Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа
Актуальность исследования
Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в котором конфликты приобретают особое значение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6
1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9
1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ……………………………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………………....20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21
2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29
2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39
Выводы по 2 главе…………………………………………………..……………..46
Заключение……………………………………………………………..…………..47
Список литературы………………………………………………………………..48
Приложения………………………………………………………….……………..50
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимо, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить интересы каждого из нас.
27. А. Зачастую я стараюсь не занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях (табл. 4).
Таблица 4
Ключ к опроснику К. Томаса
№ п/п | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Уступка |
1. |
|
|
| А | Б |
2. |
| Б | А |
|
|
3. | А |
|
|
| Б |
4. |
|
| А |
| Б |
5. |
| А |
| Б |
|
6. | Б |
|
| А |
|
7. |
|
| Б | А |
|
8. | А | Б |
|
|
|
9. | Б |
|
| А |
|
10. | А |
| Б |
|
|
11. |
| А |
|
| Б |
12. |
|
| Б | А |
|
13. | Б |
| А |
|
|
14. | Б | А |
|
|
|
15. |
|
|
| Б | А |
16. | Б |
|
|
| А |
17. | А |
|
| Б |
|
18. |
|
| Б |
| А |
19. |
| А |
| Б |
|
20. |
| А | Б |
|
|
21. |
| Б |
|
| А |
22. | Б |
| А |
|
|
23. |
| А |
| Б |
|
24. |
|
| Б |
| А |
25. | А |
|
|
| Б |
26. |
| Б | А |
|
|
27. |
|
|
| А | Б |
28. | А | Б |
|
|
|
29. |
|
| А | Б |
|
30. |
| Б |
|
| А |
6
Информация о работе Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков