Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования
Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в кото­ром конфликты приобретают особое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6
1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9
1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ……………………………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………………....20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21
2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29
2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39
Выводы по 2 главе…………………………………………………..……………..46
Заключение……………………………………………………………..…………..47
Список литературы………………………………………………………………..48
Приложения………………………………………………………….……………..50

Работа состоит из  1 файл

курсовая психология.doc

— 838.31 Кб (Скачать документ)

Общие рекомендации по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов

Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем «ввязывать­ся в драку», необходимо серьезно взвесить все возможные «за» и «против» в предполагаемом конфликте и задать несколько вопросов:

- Действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит конфликтовать?

- Возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конфликту?

- Существуют ли гарантии, что Вы достигнете желаемых результатов в предстоящем конфликте?

- Какова будет цена победы или поражения для Вас и Вашего оппонента?

- Каковы возможные последствия конфликта?

- Как будут реагировать на конфликт окружающие Вас люди?

Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.

Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас чем-то раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов. Вот некоторые из этих типов:

1) агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;

2) жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы;

3) молчуны - спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно;

4) сверхпокладистые - со всеми соглашаются и обещают поддер­жку, но слова у таких людей расходятся с делом;

5) вечные пессимисты - всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится;

6) всезнайки - считают себя выше, умнее других и всячески де­монстрируют свое превосходство;

7) нерешительные - медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

8) максималисты - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

9) скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента;

10) невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом;

11) ложные альтруисты - якобы делают добро, но «носят камень за пазухой» [15; 38, 39].

Если же конфликтной ситуации избежать не удалось, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. Необходимо ориентироваться в определении этих стилей и их наиболее эффективном использовании для того, чтобы, попадая в различные конфликтные ситуации, быть вооруженным соответствующей стратегией разрешения конфликта [20; 110].

Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдоскованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом [15; 4].

Необходимо научиться, из конфликта извлекать обоюдостороннюю пользу, а для этого надо обогащать свой опыт разными способами разрешения конфликтов, проявляя творческий подход.

Использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. С пользой для себя мысленно проигрывать прошлые конфликты: что привело к конфликту, как развивались события, какие были обстоятельства и люди, участвовавшие в нем.

Это хорошая школа познания себя и вовлеченных в конфликт людей.

В будущем эти знания помогут правильно строить взаимоотношения в разных ситуациях, в том числе и критических [9; 298, 299].

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

- Для экспериментального исследования были использованы следующие методики :

1) диагностика состояния агрессии (опросник А.Басса – А.Дарки);

2) диагностика тактики поведения в конфликте (опросник К.Томаса).

-  При анализе результатов экспериментального исследования была проверена рабочая гипотеза курсовой работы, т.е., предположение о том, что индивидуальный уровень агрессивности подростков является одним из факторов, влияющих на выбор ими определенной стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Предположение подтвердилось.

- Была дана характеристика подростков относительно выбираемых ими стратегий выхода из конфликтных ситуаций.

- Были даны практические рекомендации по работе с подростками, направленные на профилактику и психологическую коррекцию агрессивного поведения. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наличие проблем и трудностей – одна из основных характеристик подросткового возраста. Это и глобальные вопросы о смысле жизни, о своем месте в ней, и повседневные переживания, касающиеся взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, собственной внешности и особенностей личности, проведения досуга и перспектив самореализации [21; 355].

Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями. Если родители готовы предоставить подростку больше самостоятельности, независимости, формировать с ним более равноправные и сотрудничающие отношения, то кризис взросления проходит быстрее и легче. Подросток стоит перед задачей формирования собственных взглядов на жизнь и нуждается в мудром ненавязчивом совете взрослого. Педагогическая запущенность приводит к устойчивым поведенческим нарушениям [1; 59].

И если взрослый сам проявит инициативу, то переход к новому типу отношений протекает благополучно, тем более что развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни.

Только живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может научиться по-взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми [9; 24].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Агрессия у детей и подростков: Уч. пос./ Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: 2004.

2.      Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: 2006.

3.      Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Уч. пос. для вузов. – СПб.: 2005.

4.      Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Уч. пос. – СПб.: 2007.

5.      Ачкасова В.А. Конфликтология: Уч. пос. – СПб.: 2005.

6.      Бабосов Е.М. Конфликтология: Уч. пос. для вузов – М.: 2001.

7.      Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Уч. пос. – М.: 2008.

8.      Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Уч. пос. для вузов. – М.: 2005.

9.      Волков Б.С. Психология подростка. – М.: 2002.

10. Волков Б.С. и др. Методология и методы психологического исследования. – М.: 2005.

11. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2005.

12. Дмитриев А.В. Конфликтология: Уч. пос. для вузов. – М.: 2002.

13. Злобина С.Н. Основы конфликтологии. Общая теория конфликтов: Уч. пос. – Брянск: 2002.

14. Злобина С.Н. Основы конфликтологии. Управление конфликтами: Уч. пос. – Брянск: 2002.

15. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. Учебник для пед. спец. – М.: 2001.

16. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Уч. пос. – М.: 1979.

17. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – Воронеж: 1997.

18. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Уч. пос. – СПб.: 2005.

19. Психологические тесты: Т.2 / Под ред. Карелина. – М.: 2000.

20. Психология подростка/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: 2003.

21. Психология современного подростка/ Под ред. Л.А. Регуш. – СПб.: 2005.

22. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. – Самара: 2002.

23. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: 2000.

24. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. – М.: 2004.

25. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник: Ч.2. – М.: 2003.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник А. Басса- А. Дарки

1.      Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2.      Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

3.      Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4.      Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.

5.      Я не всегда получаю то, что мне положено.

6.      Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.      Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувст­вовать.

8.      Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучи­тельные угрызения совести.

9.      Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предме­тами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нару­шить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обсто­ятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне не­сколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелк­нули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстра­иваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: никогда не доверять «чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но те­перь в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нра­вятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслу­живает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Ответы оцениваются по 8-ми шкалам следующим образом:

1.      Физическая агрессия:

  - «да» = 1, «нет» = 0, 1, 25, 18, 34, 42, 56, 63;

  - «нет» =1, «да» = 0, 9, 17.

2.      Косвенная агрессия:

  - «да» = 1, «нет» = 0, 2, 10, 31, 41, 48, 55, 62, 68;

  - «нет» =1, «да» = 0, 26, 49.

3. Раздражение:

  - «да» = 1, «нет» = 0, 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

  - «нет» =1, «да» = 0, 11, 35, 69.

4. Негативизм:

  - «да» = 1, «нет» = 0, 4, 12, 20, 28;

  - «нет» =1, «да» = 0, 36.

5. Обида:

  - «да» = 1, «нет» = 0, 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58;

6. Подозрительность:

  - «да» = 1, «нет» = 0, 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

  - «нет» =1, «да» = 0, 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия:

  - «да» = 1, «нет» = 0, 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

  - «нет» =1, «да» = 0, 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

  - «да» = 1, «нет» = 0, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4,  а враждебности – 6,5 – 7 ± 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опросник К. Томаса

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

Информация о работе Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков