Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования
Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в кото­ром конфликты приобретают особое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6
1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9
1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ……………………………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………………....20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21
2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29
2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39
Выводы по 2 главе…………………………………………………..……………..46
Заключение……………………………………………………………..…………..47
Список литературы………………………………………………………………..48
Приложения………………………………………………………….……………..50

Работа состоит из  1 файл

курсовая психология.doc

— 838.31 Кб (Скачать документ)

-  Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых.  В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены груп­пы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение без­опасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнеде­ятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подро­стками как утверждение своей силы, как героизм и предан­ность группе.

-  В отдельных случаях инициаторами агрессивного пове­дения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дез­адаптированные в силу различных причин и предприни­мающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. Агрессивность подростка оп­ределяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенст­во, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением [1; 58].

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

- Конфликтные ситуации возникают на различных уровнях и в различных сферах.

- Конфликты приводят как к конструктивным, так и деструктивным последствиям.

- В конфликте используются определенные формы поведения (стратегии), одна из них может доминировать.

- Наиболее распространенные конфликты подросткового возраста:

а)  во взаимодействии родителей и детей;

б)  между учителем и учеником;

в)  со сверстниками.

- Конфликтность личности определяется комплексным действием психологических, социально-психологических и социальных факторов. Одним из таких факторов, относящихся к психологическим, является агрессивность личности.

 

 

 

 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

2.1. Программа экспериментального изучения выборки

Исследование было направлено на проверку рабочей гипотезы, т.е. предположения о том, что индивидуальный уровень агрессивности подростков является одним из факторов, влияющих на выбор ими определенной стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Целью практического исследования явилось изучение влияния уровня агрессивности подростков на их выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Практическим объектом исследования стали ученики подросткового возраста (выборка 6 "Б" класса гимназии №3 г. Брянска).

Предметом исследования стало влияние уровня агрессивности на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков.

В ходе эксперимента решались следующие задачи:

- Устанавливались и экспериментально проверялись параметры уровня агрессивности подростков, их предпочтения в выборе того или иного стиля поведения в конфликтных ситуациях.

- Проводился анализ результатов исследования.

- Моделировались алгоритмы коррекционно-поведенческих программ для подростков, давались общие рекомендации по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов.

В ходе исследования использовались следующие методики (см. прил.1,2):

- методика диагностики состояния агрессии (опросник А.Басса - А.Дарки);

- методика диагностики тактики поведения в конфликте (опросник К. Томаса).

Характеристика выборки: 20 учеников 6 "Б" класса гимназии №3 г. Брянска. Период исследования - март 2008-2009 учебного года.

Характеристика применявшихся в исследовании методик

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

Опросник предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности.

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в об­ласти субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созида­тельной деятельности, так как потребности индивидуального разви­тия с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует атому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характери­стики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выражен­ности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каж­дая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную ко­операцию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта созна­тельно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой – сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное по­ведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противопо­ложны.

Исходя из этого можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый – мотивационная агрессия как самоценность, второй – инструментальная агрессия как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем созна­ния, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени дол­жна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Опреде­лив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степе­нью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических про­цедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений предшественников, разде­лил понятия агрессии, враждебности и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий про­явления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили сле­дующие виды реакций:

1.   Физическая агрессия – использование физической силы про­тив другого лица.

2.   Косвенная агрессия – окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3.   Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.   Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обы­чаев и законов.

5.   Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6.   Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди пла­нируют и приносят вред.

7.   Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8.   Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» [18; 149; 150].

При составлении опросника использовались следующие принципы:

1.   Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2.   Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Обработка данных опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, который определяется суммированием полученных результатов. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Выделяют низкий, средний и высокий уровни (см. прил.1) [18; 153].

Методика диагностики тактики поведения в конфликте К. Томаса

В нашей стране тест адаптирован Н. В. Гришиной для изучения лич­ностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Ука­зывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался тер­мин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или эли­минировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было не­которое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существен­ное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследова­ния конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по мень­шей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мыс­ли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования кон­фликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изуче­ния конфликтов:

-  какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей;

-  какие из них являются более продуктивными или деструктив­ными;

-  каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель стратегий поведения личности [18; 104, 105].

В основу модели положены ориентации участников конфликта на интересы как собственные, так и противоположной стороны. Качественная характеристика избираемого поведения – оценка интересов в конфликте соотносится с количе­ственными параметрами: низким, средним, высоким уровнем направленности на интересы [3; 83].                    

Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соперничество

2) уступка

3) компромисс

4) избегание

5) сотрудничество

 

                           

             

             

             

                           

 

                           

Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как сотрудничество, уступка, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Тест возможно использовать в групповом варианте как в сочета­нии с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени – не более 15-20 мин.

Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом (см. прил.2), подсчитываются проявления каждого типа поведения.

Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимальное числовое значение - 0, максимальное - 12 баллов) [18; 106].

Описание стилей разрешения конфликтов:

Стратегия «Партнерство» предполагает ориентацию на учет интересов и потребностей партнера, согласия, поиска и приумножения общих интересов.

Стратегия «Напористость» направлена на реализацию собственных интересов, достижение собственных целей. В ней другие участники являются противниками, а единственной целью становится победа. Сторонники этой стратегии эгоистичны и нетерпеливы, они не умеют слушать других, легко ссорятся и пор­тят отношения, идут на их разрыв. Внутри этих двух стратегий существует пять тактик.

При низкой напористости и низких показателях партнерства появляется тактика «Избегание». Она проявляется в стремлении не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать факт наличия конфликта. Стремление выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, реализуется в воздержании от споров и дискуссий, в уклонении от выражения своей позиции и возражений оппонентам.

При низкой напористости и высоком стремлении к партнерству поведение человека укладывается в тактику «Уступка». Она выражается в стремлении сохранить и наладить благоприятные  отношения, обеспечить  интересы партнера путем сглаживания разногласий, готовности уступить, даже пренебрегая собственными интересами. Спорные вопросы не обсуждаются, разногласия замалчиваются, претензии принимаются сразу, делается все возможное для того, чтобы не затронуть чувств партнера по взаимодействию.

При высоких показателях напористости и низком стремлении к партнерству возникает тактика «Соперничество». Она проявляется в стремлении настоять на своем, готовности включиться в открытую борьбу за свои интересы. Она предполагает занятие жесткой позиции, применение власти, принуждения и давления, если представители противоборствующей стороны не демонстрируют готовность подчиниться сразу и безоговорочно.

Информация о работе Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков