Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.
Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.
Объект: социальная адаптация подростков.
Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
4
1.1 Психологические особенности подросткового периода
5
1.2. Понятие социальная адаптация
8
1.3. Адаптация подростков в социуме
16
1.4. Понятие самооценки
21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
24
2.1. Методы и ход исследования
24
2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных
25
2.3. Корреляционный анализ данных
34
2.4. Коррекционная работа
38
2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
ЛИТЕРАТУРА
Результаты исследование самооценки, полученные при помощи методики Дембо – Рубинштейн (расхождение между самооценкой и уровнем притязаний) в процентах
Таблица № 8.
Параметры | Расхождения между самооценкой и уровнем притязаний | |||
уровень (в%) | ||||
высокий | средний | Низкий | ||
ум, способности | - | 15% | 85% | |
Характер | - | - | 100% | |
авторитет у сверстников | - | 8% | 92% | |
умение делать многое своими руками | - | 8% | 92% | |
Внешность | 8% | 23% | 69% | |
уверенность в себе | 8% | 38% | 54% |
Как видно из полученных данных, у 85% подростков низкий уровень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний и ещё у 15% детей средний уровень, это говорит, что у испытуемых адекватные притязания к себе по развитию умственной деятельности и способностей.
Характер у всех подростков выявлен на низком уровне, это означает, что они нормально относятся к себе и к своему характеру.
Расхождения между самооценкой и уровнем притязаний по «параметрам» авторитет у сверстников на низком уровне зафиксирован у 92% детей и на среднем у 8%, это говорит, о том, что у них нормальные притязания по отношению к себе, они не ставят себе сложных задач завоевать положением сверстников в обществе.
У 92% детей стоит на низком уровне умение что-либо делать своими руками,, а у 8% подростков на среднем уровне, это означает, что они не завышают своих способностей в жизни что-либо делать, не ставят себе нереальных целей, а способны достичь их согласно своим возможностям.
У 8% испытуемых наблюдается высокие показатели расхождения между самооценкой и уровнем притязаний по параметру внешность, это означает, что дети ставят себе неадекватные, завышенные планы в совершенствовании своего внешнего вида. У 69% детей низкие показатели расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, а у 8% средние, что говорит о них, что они не переоценивают достижения в своей внешнем виде и способны совершенствоваться согласно своим целям и возможностям.
Исследование уверенности в себе показало, что расхождения между самооценкой и уровнем притязаний у 8% подростков зафиксированы на высоком уровне, это говорит о том, что они склонны неадекватно расценивать свои способности и возможности, что выражается в подражании своим сверстникам. У 54% ребят низкий уровень, а у 38% подростков средний уровень, это говорит, что они уверенны в себе, адекватно оценивают свои возможности и скорость их выполнения.
Количественные показатели уровней притязаний личности подростков отражены на таблице №9. (Приложение 5.).
Результаты оценки уровня притязаний личности,
полученные при помощи методики В.К. Гербачевского в процентах.
Таблица № 10.
Уровень (в %) | Параметры | ||||||||||||||
внутренний м-в | познавательный м-в | м-в избегания | состязательный м-в | м-в о смене текущ. д-ти | м-в самоуважения | значение рез-ов | сложность задания | волевое усилие | оценка уровня достовер. р-в | оценка своего потенциала | нам-ый уровень мобил. усилий | ожидаемый уровень рез-ов | закономерность р-в | Инициативность | |
высокий | 15% | 31% | 54% | 31% | 23% | 38% | 31% | - | 31% | - | 31% | 8% | - | 31% | 23% |
средний | 77% | 69% | 46% | 59% | 54% | 62% | 31% | 31% | 54% | 69% | 54% | 77% | 54% | 54% | 62% |
низкий | 8% | - | - | 15% | 23% | - | 38% | 69% | 15% | 31% | 15% | 15% | 46% | 15% | 15% |
Из полученных данных видно, что у 15% детей высокий уровень внутреннего мотива, который выражает уверенность, увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность, у 77% увлечённость заданием на среднем уровне и у 8% подростков на низком уровне.
Познавательный мотив у 54% подростков на высоком уровне, он характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности. У 46% детей
Мотив избегания у 54% детей зафиксирован на высоком уровне, он свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающих из этого последствий. У 46% испытуемых мотив избегания на среднем уровне, такие дети не сильно переживают из-за своих результатов.
Состязательный мотив показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов, высокий уровень у 31% ребят, он говорит о сильном значении к результатам других ребят, у 59% детей данный мотив на среднем уровне, что означает нормальный интерес к результатам сверстников, у 10% детей низкий уровень состязательного мотива, что говорит об отсутствии всякого интереса результатов других детей.
Мотив к смене текущей деятельности раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент, у 23% испытуемых присутствует смена текущей деятельности, что заставляет его отвлекаться от данного задания, у 54% детей вовлечённость в задание среднее, у 23% подростков мотив к смене текущей деятельности отсутствует, они внимательно, не отвлекаясь выполняют данное задание.
Мотив самоуважения выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. У 38% зафиксированы высокие показатели, у 62% детей обнаружены средние значения.
Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.
Мотив значение результатов у 31% ребят на высоком уровне, у 31% на среднем, а у 38% ребят мотив значения результатов на низком уровне.
Уровень сложности задания у 31% детей показывают средние значения, а 69% показывают низкие значения.
Проявление волевого усилия, выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием, 31% детей высокие результаты, у 54% средние показатели, у 15% подростков низкий уровень волевого усилия к заданию.
Оценка уровня достигнутых результатов, соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности, у 69% подростков средняя оценка уровня достигнутых результатов, у 31% детей низкий уровень оценки уровня достигнутых результатов, т.е. им безразличны собственные результаты.
Оценка своего потенциала у 31% подростков высокие показатели, у 54% ребят средние значения, а у 15% испытуемых по этой шкале низкие результаты.
Перечисленные компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел.
В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта.
Намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности у 8% по этой шкале высокие значения, у 77% детей средние результаты, а у 15% низкие.
Ожидаемый уровень результатов деятельности у 54% испытуемых средний уровень, у 46% низкие показатели по этой шкале.
Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности.
Закономерность результатов, выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей. У 31% высокие показатели, они прекрасно оценивают свои возможности для достижения поставленных целей, у 54% детей средние результаты, что говорят, что их возможности не всегда совпадают с поставленными задачами. У 15% испытуемых низкие показатели по закономерности результатов, их возможности расходятся с достижениями поставленных целей.
Инициативность, выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач. У 23% детей высокие показатели, что говорит о них как об инициативных и находчивых при решении поставленных задач, у 62% ребят инициативность на среднем уровне, это значит, что они не всегда проявляют инициативу, но всё же находят решения своим задачам, у 15% детей низкие показатели инициативности, такие люди, обычно отмалчиваются, не проявляя собственной инициативы, соглашаясь в основном с чужим мнением.
2.3. Корреляционный анализ данных.
В результате проведения первичного обследования, анализа и интерпретации уровней самооценки и адаптации подростков, нами был проведен корреляционный анализ данных адаптации подростков по методике К. Роджерса и Р. Даймонда и самооценки подростков по шкалам методики Дембо – Рубинштейн.
Корреляционный анализ данных первичной диагностики уровня самооценки и адаптации подростков.
Таблица 11.
Переменные | Уровень значимости | Корреляция | |
1 | Ум, способности | ,008 | ,-442(*) |
2 | Адаптация | ||
1 | Характер | ,004 | ,-609(**) |
2 | Адаптация | ||
1 | Авторитет у сверстников | ,009 | ,-414(*) |
2 | Адаптация | ||
1 | Умение делать многое своими руками | ,007 | ,581(**) |
2 | Адаптация | ||
1 | Внешность | ,000 | ,719(**) |
2 | Адаптация | ||
1 | Уверенность в себе | ,000 | ,726(**) |
2 | Адаптация |
** значимая корреляция 0.01 (двухсторонняя).
* значимая корреляция 0.05 (двухсторонняя).
Из результатов следует, что незначительная корреляция наблюдается между переменными «Ум, способность» и «Адаптация» (r=-0,442 (*), p>0,008). Чем выше средний показатель переменной «Ум, способность», тем ниже средний показатель переменной «Адаптация». Данный результат свидетельствует о том, что когда подростки оценивают уровень своих умственных способностей, выше, чем он есть на самом деле, они переживают трудности в адаптации в социуме.
Значимая корреляция наблюдается между переменными «Характер» и «Адаптация» (r=-0,609 (**), p>0,004). Высокомерность и эгоистичность подростков, которые думают только о себе и придают себе большое значение, также влияют на большие трудности в социуме.
Незначительная корреляция наблюдается между переменными «Авторитет у сверстников» и «Адаптация» (r=-0,414 (*), p>0,009). Большая потребность подростка доминировать над людьми и подчёркивать своё «Я», создает препятствие для благоприятной адаптации в группе.
Значимая положительная корреляция наблюдается между переменными «Умение делать многое своими руками» и «Адаптация» (r=0,581 (**), p>0,007). Чем ниже средний показатель самооценки по переменной «Умение делать многое своими руками», тем ниже средний показатель переменной «Адаптация». Подростки тяжело адаптируются, когда они переживают, что у них ничего не получается делать своими руками и от этого страдает их самооценка.
Значимая положительная наблюдается между переменными «Внешность» и «Адаптация» (r=0,719 (**), p>0,000). Чем ниже средний показатель самооценки по переменной «Внешность», тем ниже средний показатель переменной «Адаптация». Когда подросток оценивает свою внешность крайне низкое, они считают, что они не симпатичные и им это очень мешает в жизни.
Значимая корреляция наблюдается между переменными «Уверенность в себе» и «Адаптация» (r=0,726 (**), p>0,000). Не способность подростка адаптироваться проявляется, когда уверенность в себе стоит на низком уровне, когда самооценка страдает, которая влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Далее нами был проведен корреляционный анализ данных уверенности в себе подростков по методике самооценки Дембо – Рубинштейн и уровня притязаний личности подростков по шкалам методики В.К. Гербачевского.
Корреляционный анализ данных первичной диагностики
уровня уверенности в себе и уровня притязаний личности подростков
Таблица 12.