Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:07, дипломная работа
Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования психолого-педагогических средств, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические средства эмоционального развития младших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого- педагогическая проблема
1.2. Психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ программ дошкольного образования по эмоциональному развитию Программа «Детство»
2.2. Методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж.Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах». Поэтому задача программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Программа представлена в виде подробных сценариев занятий. Автор подчеркивает, что ее разработки могут служить и основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы.
Несомненной
ценностью этой программы является
четкая логика построения, психологически
обоснованная последовательность проведения
групповых занятий и
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1.Вводная
Цель: настроить группу на совместную
работу, установить
эмоциональный
контакт между всеми
Часть 2.Рабочая
На
эту часть приходится основная смысловая
нагрузка всего занятия. В нее
входят этюды, упражнения, игры, направленные
на развитие и частичную коррекцию
эмоционально-личностной и познавательной
сфер ребенка. Основные процедуры:
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- элементы психодрамы;
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие восприятия, памяти,
внимания, воображения;
- игры направленные на знакомство с различными
чувствами;
- рисование.
Часть 3. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.
Поскольку
программа предполагает работу с
маленькими детьми, то ведущий должен
постоянно следить за тем, чтобы
участники занятия были включены
в работу, не уставали, не отвлекались.
Поэтому каждое занятие обязательно
включает в себя процедуры, способствующие
саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижает
уровень возбуждения, снимают напряжение);
- дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе
на нервную систему);
- мимическую гимнастику (направлена на
снятие общего напряжения, играет большую
роль в формировании выразительной речи
детей);
- двигательные упражнения, включающие
попеременное или одновременное выполнение
движений разными руками под любую текстовку
(способствует межполушарному взаимодействию);
- чтение детских потешек с чередованием
движений, темпа и громкости речи (способствует
развитию произвольности).
Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Программа
рассчитана на детей 4-6 лет и включает
в себя 17 занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю
в форме мини-тренингов продолжительностью
30-40 минут. Оптимальное количество детей
в группе – 10-15 человек.
После проведения блока занятий, где дети узнавали разные эмоции (робость, радость, страх, удивление, самодовольство, злость, стыд, отвращение, брезгливость), предлагается провести несколько завершающих занятий в Творческой мастерской. Их цель – закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами.
Цель программы:
1.
Просвещение. Глубокое
2. Профилактика. Применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.
3.
Коррекция. Снятие
Каждому чувству посвящено одно занятие. Вначале дети изучают базовые чувства (радость, грусть, злость, страх). Затем мы переходим к более тонкой дифференциации эмоций. И мы чередуем изучение неприятных, условно «негативных» и позитивных, ресурсных чувств.
Сценарий каждого занятия строится вокруг сказки, направленной на погружение детей в изучаемое чувство. Являясь психокоррекционными, сказки могут использоваться родителями вне занятий, с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка.
Каждое
чувство мы изучаем, учитывая различные
аспекты:
- проявление чувства в мимике и жестах;
- как и в каких ситуациях, оно возникает;
- как проявляется (слова, действия);
- как его можно вызвать у себя и у других;
- как с ним совладать, гармонизировать;
- чем оно полезно, а когда может помешать.
Проигрывание
сказочных и игровых ситуаций
позволяет ребенку учиться
2.2. Методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
1. Читайте стихотворения, в которых называются части тела.
2. Играйте в игры, в которых ребенок должен разделить что-то между людьми или игрушками.
3.
Играйте вместе с ребенком
на детских музыкальных
4. Берите ребенка на концерты «живой музыки».
5. Читайте ребенку книги, герои которых проявляют различные эмоции.
6.
Объясняйте ребенку, что
7. Открыто выражайте свои эмоции и говорите о них.
8. Играйте с ребенком в сюжетные игры, герои которых проявляют различные эмоции, например в «Болезнь куклы».
9. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
5. Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол.
6. Средство «быстрой разрядки». Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
7. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку.
Учите
управлять ребенка своим
- Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
- Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!».
- Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
- Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Вы уже поняли, что загонять
эмоции внутрь, пытаться их скрывать,
очень вредно? Следствие таких
действий – заболевания сердца,
неврозы, повышенное давление
в старшем возрасте плюс
Как бороться с детскими истериками?
Детские
истерики являются наиболее сложной
и требующей большого терпения проблемой
воспитания детей, наряду с детским
непослушанием и детской
Многим не понаслышке знакома
следующая картина:
Ребенок понимает, что истерика - это самый быстрый способ добиться желаемого или, по крайней мере, привлечь к себе внимание. А если не выдержать и уступить? О, тогда он мгновенно поймет, что добился своего и станет прибегать к этому средству снова и снова.
Информация о работе Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста