что удаётся мастерить и их самооценка от этого повышается. У 62% испытуемых по этой шкале средние показатели, они не слишком переживают по этому поводу, их вполне устраивает, то, что они умеют делать. У 23% ребят результаты по этой шкале на низком уровне, они переживают, что у них ничего не получается делать своими руками и от этого страдает их самооценка, она понижается.
Внешность у 46% подростков стоит на высоком уровне, они уверенны в себе, считают, что всегда выглядят хорошо и нравятся окружающим. У 31% детей по «параметрам» внешность самооценка зафиксирована на среднем уровне, они не придают большого значения на своей внешности, но выглядят ухоженно, считают, что есть дела поважнее внешности. У 23% ребят оценивание своей внешности крайне низкое, они считают, что они не симпатичные и им это очень мешает в жизни.
У 46% детей наблюдается высокий уровень уверенности в себе, они полностью уверенны в себе, чётко знают, что они хотят упорно стремятся к своей цели. У 15% испытуемых средние результаты по этой шкале, у них нормальная, здоровая самооценка, они умеют быть для себя поддержкой и источником силы, и что самое главное не за счёт других. У 38% уверенность в себе стоит на низком уровне, они недовольны собой, их мучает сомнения и неудовлетворённость своими способностями и достижениями, от этого их самооценка страдает, излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Количественные показатели уровней притязаний подростков отражены на таблице №5. (Приложение 3.).
Результаты исследования самооценки, полученные при помощи методики Дембо – Рубинштейн (уровень притязаний) в процентах
Таблица № 6.
Параметры | Уровень притязаний в % | |||
высокий | средний | Низкий | ||
ум, способности | 100% | - | - | |
Характер | 100% | - | - | |
авторитет у сверстников | 100% | - | - | |
умение делать многое своими руками | 100% | - | - | |
Внешность | 100% | - | - | |
уверенность в себе | 100% |
|
|
Из полученных данных видно, что уровень притязаний по всем параметрам очень высок, что говорит, о стремлении достижения целей степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь) либо неадекватно завышенным, заниженным. У наших испытуемых уровень притязаний завышен, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, это может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Подросток с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в коллективе сверстников, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом подросток проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.
По «параметрам» ум и способности, у всех ребят выявлен высокий уровень, что говорит о том, что дети предъявляют высокие требования к развитию своих умственных способностей.
Высокие показатели по таким критериям как характер и авторитет у сверстников является характеристиками для данной возрастной группы т. к. в подростковом возрасте референтная группа подростков меняется. Более значимым мнением выступает мнение сверстников, нежели родителей, поэтому подростки склонны предъявлять высокие требования к своему характеру, с тем, чтобы быть признанными в коллективе сверстников.
Так же у всех подростков высокий уровень притязаний к умению что-либо делать своими руками, мы полагаем, что это связано с тем, что ребёнок подросткового возраста боится и не хочет хоть в чём-то уступать сверстникам.
Так же выявлены высокие результаты по шкале внешность, что говорит, о том, что они предъявляют высокие требования к своей внешности, чтобы походить на своих сверстников.
По «параметрам» уверенность в себе уровень притязаний испытуемых высок, что говорит, о том, что они хотят выглядеть
Количественные показатели уровней расхождения между самооценкой и уровнем притязаний подростков отражены на таблице №7. (Приложение 4.).