Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа
Актуальность исследования
Известно, что в жизни человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Наиболее частым предметом внимания психологов является подростковый возраст, в котором конфликты приобретают особое значение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ..6
1.1. Понятие межличностного конфликта. Стили поведения в конфликте...6
1.2. Конфликты подросткового возраста………………………………………..9
1.3.Конфликтность личности. Агрессивность как один из факторов, определяющий личностную предрасположенность к конфликтному поведению ……………………………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………………....20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ……………………………………………………………………….21
2.1. Программа экспериментального изучения выборки……………...……..21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования..………………29
2.3. Практические рекомендации по работе с подростками…………...…….39
Выводы по 2 главе…………………………………………………..……………..46
Заключение……………………………………………………………..…………..47
Список литературы………………………………………………………………..48
Приложения………………………………………………………….……………..50
Средним значениям напористости и партнерства соответствует тактика «Компромисс». Она состоит в стремлении урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого, найти среднее решение, при котором ни одна из сторон не выигрывает, но и не теряет слишком много. Здесь интересы обеих сторон полностью не раскрываются и не удовлетворяются.
Высокие показатели напористости и партнерства предполагают выбор тактики «Сотрудничество». Она состоит в поиске решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения, совместного анализа существующих разногласий. При этом инициатива и ответственность распределяются пусть и неравномерно, но по взаимному согласию. Эта тактика приводит к выработке самых эффективных решений при сохранении дружеских и партнерских отношений [20; 110-115].
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Прежде всего, анализируя материалы школьного журнала, было выяснено, что средний возраст испытуемых составляет 12 - 12,5 лет. Соотношение мальчиков и девочек во всей выборке примерно равное (соответственно 9:11).
Проанализировав данные результатов диагностирования учащихся 6 "Б" класса по опроснику А. Басса - А. Дарки мы пришли к следующим выводам:
- высокий уровень агрессивности имеют 2 чел. (1 мал., 1 дев.);
- средний уровень - 11 чел. (5 мал., 6 дев);
- низкий уровень - 7 чел. (3 мал., 4 дев.) (см. табл.1).
Таблица 1
Уровень агрессивности | Мальчики | Девочки | Выборка |
Высокий | 11 % | 9 % | 14,3 % |
Средний | 55,5 % | 54,5 % | 52,4 % |
Низкий | 33,5 % | 36,5 % | 33,3 % |
Рис.1. Сведения об уровне агрессивности учащихся всей выборки
Как можно видеть, большая часть выборки имеет средний уровень агрессивности, незначительная часть – высокий уровень. Соотношение уровней у мальчиков и девочек практически одинаковое.
Анализ результатов диагностирования по опроснику К. Томаса показывает, что учащиеся выбрали следующие стратегии:
1. соперничество - 6 чел. (3 мал., 3 дев.);
2. сотрудничество - 4 чел. (2 мал., 2 дев.);
3. компромисс - 4 чел. (2 мал., 2 дев.);
4. избегание - 1 чел. (1 дев.);
5. уступка - 3 чел. (1 мал., 2 дев.);
6. сочетание стратегий - 2 чел. (1 мал., 1 дев.) (см. табл.2).
Таблица 2
Стратегии поведения | Мальчики | Девочки | Выборка |
Соперничество | 33,3 % | 27,2 % | 30 % |
Сотрудничество | 22,2 % | 18,1 % | 20 % |
Компромисс | 22,2 % | 18,1 % | 20 % |
Избегание | ─ | 9 % | 5 % |
Уступка | 11,1 % | 18,1 % | 15 % |
Сочетание стратегий | 11,1 % | 9 % | 10 % |
Рис.2. Сведения о предпочитаемых стратегиях поведения учащихся всей выборки
Следует отметить, что среди выбираемых стратегий лидирует стратегия соперничества, направленная на удовлетворение собственных интересов, игнорируя интересы оппонента.
Выявлены предпочтительные стратегии поведения в конфликтах у подростков относительно уровня их агрессивности (см. табл.3).
Таблица 3
Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте, % ранг | Уровень агрессивности | ||
высокий | средний | низкий | |
Соперничество | 100 % | 36,3 % | ─ |
Сотрудничество | ─ | 9,1 % | 42,9 % |
Компромисс | ─ | 27,3 % | 14,3 % |
Избегание | ─ | 9,1 % | ─ |
Уступка | ─ | 18,2 % | 14,3 % |
Сочетание стратегий | ─ | ─ | 28,5 % |
а) высокий уровень
в) низкий уровень
Рис.3. Соотношение стратегий поведения в группах с высоким и низким уровнем агрессивности, %
Как можно видеть из результатов исследования, подростки, имеющие высокий уровень агрессивности при выборе стратегии поведения в конфликте ориентируются на удовлетворение только своих интересов и выбирают исключительно стратегию соперничества, являющуюся деструктивной.
У подростков со средним уровнем агрессивности также доминирует стратегия соперничества, на втором месте - стратегия компромисса, которая не дает конструктивного исхода конфликта ни одной из сторон. Другие стратегии используются мало, сочетание стратегий не встречается вообще.
Подростки с низким уровнем агрессивности стратегию соперничества не используют. Стратегия избегания, являющаяся одной из неконструктивных, так же отсутствует. Большинство подростков этой группы выбирают стратегию сотрудничества, которая имеет высокий уровень направленности как на свои интересы, так и на интересы другой стороны, что дает положительный исход конфликта. также встречается сочетание стратегий, что является оптимальным поведением в конфликтах, когда различные стратегии применяются в зависимости от ситуации.
Анализ результатов выявил, что чем выше у подростка уровень агрессивности, тем он больше ориентируется на свои интересы и получение положительного результата для себя, и тем меньше он заинтересован в удовлетворении нужд и интересов другой стороны, и наоборот. Соответственно этому он и строит свое поведение, выбирая ту или иную стратегию.
Из всего вышесказанного можно заключить следующее: уровень агрессивности подростков действительно влияет на предпочтение ими определенных стратегий выхода из конфликтных ситуаций, что и было заявлено в гипотезе курсовой работы.
Характеристика подростков относительно выбранных ими стратегий поведения в конфликтах
Стратегия соперничества
Подростки, выбирающие стратегию соперничества, активно стремятся защищать свои позиции, игнорируют интересы других, проявляют эмоциональность и агрессивность в общении, ведут себя импульсивно. Такая стратегия предполагает уважительное отношение к себе, собственным планам, эмоциональное приятие себя, недостаточную самокритичность и некоторое самодовольство при оценке собственных поступков, а также отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств.
Действия родителей, расцениваемые подростками как ограничение их свободы и независимости, вызывают агрессию. Тем не менее, ошибочно было бы оценивать отношения этих подростков с семьей как однозначно негативные и враждебные.
Другой сферой осознанных конфликтов являются взаимоотношения с учителями. По сравнению с прочими группами учащихся эти подростки наиболее критичны к учителям. С их точки зрения, от учителей требуется не только профессионализм, но и возможность и желание понять своих учеников.
Проблемы могут возникнуть из-за внешнего вида, так как стремление выделиться, характерное для этой группы старшеклассников, не всегда воспринимается с пониманием истинных мотивов.
Таким образом, подростки, опирающиеся на соперничество, в конфликте чаще прибегают к активному способу поведения. Они не склонны к осмыслению причин, вызывающих противоречия, к поиску путей для их конструктивного разрешения. Агрессивность, свойственная им при защите своих интересов, провоцирует эскалацию конфликта и мешает конструктивному решению проблемы [21; 116-118].
Стратегия сотрудничества
Подростки, предпочитающие сотрудничество, проявляют общительность и доброжелательность в отношениях, желание взаимодействовать в целях устранения конфликта, высокую активность, демонстрируют способность брать на себя ответственность за взаимоотношения. Импульсивное поведение в конфликте у них встречается редко. Скорее преобладают попытки сформулировать цели взаимодействия с учетом возможностей реализации своих интересов и организации совместной деятельности. Возможность реализации интересов других признается как гарантия сохранения дружественных отношений.
Понимание других людей, учитывание их интересов создает благоприятные условия для сотрудничества и конструктивного разрешения противоречий.
В сфере конфликта у этих подростков – семейные отношения и отношения с представителями противоположного пола. Пытаясь реализовать стратегию сотрудничества, они предъявляют повышенные требования к личным качествам в себе и других, именно в недостатках людей видят причины возникающих противоречий («нечестность», «предательство», «обман», «лицемерие» и т.п.). При этом, поступки своих родителей считают, в целом, правильными и признают, что скорее всего сами поступали бы аналогичным образом. В отличие от «соперничающих» эти подростки чаще интересуются мнением родителей по важным жизненным вопросам, следуют их советам, со своей стороны готовы проявить заботу о родителях [21; 119, 120].
Стратегия компромисса
Подростки, предпочитающие компромисс, общительны, нацелены на совместную деятельность, в которой стремятся удовлетворить интересы всех сторон.
Информация о работе Стратегии выхода из конфликтных ситуаций у подростков