Социальная адаптация подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.
Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.
Объект: социальная адаптация подростков.
Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
4
1.1 Психологические особенности подросткового периода
5
1.2. Понятие социальная адаптация
8
1.3. Адаптация подростков в социуме
16
1.4. Понятие самооценки
21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
24
2.1. Методы и ход исследования
24
2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных
25
2.3. Корреляционный анализ данных
34
2.4. Коррекционная работа
38
2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

социальная адаптация подростков.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

Результаты исследование самооценки, полученные при помощи методики Дембо – Рубинштейн (расхождение между самооценкой и уровнем притязаний)  в процентах

Таблица № 8.

Параметры

Расхождения между самооценкой и уровнем притязаний

уровень (в%)

высокий

средний

Низкий

ум, способности

-

15%

85%

Характер

-

-

100%

авторитет у сверстников

-

8%

92%

умение делать многое своими руками

-

8%

92%

Внешность

8%

23%

69%

уверенность в себе

8%

38%

54%

 

Как видно из полученных данных, у 85% подростков низкий уровень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний и ещё у 15% детей средний уровень, это говорит, что у испытуемых адекватные притязания к себе по развитию умственной деятельности и способностей.

Характер у всех подростков выявлен на низком уровне, это означает, что они нормально относятся к себе и к своему характеру.

Расхождения между самооценкой и уровнем притязаний по «параметрам» авторитет у сверстников на низком уровне зафиксирован у 92% детей и на среднем у 8%, это говорит, о том, что у них нормальные притязания по отношению к себе, они не ставят себе сложных задач завоевать положением сверстников в обществе.

У 92% детей стоит на низком уровне умение что-либо делать своими руками,, а у 8% подростков на среднем уровне, это означает, что они не завышают своих способностей в жизни что-либо делать,  не ставят себе нереальных целей, а способны достичь их согласно своим возможностям.

У 8% испытуемых наблюдается высокие показатели расхождения между самооценкой и уровнем притязаний по параметру внешность, это означает, что дети ставят себе неадекватные, завышенные планы в совершенствовании своего внешнего вида. У 69% детей низкие показатели расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, а у 8% средние, что говорит о них, что они не переоценивают достижения в своей внешнем виде и способны совершенствоваться согласно своим целям и возможностям.

Исследование уверенности в себе показало, что расхождения между самооценкой и уровнем притязаний у 8% подростков зафиксированы на высоком уровне, это говорит о том, что они склонны неадекватно расценивать свои способности и возможности, что выражается в подражании своим сверстникам. У 54% ребят низкий уровень, а у 38% подростков средний уровень, это говорит, что они уверенны в себе, адекватно оценивают свои возможности и скорость их выполнения.

Количественные показатели уровней притязаний личности подростков отражены на таблице №9.  (Приложение 5.).

 

 

Результаты оценки уровня притязаний личности,

полученные при помощи методики В.К. Гербачевского в процентах.

Таблица № 10.

Уровень (в %)

Параметры

внутренний  м-в

познавательный м-в

м-в избегания

состязательный

м-в

м-в о смене текущ. д-ти

м-в самоуважения

значение рез-ов

сложность задания

волевое усилие

оценка уровня достовер. р-в

оценка своего потенциала

нам-ый уровень мобил. усилий

ожидаемый  уровень рез-ов

закономерность

р-в

Инициативность

высокий

15%

31%

54%

31%

23%

38%

31%

-

31%

-

31%

8%

-

31%

23%

средний

77%

69%

46%

59%

54%

62%

31%

31%

54%

69%

54%

77%

54%

54%

62%

низкий

8%

-

-

15%

23%

-

38%

69%

15%

31%

15%

15%

46%

15%

15%

 

Из полученных данных видно, что у 15% детей высокий уровень внутреннего мотива, который выражает уверенность, увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность, у 77%  увлечённость заданием на среднем уровне и у 8% подростков на низком уровне.

Познавательный мотив у 54% подростков на высоком уровне, он характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей дея­тельности. У 46% детей

Мотив избегания у 54% детей зафиксирован на высоком уровне, он свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающих из этого последствий. У 46% испытуемых мотив избегания на среднем уровне, такие дети не сильно переживают из-за своих результатов.

Состязательный мотив показывает, на­сколько субъект придает значение высоким результатам в дея­тельности других субъектов, высокий уровень у 31% ребят, он говорит о сильном значении к результатам других ребят, у 59% детей данный мотив на среднем уровне, что означает нормальный интерес к результатам сверстников, у 10% детей низкий уровень состязательного мотива, что говорит об отсутствии всякого интереса результатов других детей.

Мотив к смене текущей деятельности раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекраще­нию работы, которой он занят в данный момент, у 23% испытуемых присутствует смена текущей деятельности, что заставляет его отвлекаться от данного задания, у 54% детей вовлечённость в задание среднее, у 23%  подростков мотив к смене текущей деятельности отсутствует, они внимательно, не отвлекаясь выполняют данное задание.

Мотив самоуважения выражается в стре­млении субъекта ставить перед собой все более и более труд­ные цели в однотипной деятельности. У 38% зафиксированы высокие показатели, у 62% детей обнаружены средние значения.

Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, не­посредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

Мотив значение результатов у 31% ребят на высоком уровне, у 31% на среднем, а у 38% ребят мотив значения результатов на низком уровне.

Уровень сложности задания у 31% детей показывают средние значения, а 69% показывают низкие значения.

Проявление волевого усилия, выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием, 31% детей высокие результаты, у 54% средние показатели, у 15% подростков низкий уровень волевого усилия к заданию.

Оценка уровня достигнутых результа­тов, соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности, у 69% подростков средняя оценка уровня достигнутых результатов, у 31% детей низкий уровень оценки уровня достигнутых результатов, т.е. им безразличны собственные результаты.

Оценка своего потенциала у 31% подростков высокие показатели, у 54% ребят средние значения, а у 15% испытуемых по этой шкале низкие результаты.

Перечисленные компоненты, связанные с дости­жением достаточно трудных целей. Они относятся к текуще­му положению дел.

В третью группу компонентов входят составляющие про­гнозных оценок деятельности субъекта.

Намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности у 8% по этой шкале высокие значения, у 77% детей средние результаты, а у 15% низкие.

Ожидаемый уровень результатов дея­тельности у 54% испытуемых средний уровень, у 46% низкие показатели по этой шкале.

Четвертая группа компонентов отражает причинные фак­торы соответствующей деятельности.

Закономерность результатов, выражает понимание субъектом собственных возможностей в достиже­нии поставленных целей. У 31% высокие показатели, они прекрасно оценивают свои возможности для достижения поставленных целей, у 54% детей средние результаты, что говорят, что их возможности не всегда совпадают с поставленными задачами. У 15% испытуемых низкие показатели по закономерности результатов, их возможности расходятся с достижениями поставленных целей.

Инициативность, выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении постав­ленных перед собой задач. У 23% детей высокие показатели, что говорит о них как об инициативных и находчивых при решении поставленных задач, у 62% ребят инициативность на среднем уровне, это значит, что они не всегда проявляют инициативу, но всё же находят решения своим задачам, у 15% детей низкие показатели инициативности, такие люди, обычно отмалчиваются, не проявляя собственной инициативы, соглашаясь в основном с чужим мнением.

 

2.3. Корреляционный анализ данных.

В результате проведения первичного обследования, анализа и интерпретации уровней самооценки и адаптации подростков, нами был проведен корреляционный анализ данных адаптации подростков по методике К. Роджерса и Р. Даймонда и самооценки подростков по шкалам методики Дембо – Рубинштейн.

Корреляционный анализ данных первичной диагностики уровня самооценки и адаптации подростков.

Таблица 11.

Переменные

Уровень значимости

Корреляция

1

Ум, способности

,008

,-442(*)

2

Адаптация

1

Характер

,004

,-609(**)

2

Адаптация

1

Авторитет у сверстников

,009

,-414(*)

2

Адаптация

1

Умение делать многое своими руками

,007

,581(**)

2

Адаптация

1

Внешность

,000

,719(**)

2

Адаптация

1

Уверенность в себе

,000

,726(**)

2

Адаптация

**  значимая корреляция 0.01 (двухсторонняя).

* значимая корреляция 0.05 (двухсторонняя).

 

Из результатов следует, что незначительная корреляция наблюдается между переменными «Ум, способность» и «Адаптация» (r=-0,442 (*), p>0,008). Чем выше средний показатель переменной «Ум, способность», тем ниже средний показатель переменной «Адаптация».  Данный результат свидетельствует о том, что когда подростки оценивают уровень своих умственных способностей, выше, чем он есть на самом деле, они переживают трудности в адаптации в социуме.

Значимая  корреляция наблюдается между переменными «Характер» и «Адаптация» (r=-0,609 (**), p>0,004). Высокомерность и эгоистичность подростков, которые думают только о себе и придают себе большое значение, также влияют на большие трудности в социуме.

Незначительная корреляция наблюдается между переменными «Авторитет у сверстников» и «Адаптация» (r=-0,414 (*), p>0,009). Большая потребность  подростка доминировать над людьми и подчёркивать своё «Я», создает препятствие для благоприятной адаптации в группе.

Значимая  положительная корреляция наблюдается между переменными «Умение делать многое своими руками» и «Адаптация» (r=0,581 (**), p>0,007). Чем ниже средний показатель самооценки по переменной «Умение делать многое своими руками», тем ниже средний показатель переменной «Адаптация». Подростки тяжело адаптируются, когда они переживают, что у них ничего не получается делать своими руками и от этого страдает их самооценка.

Значимая  положительная наблюдается между переменными «Внешность» и «Адаптация» (r=0,719 (**), p>0,000). Чем ниже средний показатель самооценки по переменной «Внешность», тем ниже средний показатель переменной «Адаптация». Когда подросток оценивает свою внешность крайне низкое, они считают, что они не симпатичные и им это очень мешает в жизни.

Значимая  корреляция наблюдается между переменными «Уверенность в себе» и «Адаптация» (r=0,726 (**), p>0,000). Не способность подростка адаптироваться проявляется, когда уверенность в себе стоит на низком уровне, когда самооценка страдает,  которая влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Далее нами был проведен корреляционный анализ данных уверенности в себе подростков по методике самооценки Дембо – Рубинштейн и уровня притязаний личности подростков по шкалам методики В.К. Гербачевского.

Корреляционный анализ данных первичной диагностики

уровня уверенности в себе и уровня притязаний личности подростков

Таблица 12.

Информация о работе Социальная адаптация подростков