Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования
Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в кото­ром конфликты приобретают особое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6
1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9
1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ……………………………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………………....20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21
2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29
2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39
Выводы по 2 главе…………………………………………………..……………..46
Заключение……………………………………………………………..…………..47
Список литературы………………………………………………………………..48
Приложения………………………………………………………….……………..50

Работа состоит из  1 файл

курсовая психология.doc

— 838.31 Кб (Скачать документ)

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отно­шений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возник­новению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

-  разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

-  противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

-  опека и запреты во многих сферах жизни детей;

-  повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуж­дения.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т. д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекоменда­ций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т. п. Таким образом, рассматриваемые конф­ликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и де­тей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

-   оптимальный тип отношении родителей и детей;

-  потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интере­сы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

-   скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

-  скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

-  поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конф­ликты, и при этом скорее правы родители;

-  поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конф­ликты, и при этом скорее правы дети;

-  родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают же­лания делиться с ними, т. е. противоречия не замечались родите­лями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение (С.И. Годник).

Психологи выделяют следующие типы конф­ликтов подростков с родителями:

-  конфликт неустойчивости родительского отношения (постоян­ная смена критериев оценки ребенка);

-   конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

- конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

- конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) (А.А. Рояк);

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родите­лей отвечает реакциями:

-   оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

-   отказа (неподчинение требованиям родителей);

- изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с ро­дителями, сокрытие информации и действий) [4; 305 – 307].

Конфликты в условиях учебной деятельности

1. Конфликты между учителем и учениками

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия, жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реаль­ности. Среди конфлик­тов между учителем и учеником выделяются следующие кон­фликты:

-  деятельности, возникающие по поводу успеваемости учени­ка, выполнения им внеучебных заданий;

-  поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

- отношений,   возникающие   в  сфере  эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности. Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время, и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.             

Конфликты поступков.  Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал не­обоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вы­зываться различными мотивами. Учитель корректирует пове­дение учеников путем оценки их поступков при недостаточ­ной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отно­шения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несо­гласие учеников.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.             

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно моло­дых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям.

Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и уче­ника велика доля отрицательных последствий (83%) по срав­нению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций).

2. Конфликты между учащимися

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обо­значиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьни­ка и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жесто­кости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеиз­вестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен со­блазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных.

Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности.

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии со­ответствующей личностной основы важным становится не агрессия – способ достижения, а агрессия – самоцель, она ста­новится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне ее самоконтроля. 

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных  с  этим  требований  к  его  поведению (В. Лозоцева) [4; 354].             

 

1.3. Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окру­жающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные  ситуации. Конфликтность личности  определяется комплексным действием психологических (темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойчивость, уровень притя­заний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуация ха­рактера и т.д.), социально-психологических (социальные установ­ки и ценности, отношение к оппоненту, направленность во взаи­модействии «на себя», компетентность в общении и др.) и соци­альных факторов (условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностей и т.п.) [4; 153].

В ряде исследований показано, что конфликтные люди имеют высокий уровень агрессивности (В. Згуро, А. Шипилов, Ю. Канатаев, С. Дохолян) [4; 154].

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.              

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.

В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психи­ческих свойств человека.

Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или лич­ную склонность к разрушительному поведению.

Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и X слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аф­фекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем.

В педагогической, клинической и пенитенциарной прак­тике под агрессией понимается преднамеренное причинение ущерба другому человеку, т. е. приближено к прикладному пониманию этого термина: «Агрессивное действие – это на­меренное поведение, направленное на причинение физичес­кого или психологического вреда». Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней - снижать­ся благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением [1; 7-14].

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

-  негативные – позитивные (деструктивные - конст­руктивные);

-  явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия);

- вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение); 

- прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты);

- враждебные – инструментальные (с целью причине­ния вреда/боли другому человеку – с иными целями);

- эго-синтонные (принимаемые личностью) - эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными выражениями агрес­сивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление нега­тивных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессия может быть направлена:

- на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников);

- только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или на сибсов);

- на животных (птиц, кошек, насекомых);

- на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);

- на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т.д.);

- на символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания) [1; 15, 16].

Особенности подростковой агрессии

-  Агрессивное детей и подростков тесно связано с чрезвычайно распространенным использованием агрессии родителями в процессе воспитания детей.

Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее.

-  Кроме того; агрессивное пове­дение детей и подростков также выступает актуальной проблемой детских образовательных учреждений, где чаще все­го является реакцией на непонимание педагогами интересов ребенка или на агрессивное поведение самих педагогов.

-  Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно счи­тать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией [1; 86].

Информация о работе Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков