Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:07, дипломная работа

Описание

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования психолого-педагогических средств, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические средства эмоционального развития младших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого- педагогическая проблема
1.2. Психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ программ дошкольного образования по эмоциональному развитию Программа «Детство»
2.2. Методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Настя другая содержание.docx

— 93.64 Кб (Скачать документ)

     Анализ  литературы по проблеме позволяет выделить следующие особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

    - ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

    - изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируются –

эмоциональные предвосхищения;

    - чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными,

произвольными, внеситуативными;

    - формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные,

эстетические.

     Эмоции  оказывают большое влияние на психические процессы. Психические  процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые [12].Деление это условно, так как психика условна и все психические явления в ней взаимосвязаны. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

     Эмоциональный он присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и  неприятны. Влияние эмоций сказывается  на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, раздраженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

     Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря  эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут  живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

     Эмоции  связаны и с забыванием. Человек  забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

     Существуют  определенные закономерности связи  эмоциональных состояний с качеством  мышления: счастье имеет тенденцию  способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

     Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а  отрицательные ее отнимают. (“Когда я злюсь, мне не нравится рисовать”).

     Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании  процесса достижения цели , завершающегося выполнением принимаемого решения. Так, эмоциональная привлекательность  цели умножает силы ребенка, облегчает  выполнение решения. Способность к  волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек, так же не может быть волевым.

     С точки зрения отечественных специалистов отмечено, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у  детей важно не просто научить  их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.

     Разбалансировка чувств способствует возникновению  эмоциональных расстройств, приводимых к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов [25].

     Таким образом, анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в  психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте. Доказано, что эмоции оказывают большое  влияние на развитие психических  процессов у ребенка.

     Делая вывод нужно отметить, что развивать, корректировать эмоциональную сферу  дошкольников возможно на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия  эти специфичны.

     Дошкольный  возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс  социализации, устанавливается связь  ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается  фундамент здоровья. Дошкольное детство - время первоначального становления  личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

     Задача  данного воспитания состоит не в  максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного  возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий  для наиболее полного раскрытия  его возрастных возможностей и способностей [2]. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

     Справедливо отмечено, что основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь дошкольников интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной  активности. Организуя деятельность детей воспитатель развивает  у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций [23].В организации педагогического процесса в детском саду большое значение имеет вопрос о своеобразии воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

     Дошкольное  воспитание содержит такие задачи, которые имеют не только воспитательное, но и образовательное значение. К  этим задачам надо отнести формирование у детей правильных представлений  об окружающем развитие речи, счета, приобретение навыков в рисовании, лепке и  т.д.

     Разработано значительное число форм и средств  образовательной работы с детьми дошкольного возраста, в том числе  занятия, дидактические игры и материалы. Каждое из этих средств обладает различными возможностями по отношению к  воспитательно-образовательным задачам.

     Дошкольная  педагогика избирательно подходит к  средствам образовательной работы с детьми, сообразуясь с задачами детского сада, основанными на требования активного руководства развитием  каждого ребенка, обеспечение высокого уровня всестороннего развития всех детей, воспитывающихся в детском  саду.

     Среди средств дошкольной образовательной  работы обучение обладает большими преимуществами, так как оно обеспечивает организованную обучающую роль взрослого, что делает обучение весьма эффективным.

     Обучение, будучи применено к различному образовательному содержанию - ознакомлению с окружающим, формированию речи, развитию математических представлений, музыкальных способностей, развитию движений, рисованию, лепке  и т.д., оказывает на детей глубокое воспитательное влияние, развивает  способности, интересы: расширяет кругозор, обогащает умения и навыки в различных  видах деятельности, совершенствует внимание. Обучение дает возможность  поднять развитие всех детей в  группе на более высокий уровень, содействует в значительной мере смягчению неравномерности развития детей, наблюдающейся в практике.

     В процессе обучения и под его непосредственным влиянием у детей формируется  учебная деятельность - способность  ребенка производить умственную работу определенного направления  и в связи с этим слушать  и слышать, смотреть и видеть, воспринимать и познавать. Это первые шаги в  развитии способности учиться [23].Учебная деятельность вносит значительные изменения в поведение ребенка. Он становится более собранным, легче откликается на слово взрослого, привыкает выслушивать подробности. Становится более внимательным. И все это сообщает поведению детей организованный характер и делает их более воспитанными.

     Обучение  обладает большим воспитательным воздействием также и потому, что оно обеспечивает детям посильные для них движения вперед, дает возможность достичь  определенного результата и пережить удовлетворение от работы. А это  стимулирует формирование детских  интересов, воли, характера.

     Всякое  обучение имеет общие черты. Вместе с тем эти общие черты конкретизируются для каждой возрастной ступени своеобразно. Такими общими чертами является то, что:

     а) обучение ведется по дидактическим  правилам, основанным на психологических  закономерностях, преследует задачи сообщения  знаний, овладения умениями;

     б) обучение опирается на обучающую  роль взрослого (учителя, воспитателя);

     в) обучение носит организованный характер: имеет определенную программу и  форму организации детей.

     В целях планомерного и систематического влияния воспитателя на всех детей  в группе обучение в детском саду строится как организованный процесс  и протекает в форме занятий  с группой детей определенного  возраста.

     В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие  воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитания организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.

     Процесс обучения на занятиях позволяет воспитателю  равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу. Главная роль в обучении отводится занятиям.

     Занятия - это форма организации обучения в детском саду. Они обязательны  для всех дошкольников: для них  определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность. Занятия проходят при руководящей  роли воспитателя, который сообщает детям новые знания, уточняет и  систематизирует имеющиеся, организует практическую деятельность, в ходе которой дети упрочивают полученные знания и овладевают разнообразными умениями и навыками. Содержание учебного материала постепенно усложняется. На занятиях используется материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

     Так как решающая роль на занятии принадлежит  личному влиянию воспитателя  на детей, то оно требует от воспитателя  глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия  с особенностями детского развития. От взрослого требуется очень  хорошее овладение разнообразной  деятельностью (рисование, ритмические  движения, пение, умение наблюдать и  т.д.), поскольку обучение ребенка  происходит на образцах личного примера  воспитателя.

     В методическом отношении на занятиях используются дидактические материалы  и пособия, разработанные с учетом задач и возрастных особенностей детей (красочность, динамичность и  т. д.). Дидактические игры, игровые  задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

     В дошкольном учреждении проводятся занятия  по развитию речи и ознакомлению с  окружающим, развитию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, физкультурное, музыкальное, человековедение, валеология, этика  и эстетика и тренинги.

     Обучение  основано на воспитании произвольного  активного внимания, умении активно  действовать, достигать результатов  в своих действиях - все это  требует от детей известного умственного  и физического напряжения. Правильно  установленная мера такой работы возможна только тогда, когда обучение ведется в форме дидактически целесообразных занятий.

     Имея  дело с детьми дошкольного возраста, нервная система которых находится  в периоде формирования необходимо проявлять величайшую заботливость в отношении правильной учебной  нагрузки детей.

     Важным  вопросом поэтому является установление времени занятий, их места в общем  режиме, длительности, частоты и  регулярности.

     Рассматривая  обучение как систему постоянно  повторяющихся воздействий на ребенка, образующих у него определенные дидактический  стереотип, необходимо особо требовательно подходить не только к отдельным элементам процесса обучения, но и к организации строгой периодичности занятий, правильного чередования с играми, нормирование их определенным временем. Это требование важно соблюдать как в дидактических целях, так и для формирования у ребенка таких качеств, как собранность, организованность [23].

     Занятия, как форма организации обучения призвана обслуживать разнообразное  его содержание. Сделано это может  быть только при условии достаточной  гибкости этой формы и соответствия ее содержанию. Так как принципом  нашего обучения является работа со всей группой одновременно, то и занятия  по своей организации должны отвечать этому требованию.

     Анализируя  организацию педагогического процесса в дошкольном учреждении можно отметить следующее:

Информация о работе Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста