Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа
Актуальность исследования
Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в котором конфликты приобретают особое значение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6
1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9
1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ……………………………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………………....20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21
2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29
2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39
Выводы по 2 главе…………………………………………………..……………..46
Заключение……………………………………………………………..…………..47
Список литературы………………………………………………………………..48
Приложения………………………………………………………….……………..50
КУРСОВАЯ РАБОТА
Стратегии выхода из конфликтных
ситуаций у подростков
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6
1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9
1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ………………………………………………………………………………
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21
2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29
2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39
Выводы по 2 главе…………………………………………………..…………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в котором конфликты приобретают особое значение.
Общеизвестно выражение «трудности переходного возраста», ставшее устойчивым штампом обыденной речи, используемым для характеристики проблем подросткового периода. Левин считал подростка маргинальным человеком, находящимся между двумя группами, вышедшим из мира детства и не пришедшим в мир взрослых. В этом образе отчетливо видна и «переходность» подростка, и сущность его психологических проблем: он уже не хочет быть ребенком, но еще не может быть взрослым в глазах окружающих, да и своих собственных. Именно это главное противоречие подросткового периода развития и приводит к типичным трудностям, переживаемым в это время, прежде всего, к проблемам в отношениях со взрослыми, неадекватным поступкам вплоть до девиантного поведения, направленного на подтверждение своей «взрослости». Причем, по Левину, эти конфликты и их протекание зависят от того, насколько резкими являются границы между этими двумя группами - миром взрослых и детей.
В любом случае одной из главных особенностей поведения подростка становится его эмансипация, отдаление от родителей и растущая ориентация на мир сверстников и их групповых отношений.
Конфликты в этом возрасте могут являться естественным следствием интенсивного, но не всегда адекватного овладения подростками новыми для них формами социального взаимодействия [13; 102 – 103].
Цель курсовой работы: выявить и рассмотреть возможные стратегии выхода из конфликтных ситуаций, а также установить связь между уровнем агрессивности личности и выбором определенной стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
Предмет исследования: влияние уровня агрессивности подростков на выбор ими определенного стиля поведения в конфликтных ситуациях.
Объектом исследования выступают:
- практическим - ученики подросткового возраста (12-12,5 лет);
- теоретическим - агрессивность как свойство личности, и возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что индивидуальный уровень агрессивности подростков является одним из факторов, влияющих на выбор ими определенной стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Исходя из выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить и рассмотреть возможные стили поведения в конфликтных ситуациях.
3. Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу на выборке.
4. Дать рекомендации по работе с подростками, а также общие рекомендации по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов.
Основные методы исследования. Теоретические и эмпирические методы: опрос, статистические методы обработки данных и представление конечных результатов эмпирического изучения.
Выборка исследования: Диагностирование осуществлялось на базе 6 "Б" класса гимназии №3 г. Брянска. Всего исследованием было охвачено 20 человек.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы из 25 источников и 2 приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте
Конфликт - это столкновение мнений, интересов, которое протекает на различных уровнях и в различных сферах. Выделяют внутриличностные, межличностные, групповые и т.п. конфликты, конфликты по вертикали, конфликты по горизонтали. Динамика конфликта включает ряд стадий: 1) предконфликтную ситуацию; 2) конфликтное взаимодействие; 3) исход.
Структура конфликта может диагностироваться с помощью схемы:
1) содержание конфликта (определяется его функциями, конструктивными и деструктивными);
2) стороны или участники конфликта (между кем происходит конфликт);
3) сфера возникновения конфликта;
4) причины (предмет) конфликта. Представления участников конфликта о себе, о противоположной стороне, о возникновении и исходе конфликта, в силу чего говорят об объективном, ложном и иррациональном конфликтах;
5) пространственно-временные характеристики конфликта (место, время, продолжительность, частота);
6) возможные действия участников конфликта;
7) исход (результат) конфликта [25;137].
Конфликт - весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
Сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она в противодействии субъекта конфликта в целом.
Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Противодействие субъектов может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности [4; 80, 81].
Нередко сама конфликтная ситуация обладает диагностическими возможностями, т.е. когда личность раскрывается ярче всего.
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
Для диагностики личностной предрасположенности к определенному стилю поведения в конфликте используется тест К. Томаса, в основу которого положено пять способов конфликтного взаимодействия:
а) соперничество (соревнование);
б) приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого;
в) компромисс – соглашение между участниками конфликта, достигаемое путем взаимных уступок;
г) избегание (уход);
д) сотрудничество (см. подробнее гл.2) [5; 138].
Влияние конфликтов на основных участников
Конструктивные функции конфликта:
- При завершении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
- Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует боле глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке.
- Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.
- Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
- Межличностные конфликты, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими.
Деструктивные функции конфликта:
- Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.
- Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмированием оппонента.
- Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно – сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
- Конфликт – это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются.
- Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага", который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему [4; 253 – 257].
1.2. Конфликты подросткового возраста
Конфликты во взаимодействии родителей и детей
Данная разновидность конфликтов – одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов – психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 1000 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований:
- семейных отношений (В. П. Шуман, С. Г. Шуман);
- возрастных кризисов (И. С. Кон);
- влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. И. Ушатиков, А. С. Спиваковская) и др.
Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми.
Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И.С. Горьковая). Анонимные опросы школьных учителей показывают, что у каждого третьего из них сложились конфликтные отношения с собственными детьми. А ведь это наиболее подготовленная к взаимодействию с детьми категория родителей.
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Информация о работе Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков