Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:07, дипломная работа

Описание

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования психолого-педагогических средств, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические средства эмоционального развития младших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого- педагогическая проблема
1.2. Психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ программ дошкольного образования по эмоциональному развитию Программа «Детство»
2.2. Методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Настя другая содержание.docx

— 93.64 Кб (Скачать документ)

     В процессе онтогенеза развивается способность  использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению  лица. Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается  временный регресс в распознавании  ряда эмоций.

     Как полагают западные психологи, весь процесс  социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным процессом. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается ее относительная устойчивость, затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем подростковом возрасте, особенно в 9-м классе. В 10-м классе уровень тревоги резко снижается и вновь повышается перед выпуском из школы.

     С возрастом происходит расширение и  усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается  количество понятий, в которых осмысливаются  эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий  «приятное - неприятное». Границы эмоциональных  понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения  более широкого круга эмоциональных  явлений, чем более старшие дети. Увеличивается число параметров, по которым характеризуются эмоции; вначале их два - «возбуждение - успокоение»  и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т. п. Если в пять лет дети тесно  связывают эмоцию с ситуацией  ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок  начинает дифференцировать представления  о причинах эмоции и внутренних состояниях, опосредствующих связь ситуации с эмоциональной реакцией.

     Развитие  эмоциональной сферы ребенка  во многом зависит от эмоциональной  атмосферы семьи.

     Таким образом, в развитии эмоций намечаются следующие ступени:

     1. элементарные чувствования как  проявления органической аффективной  чувствительности, играющие у человека  подчиненную роль общего эмоционального  фона, окраски, тона или же компонента  более сложных чувств;

     2. разнообразные предметные чувства  в виде специфических эмоциональных  процессов и состояний; 

     3. обобщенные мировоззренческие чувства. 

     Все они образуют основные проявления эмоциональной  сферы, органически включенной в  жизнь личности.

     Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом.

     Итак, каждый возрастной период характеризуется  своими особенностями проявления эмоций и чувств.

     Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых  интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной  сфере выступает возникновение  общественных мотивов, уже не обусловленных  достижением узколичных, улитарных  целей. Отмечено, что интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и  нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся  в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предлагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

     Таким образом, постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей  деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимы, что помогает ему понять переживания  другого человека, “открыть” их для себя. С одной стороны развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

     Также из рассуждений А.Д. Кошелевой можно  отметить, что изменения в эмоциональной  сфере связаны с развитием  не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение  речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они  становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка 3-4 лет. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной  степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью  слова [22].

     Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные  с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать  импульсивно.

     В дошкольном возрасте развитие общения  со взрослыми и сверстниками, появление  форм коллективной деятельности и, главным  образом, сюжетно-ролевые игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

     Источником  гуманных чувств выступают взаимоотношения  с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

     Учеными справедливо отмечено, что дошкольник превращается в субъект эмоциональных  отношений, сам сопереживает другим людям. Практическое овладение нормами  поведения так же является источником развития нравственных чувств. Переживания  вызываются общественной санкцией, лишением детского общества. Опыт таких переживаний  обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники  дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей, то старшие - обобщенную. В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка  и включаются в переживания им отношений к определенным поступкам  или действиям [19].

     Из  практики работы психологов можно выделить, что мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая  игра. Ролевые действия и взаимоотношения  помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к  передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять  переживания других.

     В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного  для окружающих, возникают новые  эмоциональные переживания: радость  от общего успеха, сочувствие усилиям  товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, неудовольствие от своей плохой работы.

     На  основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение  к труду дошкольники переносят  и на собственную деятельность [12].

     Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества  эмоции захлестывают дошкольника, резко  возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание  товарищу резко снижается.

     Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие  переживания. Если он уверен в своих  силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

     Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных  достоинств увеличивает ему экспрессий до самого высокого уровня. В групповых  же соревнованиях главным стержнем служит интерес группы, а успех  или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее  заметны.

     Наиболее  яркие положительные эмоции ребенок  испытывает в ситуации сравнения  себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенность, что  в подобной ситуации поступил бы также. Поэтому негативные эмоции в адрес  персонажа отсутствуют.

     Симпатия  у дошкольника становится более  действенной, проявляясь как желание  помочь, посочувствовать, поделиться.

     Симпатии  и сочувствия побуждают ребенка  к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет  нравственные нормы, проявляя чувство  долга, прежде всего, по отношению к  тем, кому симпатизирует и сочувствует  [24].

     Зачатки чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется  требованиям взрослого, не осознавая  их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки. Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: “можно”, “нельзя”, “плохо”, “хорошо” и соотнесения их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.

     Из  наблюдений психологов можно отметить, что первые более или менее  сложные проявления чувства долга  возникают у детей 4 - 5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка  зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых  ему требований и относить их к  своим поступкам и действиям, а также действиям и поступкам других [13].

     Ребенок переживает радость, удовлетворение при  совершении им достойных поступков  и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают  недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой  взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим  поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков  по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства  неглубокие и неустойчивые. В 5-7 лет  чувство долга возникает у  ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам. Дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению  к малышам.

     К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с  которыми ребенок непосредственно  не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго  [26].Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. Малыши дружат потому, что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.

     Развитие  интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании  нового, удивление и сомнение, яркие  положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и  вызывают их. Окружающий мир, природа  особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед  ним многочисленные проблемы, которые  малыш пытается решить. Удивление  рождает вопрос, на который надо найти ответ.

     Развитие  эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

     Справедливо отметить, что эстетические чувства  детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в  жизни, искусстве, литературе [21]. Н.А.Ветлугина писала: “Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий “красивое” и “некрасивое”, “истинное” и “ложное”, нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях.”

Информация о работе Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста