Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:07, дипломная работа

Описание

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования психолого-педагогических средств, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические средства эмоционального развития младших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого- педагогическая проблема
1.2. Психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ программ дошкольного образования по эмоциональному развитию Программа «Детство»
2.2. Методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Настя другая содержание.docx

— 93.64 Кб (Скачать документ)

     Под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

     Под эмоциональным развитием младших дошкольников мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

     К психолого-педагогическим средствам  эмоционального развития младших дошкольников относятся: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное  творчество,  художественная   литература. 
 

     ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Анализ  программ дошкольного образования по эмоциональному развитию Программа «Детство»

     Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина  и др.

     Цель: обеспечение развития ребенка в  период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы  и др.) и культуры (изобразительным  искусством, музыкой, детской литературой  и родным языком, математикой и  др.).

     В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется  право самостоятельно определять сетку  занятий, содержание, способ организации  и место в режиме дня.

     В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание). «Детство» —  комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций  гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного  периода (младший, средний, старший  дошкольный возраст). • 

     В основу каждой части положены общие  идеи, отражающие взгляды авторов  на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.

     В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

     Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует  детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные  способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение  и др.).

     Особый  акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным  объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.детей младшего дошкольного возраста.

     Детский сад - второй дом малыша. От того, как  встретят там своего нового жителя и чем наполнят его дни, зависит  многое в жизни ребёнка. В первую очередь двери детского сада открываются  для мам и пап, которые присматривают  уютное гнёздышко, где любимое чадо проведёт много насыщенных впечатлениями  дней.

     Помимо  оснащённости и технических условий, вдумчивых родителей интересуют образовательные программы, по которым  работает ДОУ. Сейчас уже можно выбрать  из спектра интересных и полезных систем наиболее соответствующую вашим  пожеланиям.

     Множество детских садов в наше время  работают по традиционной "Программе  воспитания и обучения в детском  саду", созданной коллективом  авторов под руководством М.А. Васильевой. Выбор продиктован тем, что эта  проверенная временем программа  предлагает научно-обоснованные и отработанные методики. Кроме того, она обновлена  и дополнена в соответствии с  требованиями современности на основе актуальных теоретических и практических достижений отечественной, а также  зарубежной педагогики. Сочетание фундаментальных  исследований с инновационными технологиями образования позволило реализовать  в этой программе комплексный подход к развитию ребёнка в сегодняшних условиях и заложить основу формирования разностороннего человека.

     Опираясь  на основной принцип – развивающее  обучение, авторы построили цельную  и гармоничную систему, помогающую растить ребёнка от колыбели до школы. В основе программы М.А. Васильевой лежит тезис о том, что развитие ребенка возможно только при правильной организации процесса обучения. Под  обучением авторы понимают приобщение к основным слагаемым человеческой культуры: представлению, знанию, морали, искусству, труду. Поэтому педагоги ДОУ, работающего «по Васильевой», в равной мере уделяют внимание физическому, нравственному и эстетическому  развитию малыша, а также формированию у него таких свойств личности, как: любознательность, отзывчивость, инициативность, креативность. При  этом в программе М.А. Васильевой использован принцип культуросообразности, то есть учёта национальных традиций и ценностных ориентиров. Поэтому  малыш легче усваивает принятые в обществе нормы и правила. А  благодаря тому, что игры, занятия  и упражнения подобраны в соответствии с возрастными особенностями, дети быстрее и легче усваивают  новые знания и перенимают навыки. Результатом такого всестороннего  развития становится создание прочного базиса личности ребенка.

     Чтобы программа плодотворно «работала», воспитатели стремятся поддерживать в детском саду благоприятный  микроклимат. Он просто необходим для  полноценного проживания ребёнком важного  возрастного периода, отвечающего  за формирование базовых качеств  личности. Предлагая воспитаннику различные  виды деятельности: игровую, учебную, двигательную, трудовую и художественную, педагог  стремится раскрыть в ребёнке  многогранные способности и качественно  их развивать.

     Для этого в программу М.А. Васильевой включены подробные сценарии детских  праздников, описания развлечений, программы  досуговых кружков и материалы  для проверки знаний и умений ребенка. Такой методический комплекс помогает педагогам индивидуально подходить к воспитанию каждого малыша, его потребностям и возможностям, грамотно построить стратегию развития каждого ребенка. Воспитатель создаёт необходимые условия, ситуации, способствующие развитию нужных качеств и навыков, не забывая об индивидуальных интересах и наклонностях ребёнка и заботясь об эмоциональном благополучии и здоровье.

     Продуктивность  данной системы поддерживается:

     - общностью подходов к воспитанию  семьи и детского сада;

     -преемственностью  образовательной деятельности ДОУ  и школы;

     - творческой организацией разнообразных  занятий.

     Ребёнок, занимающийся по программе М.А. Васильевой, получает объёмное и качественное развитие, включающее аспекты физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического  и трудового воспитания. Грамотно сочетая все элементы, педагог  осуществляет идею «обучения с рождения», основанную на «Конвенции о правах ребёнка» и закреплённую в докладе  Юнеско «Образование для всех».

     Сейчас  уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость раннего развития – оно даёт старт дальнейшему  совершенствованию способностей ребёнка. Прекрасную возможность осуществить  всестороннее и своевременное развитие даёт "Программа воспитания и  обучения в детском саду" М. А. Васильевой, эффективно используемая в большинстве детских садов  в 2010 году.

     Программа "Радуга"

     Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

     Цели:

     1.Сохранять  здоровье детей и формировать  привычку здорового образа жизни. 

     2.Обеспечить  своевременное и полноценное  физическое и психическое развитие  детей. 

     3.Обеспечить  каждому ребенку радостное и  содержательное проживание периода дошкольного детства.

     В основу программы положена идея о  том, что каждый год жизни ребёнка  является решающим для становления  определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей  роли деятельности в психическом  развитии ребенка и становлении  его личности. Создание специальных  условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

     Существенным  моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и  с их помощью побуждать детей  охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.

     На  этой основе предлагаются 3 типа мотивации:

     • игровая мотивация,

     • мотивация общения,

     • мотивация личной заинтересованности.

     Авторы  программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых  происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

     Программа имеет полный комплект методического  обеспечения и представляет собой  целостную систему воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада.

     Авторы  преследуют цель на протяжении дошкольного  детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить  перед собой задачу и добиться ее решения и другие, которые позволяют  ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно.

     В связи с этим решение воспитательно-образовательных  задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое  развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается  не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

     «Радуга» - это семь важнейших видов деятельности, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!»

     Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором»  состояния ребенка, с другой –  сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

     Маленькие дети часто находятся «в плену  эмоций», поскольку еще не могут  управлять своими чувствами, что  может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении  со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них  постепенно формируется способность  осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние  других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более  устойчивыми и глубокими. 

     Особенно  трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский садик или  в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой  обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми  ему детьми, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать  новые знания в процессе группового обучения.

     Не  каждый взрослый человек способен разобраться  во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые  эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

     Автором тренинговой программы эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» является С.В.Крюкова. Эта программа является логическим продолжением программы  «Давайте жить дружно!» (проводится в  сентябре-октябре), целью которой  является помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Работу по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» рекомендуется  начинать с ноября, после завершения периода адаптации детей к  дошкольному учреждению.

     С.Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных  переживаний. Первый - уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние  организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных  проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании  отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят  от их содержания, от того, какое отношение  и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами  поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство  возвышенного, трагического и т.д.

Информация о работе Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста