Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования
Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в кото­ром конфликты приобретают особое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6
1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9
1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ……………………………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………………....20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21
2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29
2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39
Выводы по 2 главе…………………………………………………..……………..46
Заключение……………………………………………………………..…………..47
Список литературы………………………………………………………………..48
Приложения………………………………………………………….……………..50

Работа состоит из  1 файл

курсовая психология.doc

— 838.31 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Стратегии выхода из конфликтных

ситуаций у подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6

 

1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6

 

1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9

 

1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ………………………………………………………………………………………..15

Выводы по 1 главе………………………………………………………………....20

 

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21

 

2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29

2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39

Выводы по 2 главе…………………………………………………..……………..46

Заключение……………………………………………………………..…………..47

Список литературы………………………………………………………………..48

Приложения………………………………………………………….……………..50

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.             

Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в кото­ром конфликты приобретают особое значение.

Общеизвестно выражение «трудности переходного возрас­та», ставшее устойчивым штампом обыденной речи, используе­мым для характеристики проблем подросткового периода. Ле­вин считал подростка маргинальным человеком, находящимся между двумя группами, вышедшим из мира детства и не при­шедшим в мир взрослых. В этом образе отчетливо видна и «пе­реходность» подростка, и сущность его психологических про­блем: он уже не хочет быть ребенком, но еще не может быть взрослым в глазах окружающих, да и своих собственных. Имен­но это главное противоречие подросткового периода развития и приводит к типичным трудностям, переживаемым в это время, прежде всего, к проблемам в отношениях со взрослыми, неадекватным поступкам вплоть до девиантного поведения, направ­ленного на подтверждение своей «взрослости». Причем, по Ле­вину, эти конфликты и их протекание зависят от того, насколько резкими являются границы между этими двумя группами - ми­ром взрослых и детей.

В любом случае одной из главных особенностей поведения подростка становится его эмансипация, отдаление от родителей и растущая ориентация на мир сверстников и их групповых отношений.

Конфликты в этом возрасте могут являться естественным следствием интенсивного, но не всегда адекватного овладения подростками новыми для них формами социального взаимодействия [13; 102 – 103].

Цель курсовой работы: выявить и рассмотреть возможные стратегии выхода из конфликтных ситуаций, а также установить связь между уровнем агрессивности личности и выбором определенной стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

Предмет исследования: влияние уровня агрессивности подростков на выбор ими определенного стиля поведения в конфликтных ситуациях.

Объектом исследования выступают:

- практическим - ученики подросткового возраста (12-12,5 лет);

- теоретическим - агрессивность как свойство личности, и возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что индивидуальный уровень агрессивности подростков является одним из факторов, влияющих на выбор ими определенной стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Исходя из выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Выявить и рассмотреть возможные стили поведения в конфликтных ситуациях.

3. Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу на выборке.

4. Дать рекомендации по работе с подростками, а также общие рекомендации по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов.

Основные методы исследования. Теоретические и эмпирические методы: опрос, статистические методы обработки данных и представление конечных результатов эмпирического изучения.

Выборка исследования: Диагностирование осуществлялось на базе 6 "Б" класса гимназии №3 г. Брянска. Всего исследованием было охвачено 20 человек.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы из 25 источников и 2 приложений.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте

Конфликт - это столкновение мнений, интересов, которое протекает на различных уровнях и в различных сферах. Выделяют внутриличностные, межличностные, групповые и т.п. конфликты, конфликты по вертикали, конфликты по горизонтали. Динамика конфликта включает ряд стадий: 1) предконфликтную ситуацию; 2) конфликтное взаимодействие; 3) исход.

Структура конфликта может диагностироваться с помощью схемы:

1) содержание конфликта (определяется его функциями, конструктивными и деструктивными);

2) стороны или участники конфликта (между кем происходит конфликт);

3) сфера возникновения конфликта;

4) причины (предмет) конфликта. Представления участников конфликта о себе, о противоположной стороне, о возникновении и исходе конфликта, в силу чего говорят об объективном, ложном и иррациональном конфликтах;

5) пространственно-временные характеристики конфликта (место, время, продолжительность, частота);

6) возможные действия участников конфликта;

7) исход (результат) конфликта [25;137].

Конфликт - весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.

Сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она в противодействии субъекта конфликта в целом.

Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Противодействие субъектов может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности [4; 80, 81].

Нередко сама конфликтная ситуация обладает диагностическими возможностями, т.е. когда личность раскрывается ярче всего.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Для диагностики личностной предрасположенности к определенному стилю поведения в конфликте используется тест К. Томаса, в основу которого положено пять способов конфликтного взаимодействия:

а) соперничество (соревнование);

б) приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого;

в) компромисс – соглашение между участниками конфликта, достигаемое путем взаимных уступок;

г) избегание (уход);

д) сотрудничество (см. подробнее гл.2) [5; 138].

Влияние конфликтов на основных участников

Конструктивные функции конфликта:

- При завершении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

- Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует боле глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке.

- Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

- Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

- Межличностные конфликты, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими.

Деструктивные функции конфликта:

- Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.

- Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмированием оппонента.

- Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно – сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

- Конфликт – это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются.

- Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага", который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему [4; 253 – 257].

1.2. Конфликты подросткового возраста

Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Данная разновидность конфликтов – одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обой­дена вниманием специалистов – психологов и педагогов. Мы не рас­сматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 1000 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с де­сяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конф­ликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований:

-  семейных отношений (В. П. Шуман, С. Г. Шуман);

-  возрастных кризисов (И. С. Кон);

-  влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. И. Ушатиков, А. С. Спиваковская) и др.

Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конф­ликты между родителями и детьми.

Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И.С. Горьковая). Анонимные опросы школьных учи­телей показывают, что у каждого третьего из них сложились конфликт­ные отношения с собственными детьми. А ведь это наиболее подготов­ленная к взаимодействию с детьми категория родителей.

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кро­ме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические фак­торы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье ус­танавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семей­ного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Информация о работе Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков