Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования
Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в кото­ром конфликты приобретают особое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6
1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9
1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ……………………………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………………....20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21
2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29
2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39
Выводы по 2 главе…………………………………………………..……………..46
Заключение……………………………………………………………..…………..47
Список литературы………………………………………………………………..48
Приложения………………………………………………………….……………..50

Работа состоит из  1 файл

курсовая психология.doc

— 838.31 Кб (Скачать документ)

Большинство подростков, выбирающих компромисс, имеют не вполне отчетливые представления о своих родителях, но в целом считают, что родители «добры к детям» и интересуются их делами. Можно предположить, что недостаточная сформированность представлений о родителях отчасти обусловливает поверхностность в решении конфликтов. Семейная сфера конфликта является наиболее осознаваемой по сравнению с другими. Здесь в качестве основной причины указывается отсутствие взаимопонимания, чрезмерная опека родителей.

С другой стороны, образ себя у этих ребят, как правило, неустойчив, эмоционально окрашен и подвержен влиянию обстоятельств. Подростки хотя и принимают себя со всеми достоинствами и недостатками, но ожидают, что окружающие испытывают к ним отрицательное отношение. Тревожность и напряженность мешают им верно прогнозировать ход событий, а неудачи отрицательно влияют на самооценку.

В це­лом, они очень противоречивы в своих поступках, но не склонны переосмысливать свои качества, не имеют установки на самоизменение.

В целом, данная категория подростков тяготеет к предрешенной идентичности. Они производят впечатление ориентированных на человеческие отношения, однако искреннего признания права на существование интересов другого в конфликте не наблюдается. Скорее, имеет место принятие интересов другого, как социально нормативное поведение, но тогда приходится поступаться собственными нуждами [21; 121,122].             

Стратегия избегания             

Подростки, чаще других использующие избегание, стремятся как можно скорее устранить конфликтную ситуацию, поэтому отказываются oт реализации собственных интересов, не участвуют в принятии решения.

При возникновении конфликтных ситуаций 75% таких ребят вообще не склонны отстаивать свою точку зрения.

Уступая и приспосабливаясь, эти ребята отнюдь не во всем согласны со взрослыми. Только 30% из них считают, что родители в основном правы. Они хотели бы, чтобы родители больше помогали им, уделяли больше внимания, чаще ставили себя на их место. То есть, они согласны изменить свои отношения с родителями, но ждут, что те сделают это за них.

Привычка, что взрослые все решают за подростков, приводит к отказу от ответственности, неумению отстаивать свои интересы.

Сферами, в которых конфликты переживаются наиболее остро, являются взаимоотношения с родителями (отцом и матерью), а также с одноклассниками. Причина столкновений с родителями представляется в отсутствии взаимопонимания и недостаточной свободе.

Подростки, выбравшие избегание, больше других переживают из-за споров и конфликтов в семье. Это в равной мере относится и к противоречиям между родителями, и к конфликтам взрослых с детьми.

Эти ребята предпочитают не высказывать свою точку зрения из-за боязни быть непонятыми или осмеянными, не осознают себя участниками взаимодействия в семье, не видят своей роли в разрешении противоречий.

Как правило, они испытывают сомнения в понимании себя, занижают свои возможности, поэтому уходят от принятия ответственности за решения, не стремясь удовлетворить ни свои интересы, ни интересы другого. При этом, некоторые из них отмечают, что отношения с другими в целом хорошие, проблемы отсутствуют.

Стратегия уступки

У подростков, предпочитающих приспособление, особенности самооценки выражаются в тенденции недооценивать свою духовность, сомнениях, непонимании себя, чувстве вины. Ввиду заниженной самооценки они ожидают, что окружающие будут воспринимать их негативно, в первую очередь, замечая недостатки, а не достоинства. Поэтому, выбирая приспособление, они действуют совместно с другими и не пытаются отстаивать собственные интересы. Опираясь на данный стиль поведения, «уступчивые» далеко не всегда искренне принимают интересы другой стороны. Однако стереотип отношений. При которых родители берут ответственность на себя, настолько силен, что сами подростки и не пытаются что-либо изменить, ожидая справедливости со стороны взрослых. Причины конфликта они склонны искать в себе самих, в своем неправильном поведении или неумении объяснить, доказать правомерность своих интересов [21; 125].

Сочетание стратегий поведения

Подростки, использующие в своем стиле поведения сочетание стратегий, не имеют устойчивых предпочтений и применяют все стратегии поведения примерно с одинаковой частотой.

При разрешении конфликтных ситуаций они предпочитают организовывать переговоры.

Позитивный опыт отношений с родителями дает им уверенность в себе. Уверенно чувствуя себя в любой ситуации, они в состоянии гибко подходить к разрешению противоречий, выбирая подходящую стратегию. Склонность анализировать причины конфликтов позволяет им вырабатывать оптимальную линию поведения и находить выход с минимальными переживаниями. Такие подростки доставляют значительно меньше проблем окружающим и производят впечатление гармонично развитых, самотождественных личностей [21; 126].

 

2.3. Практические рекомендации по работе с подростками

Профилактика и психологическая коррекция агрессивного поведения

Профилактика агрессивного поведения детей и подростков предполагает систему мероприятий на различных уров­нях социальной организации (общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом), направлен­ных на предупреждение начальных стадий агрессивного поведения. Успешная профилактическая работа по предупреждению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. В узком смысле диагностика агрессивности – это определение, во-первых, уровня выраженности, а во-вторых, структуры агрессивного поведения, в широком смысле - это выявление признаков и видов, причин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения агрессивности. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев, не зависящих от самооценки и оценки поведения ребенка людьми из его социального окружения.

Среди эмпирических методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивного поведения можно назвать следующие: опросники, проективные и рисуночные тесты, методы наблюдения [1; 87].

Среди методов психологического воздействия на лиц, склонных к агрессивному поведению, выделяет поведенческую коррекцию. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ, среди которых относительная простота используемых методов и нацеленность на поведенческие изменения. Психологическая интервенция может осуществляться в виде индивидуальной или семейной работы. Психологическая коррекция агрессивных форм поведения включает в себя широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают: коррекция через игры и творческое самовыражение, участие в тренинговой группе и социально одобряемой деятельности. Также могут быть использованы релаксационные техники. Данные виды психологической работы требуют серьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии.

Для повышения психологической компетентности специалистов, ра­ботающих с детьми и подростками, склонными к агрессивно­му поведению, предлагаются рекомендации по проведению тренингов социального взаимодействия персонала с агрессив­ными детьми, а также различные технологии по саморегуля­ции и контролированию негативных эмоций [1; 6]. 

Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми

Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

а) повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния;

б) организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий;

в) подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса;

г) интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

По мнению психологов (Д. Лешли, А.А. Рояк, Т.И. Юферова, С.Г. Якобсон), конструктивному поведению родите­лей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее.

- Всегда помнить об индивидуальности ребенка.

- Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.

- Стараться понять требования маленького ребенка.

- Помнить, что для перемен нужно время.

- Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.

- Проявлять постоянство по отношению к ребенку.

- Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.

- Одобрять разные варианты конструктивного поведения.

- Совместно искать выход путем перемены в ситуации.

- Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно».

- Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость.

- Дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных послед­ствий его проступков.

- Логически разъяснять возможности негативных последствий.

- Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.

- Использовать положительный пример других детей и родителей.

- Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей [4; 307, 308].

Рекомендации учителям по управлению конфликтами с учениками

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою пози­цию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов,  обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.             

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

- контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

- не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

- не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, нано­сят такой ущерб отношениям, что все последующие «компен­сирующие» действия не могут их исправить);

- стараться не выгонять ученика из класса;

- по возможности не обращаться к администрации;

- не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

- дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

- независимо от результатов разрешения противоречия поста­раться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожа­ление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

- не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициа-
тиву их конструктивного разрешения [4; 358, 359].

Предупреждение конфликтного поведения школьников

Полностью изжить конфликты между подростками в средней школе практически невозможно.

В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, из­меняется интенсивность конфликтов между школьниками. Ду­ховность во многом детерминирует деятельность и поведение людей.

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дис­циплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчине­ния порядку.

Больше влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д. [4; 355].

Информация о работе Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков