Суицидальное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой является: выявить склонность к суицидальному (саморазрушающемуся) поведению у несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Провести анализ литературы по проблеме саморазрушающегося поведения среди несовершеннолетних и его профилактике.
2. Рассмотреть особенности суицидального поведения подростков.
3. Составить программу профилактики саморазрушающегося поведения у несовершеннолетних подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 2
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...7
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения…………………..7
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………….11
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….…………..15
Глава 2. Профилактические меры суицидального поведения среди подростков……………………………………………………………………..23
2.1. Причины и типология суицидального поведения………………23
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….28
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………….…...49
Список литературы…………………………………………………..….51
Приложение

Работа состоит из  1 файл

новая курсовая наташи.docx

— 142.63 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методические  рекомендации по организации  работы по профилактике детско-подросткового  суицидального поведения в школе  и семье

 

Нами были отобраны следующие  методы для выявления склонности к суицидальному поведению.

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска  относится к одной из важных задач  родителей, воспитателей и школьных психологов.

Применяемые методы исследования:

1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом.

2. Тест Личко “ПДО”. По тесту Личко “ ПДО” определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающего поведения. Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности :

Акцентуация характера и  крайние варианты нормы.

Непсихотические расстройства личности.

Психотические расстройства личности .

Типы саморазрушающего поведения:

Угроза для жизни,

Ущерб для физического  здоровья,

Ущерб для духовного и  нравственного развития,

Ущерб для будущего социального  статуса.

3.Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга

4. Тест «определение направленности  личности Басса».

5.Тест тревожности Тэммл – Дорки - Амен.

Обучение социальным навыкам  и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки  с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. может проводиться  социально- психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха может быть основано на тренинге поведенческих навыков.

Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.

1.  Если классный руководитель/соц. педагог заметил у ребенка признаки  суицидального/аддиктивного  поведения,     прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задержаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ребенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.

2. Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.

3. Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению».

Рекомендации  классному руководителю, социальному  педагогу

по ведению беседы при работе с детьми, склонными  к суицидальному и аддиктивному поведению.

• Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».

• В то же время разговор должен быть уверенным.

• К разговору стоит подготовиться.

• Следует показать ребенку, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

• Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.

Методические  рекомендации для педагогов-психологов

Консультирование подростков, склонных к самоубийству.

   Если замечена  склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить  ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В 

 состоянии душевного  кризиса любому из нас прежде  всего необходим кто – нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может  испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находится в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думает он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой  вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Следующие  вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

- Похоже, у тебя что-то  стряслось. Что тебя мучает? (Так  можно завязать разговор о  проблемах подростка).

- Ты думал когда-нибудь  о самоубийстве? (Этот вопрос поможет определить степень риска. Чем более разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждение о том, что  кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок  может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем  же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве  даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного  кризиса нужны строже утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему  эмоциональную опору. Убедите его  в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность  анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче душевные силы и стабильность. Следует принять  во внимание и другие возможные источники  помощи: друзей, семью, врачей.

Можно также проводить  с учащимися тренинговые занятия  с учащимися

на формирование эмоционально-волевой  сферы. Ниже мы приводим примерные занятия.

Методические  основы проведения тренинга и показания  к применению.

  Эффективным методом  психокоррекционной работы преимущественно  с подростками являются тренинговые  занятия. Нами был подобран определенный набор тренинговых упражнений для работы с подростками.

Тренинг с подростками  группы риска имеет следующие  особенности:

   - он должен проводиться  специалистом, возможно школьным  психологом, владеющим информацией  по данной проблеме.

   - специалист должен  владеть тренинговыми приемами  и иметь навыки работы с  группой в психокоррекционном  режиме;

    - упражнения и  игры, включенные в тренинг, должны  носить дискуссионный подтекст, т.е. не навязывать подросткам  однозначных выводов и решений,  позволять в ходе групповой  работы свободно выражать свои  мнения.

 Цель: формирование эмоциональной  стабильности и положительной самооценки у детей.

 Задачи:

- формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, позитивной моральной позиции.

 - обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативным импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтным ситуаций. 

- работа с состоянием  тревожности.

- формирования адекватной самооценки и уверенности в себе.

- психологическая коррекция  конфликтного и агрессивного  поведения.

Форма работы – групповая.

Количество детей в  группе – 10-12 человек.

Методы: игровые методы, групповая  дискуссия, арт – терапия ( работа с рисунком), телесно – ориентированная терапия, работа в парах, обсуждение.

Возраст – 12-15 лет.

Занятие 1. Знакомство.

         Цель: знакомство, сплочение коллектива, снятие эмоционального    напряжения, коррекция застенчивости.

     I. Приветствие.

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня  мы с вами собрались для того, чтобы попробовать вместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, терпимей, научиться относиться друг к другу с пониманием и уважением.

          Кто стеснителен и нерешителен,  после наших занятий пусть  станет смелым и отважным, кто  не может и минуты усидеть  на месте, пусть станет спокойным  и сосредоточенным. Пусть пройдут  ваши тревоги – мы будем  вместе улучшать себя и добьемся  этого!

     II. Упражнение  «Имя».

Инструкция:   «Назовите  свое имя и расскажите, что оно  обозначает».

Комментарии: значение имени  пробуждает интерес и уже создает  представление о человеке.

     III. Упражнение  «Сваты».

Инструкция:    «Мы  все сюда пришли со своим характером, качествами. Сейчас мы расскажем о 3 основных хороших качествах».

Комментарии:  обратить внимание на тех участников, у которых возникли трудности при выполнении задания.

     IV. Упражнение  «Снежный ком».

Инструкция:  «Мы узнали имена ребят, попробуем их теперь назвать. Называем по очереди имена  всех, кто сидит перед вами, а  потом – свое.

Комментарии:  при выполнении можно использовать мяч.

     V. Упражнение  «Алфавит».

Инструкция:   «Сейчас  встаньте, пожалуйста, и по моей команде  выстройтесь в алфавитном порядке (по имени). Запомни очень важное правило: называй друга по имени, и он будет относиться к тебе так  же».

     VI. Упражнение  «Самый…».

Инструкция:   «Участник, бросая мяч другому, называет его по имени, продолжая фразу «Вася, ты самый ….(смелый и т.д.)».

     VII. Упражнение  «Экипаж».

Инструкция:  «Команда познакомилась. Выбираем капитана. Теперь пора построить  красивый большой корабль, на котором  мы поплывем. Выстраиваем стулья в  форме лодки, на одну семью – одно весло. Выбираем рулевого. Корабль поплывет, если весло будет работать в такт».

     VIII. Задание  «Законы экипажа».

Инструкция: «Мы – один экипаж и нам нужно договориться, как мы будем общаться друг с другом».

Комментарии:  ведущий  наблюдает за активностью и подключает к обсуждению пассивных.

     IX. Слово капитану.

Цель: повышение самооценки, обучение навыкам самоконтроля, привитие чувства ответственности.

Комментарий:  капитан  имеет право поощрить тремя жетонами трех отличившихся, по его мнению, членов команды, аргументируя свой выбор.

     X. Рефлексия  занятия.

Что запомнилось? Какое настроение?

Занятие 2. «Океан человеческих чувств».

Цель: эмоциональное сближение  членов группы, развитие коммуникативных  навыков, снятие напряжения, диагностики  уровня самооценки.

     I. Приветствие.

Ведущий: Сегодня наш корабль  проплывет через океан Человеческих Чувств. Мир огромен и интересен. В нем много забот, тревог, суеты, но мы остаемся людьми потому, что умеем  любить и прощать, верить и надеяться, уважать друг друга и помогать, забывать все плохое. Нам предстоит  узнать, за что уважают люди других людей, за что ценят мальчиков, за что ценят девочек.

     II. Выбор капитана.

     III. Упражнение  «Море волнуется…»

Инструкция: «Вы все –  море. Ведущий, которого мы выберем, будет  давать команды, а вы должны будете их выполнять. Слова ведущего: «Море  волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!» Если кто-то будет двигаться и ведущий его заметит, он выбывает из игры».

     IV. Беседа «За  что ценят людей».

Ведущий:  Ответьте по очереди  на вопросы: за что ценят людей;  за что вы уважаете своих родителей, друзей;  за что уважают вас?

Информация о работе Суицидальное поведение подростков