Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:07, дипломная работа

Описание

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования психолого-педагогических средств, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические средства эмоционального развития младших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого- педагогическая проблема
1.2. Психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ программ дошкольного образования по эмоциональному развитию Программа «Детство»
2.2. Методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Настя другая содержание.docx

— 93.64 Кб (Скачать документ)
ustify">     В организации педагогического процесса в дошкольном учреждении большое  значение имеет проблема своеобразия  учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

     Разработано значительное число форм и средств  учебной работы с дошкольниками, в том числе занятия, дидактические  игры, дидактические материалы.

     Учебные занятия в дошкольных учреждениях  имеют свою специфику:

  1. имеют большое значение для подготовки детей к школе; дети

овладевают  навыками учебной деятельности, становятся более собранными, организованными;

  1. на занятиях развивается устойчивое внимание, сосредоточенность,

способность к волевым усилиям;

  1. при систематическом проведении занятий формируются

познавательные  интересы;

  1. при совместной работе на занятиях дети влияют друг на друга – это

способствует  созданию дружного детского коллектива и формирует умение жить и работать в нем.

           Таким образом, анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

     Мы  придерживаемся мнения А.Н.Леонтьева, что эмоциональное развитие –  это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Специфика эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста позволяет нам вывести понятие эмоционального развития младших дошкольников. Эмоциональное развитие младших дошкольников – это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей младшего дошкольного возраста, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. 

    1. Психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников

     Средства  – это   предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач [13]. К средствам   эмоционального   развития  детей следует отнести развивающую среду, игру, музыку, детское  художественное  творчество,  художественную   литературу.

     В « Концепции дошкольного воспитания»  говорится о том, что искусство,  эмоционально  - образное по своей  природе, является уникальным  средством   развития   эмоциональной  сферы  дошкольников, формирования ценностного  отношения к окружающему их миру [9].

     Предметная  среда детства развивающая —  система материальных объектов и  средств деятельности ребенка, функционально  моделирующая содержание развития его  духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе  предметных и природных средств  обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной развивающей среды являются архитектурно-ландшафтные  и природные объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и компьютерные средства воспитания и обучения. Оснащение  воспитательно-образовательного процесса должно находиться в прямой зависимости  от содержания воспитания, возраста, опыта  и уровня развития детей и их деятельности.

     Развивающая среда имеет свою специфику в учреждениях образования разных типов: яслях, детских садах, общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях (игротеках, оздоровительных летних лагерях, детских досуговых, в том числе видео - и компьютерных центрах микрорайона, города, села), а также в реабилитационных учебных заведениях для детей с дефектами физического, психического и социального развития. Система П. с. д. р. в образовательных учреждениях должна соотноситься с условиями семьи, жилого массива микрорайона. Архитектурно-планировочное решение дошкольных и внешкольных учреждений, школ, дворов, парков, детских центров должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения той или иной деятельностью, учитывать местные этнопсихологические, культурно-исторические и природно-климатические условия. Исходное требование к предметной среде — ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

     Проектирование  предметно-развивающей среды детского учреждения требует учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающейся деятельности ребенка. Каждый ее компонент должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности. Вместе с тем, игровая, спортивная, бытовая, природная среды должны быть безусловно комфортны на уровне их функциональной надежности и безопасности. Необходимое требование также — обеспечение соотносимости составных элементов среды с макро - и микропространством деятельности детей. Предметно-развивающая среда является не только объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения и воспитанности людей.

     Одним из действенных  средств   развития   эмоциональной  сферы дошкольников является музыка - искусство  эмоциональное  по самому своему содержанию. Исследователями  в области педагогики, психологии, музыкознания Б.В. Асафьевым, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготским, доказана взаимосвязь  и взаимозависимость прогрессивных  изменений личности и музыкально -  эмоционального   развития . Необходимость приобщения ребёнка  к миру музыкальной культуры,  развитие   эмоциональной  отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского.

     Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые  возможности для расширения и  обогащения  эмоционального  опыта. Музыка наиболее глубоко захватывает  человека и организует его  эмоциональное  существо, в общении с ней ребенок  легко находит выход своей  эмоциональной  активности и творческой инициативе. Именно  эмоциональная  активность дает ребёнку возможность  реализовать свои музыкальные способности, становится  средством   эмоционального  общения.

     Одним из действенных  средств   развития   эмоционального  мира детей можно  считать детское  художественное  творчество, которое может решать задачи социально-культурного  развития  личности. Художественное творчество – это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т.е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка, влияют на  эмоциональную  сферу ребенка, а возникающие из под карандаша или кисточки изображения доставляет ему эстетическое удовольствие.

     Игра — вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

     В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать  логически-образное представление  действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

     Игра  дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович подчёркивали, что  основной смысл игры заключается  в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, а в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в их жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и  эмоциональным  состоянием детей  выступает в двух планах, становление  и совершенствование игровой  деятельности влияет на возникновение  и  развития  эмоций, а уже сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого  содержания. Дети совершают большое  количество действий с игрушками, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

     Диапазон  эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования, до заинтересованности и поддержки  эмоциональных  контактов, содержательного  общения, взаимных действий.  Эмоциональные  проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, поэтому воспитатель  должен так организовать игру, чтобы  препятствовать возникновению и  развитию  отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

     Одним из  средств   развития   эмоциональной  сферы дошкольников можно считать  психогимнастику. Методика под таким  названием была создана Ганой  Юновой в ЧССР в 1979 г. Психогимнастика  – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на  развитие  и коррекцию различных  сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так и  эмоционально-личностной  сферы). Основная цель психогимнастики  – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения [17].

     В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального  развития  и  эмоционального  здоровья детей. Она помогает ребенку проще  общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

     Е. Коротаева рассматривала развивающую  среду  как   средство   эмоционального   развития  дошкольников [10]. Под средой развития в дошкольном учреждении автор  понимает организацию пространства и использование оборудования в  целях безопасности и психологического благополучия ребёнка. Она выделяет несколько компонентов, влияющих на  эмоциональную  атмосферу группы.  Эмоционально  – поддерживающий компонент среды предполагает создание оптимальной  эмоциональной  атмосферы  в группе. Педагогу необходимо научится соотносить цели и задачи своих действий с установкой на  эмоциональное   развитие  детей: возбуждение, расслабление, переживание, организацию  эмоционально  – насыщенного общения ребёнка  с взрослым и окружающими. При  обустройстве  эмоционально  –  настраивающего компонента необходимо учитывать следующие обстоятельства: цветовое решение помещения, которое  должно быть спокойным для восприятия, а окружающая обстановка эстетически  оформлена.  Эмоционально  – стабилизирующий  компонент предполагает систематическое  выполнение необходимых условий  для организации режима дня, что  способствует хорошему  эмоциональному  самочувствию детей.  Эмоционально  – активизирующий компонент обеспечивает  эмоциональную  активизацию переживаний  ребёнка, что происходит в игровой  деятельности. Необходимо включать игры, ориентированные на оптимизацию  эмоционально  – чувственной сферы в работу с дошкольниками.  Эмоционально  – тренирующий компонент включает в себя проведение психогимнастики с детьми, о чем мы говорили выше.

     Таким образом, к психолого-педагогическим средствам эмоционального развития младших дошкольников относятся: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное  творчество,  художественная   литература.

     Выводы

     Анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников.

Информация о работе Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста