Суицидальное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой является: выявить склонность к суицидальному (саморазрушающемуся) поведению у несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Провести анализ литературы по проблеме саморазрушающегося поведения среди несовершеннолетних и его профилактике.
2. Рассмотреть особенности суицидального поведения подростков.
3. Составить программу профилактики саморазрушающегося поведения у несовершеннолетних подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 2
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...7
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения…………………..7
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………….11
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….…………..15
Глава 2. Профилактические меры суицидального поведения среди подростков……………………………………………………………………..23
2.1. Причины и типология суицидального поведения………………23
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….28
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………….…...49
Список литературы…………………………………………………..….51
Приложение

Работа состоит из  1 файл

новая курсовая наташи.docx

— 142.63 Кб (Скачать документ)

- Я небольшого роста, зато …

- Я иногда несдержан, зато …

- Я застенчива, зато …

- Я криклив, зато …

- Я слишком уступчива, зато …

- Я зануда, зато …

- Я написал контрольную работу на двойку, зато …

- Я не очень хорошо успеваю по математике, зато …

- Я не очень хорошо пою, зато …

- Меня легко рассмешить, зато …

- Я бываю капризна, зато …

 Упражнение «Дорисуй и передай». Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дольше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину».

Приложение Д

Упражнение-игра «Иностранец в школе». Ребятам предлагается представить, что в школу приехал иностранец, который не знает русского языка, и никто не знает того языка, на котором говорит он. Нужно рассказать ему о школе без слов, при помощи жестов. Водящий «рассказывает», «иностранцы» угадывают.

Игра «Школа –  Кенгуру». На время игры все превращаются в кенгуру. Водящий – кенгуру – учитель, остальные – ученики-кенгурята. Учитель говорит на «кенгурином» (непонятном) языке, вызывает кого-то к доске, ругает или хвалит. Задача – догадаться, что он имеет в виду, и выполнить его требования.

В роли водящего желательно побывать всем. Детям со страхом  самовыражения может потребоваться  поддержка со стороны ведущего.   

Игра «Школа для  животных». Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Затем моделируется ситуация урока. Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, шумят, ни на что не обращают внимания и т.д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется.

Приложение Е

Упражнение «Ласковые  слова». Надо повернуться к соседу слева и сказать ему ласковое слово, а затем ждать, когда он другое ласковое слово скажет тебе.

Упражнение «Царевна Несмеяна». В центр ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.

Приложение Ж

Упражнение «Цветные ладони». Участники хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит три «ладони» (синюю, красною, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих.

Варианты сигналов:

Красная ладонь – надо пожать руку.

Синяя ладонь – погладить  по плечу.

Желтая ладонь - поздороваться  «спинками».

Упражнение «Немного о  себе». Участники группы сидят в кругу. Каждому по очереди предлагается мимикой и жестами показать то, чем он любит заниматься больше всего в свободное время, например: петь, читать, гулять и т.д.

Упражнение «Я люблю себя за то…». Все садятся в круг. После небольшой паузы каждый участник группы говорит о своих достоинствах. Например: «Я люблю себя за то, что я добрый».

Приложение З

Упражнение «Доброта». В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете сказать доброго и хорошего о сверстниках, родителях. Вы самостоятельно выбираете человека, желательно, чтобы он был знаком другим участникам или присутствовал в группе. Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.

  Игра «Жмурки». Все встают в круг, ведущему закрывают глаза. Участники меняются местами, а ведущий при помощи прикосновений к ним должен узнать, кто это.

 Упражнение «Браво». Ведущий: Мы все бывали на концерте, в цирке и видели, как публика рукоплещет артистам в конце представления. Каждому из нас хочется оказаться на сцене и заслужить бурные аплодисменты. Давайте поставим стул в центр класса. Плотно окружите его со всех сторон. Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов.

Приложение И

Список качеств личности.

Аккуратность       ______________________________ небрежность

Воспитанность     ______________________________ невежество     жизнерадостность______________________________ уныние 

(оптимизм)                                                                         (пессимизм)

Исполнительность______________________________    безответственность

Независимость      _______________________________зависимость

(самостоятельность)                                                           (инфантильность)

Твердость              _______________________________мягкость

(решительность)                                                                 (нерешительность)

Искренность        _______________________________ лживость

Чуткость              _______________________________ безразличие

Смелость             _______________________________ боязливость

Организованность______________________________ несобранность

Коммуникабельность___________________________ неразговорчивость

(общительность)

Активность          _______________________________ пассивность

(деятельность)                                                                    (бездеятельность)

Непринужденность_____________________________ скованность

(раскованность)                                                                 (зажатость)

Целеустремленность ____________________________импульсивность

Приложение К.

Структура брачного объявления.

1. физические данные (возраст, рост, вес).

2. общие сведения (дополнительные: знак зодиака, наличие вредных привычек).

3. социальный статус (образование,  материальное обеспечение, работа).

3. личностная характеристика (качества личности, черты характера, отношение к себе, к людям, к миру, увлечения).

4. ожидание в выборе партнера (физические данные, социальный статус, качества личности черты характера).

Приложение Л

Пример брачного объявления.

Александр 25/180/73. По знаку  зодиака Весы, брюнет, глаза карие, среднего телосложения, приятной внешности, без вредных привычек.  Образование высшее. Материально обеспечен. Обожаю природу и животный мир, люблю детей. Увлекаюсь рыбалкой. Из музыки предпочитаю джазовую. По характеру: добрый, отзывчивый, спокойный. Оптимист по жизни, тонко чувствующий, увлеченный.

          Познакомлюсь с интеллигентной симпатичной девушкой 20-27 лет для серьезных отношений.

Отвечу на письмо, желательно фото.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение М

Как понять, что ваш ребенок  думает о самоубийстве.

1. У него депрессия, и он целыми днями лежит, плачет, ничего не ест и ни с кем не хочет разговаривать. В таком случае не стоит добиваться ответа на вопрос «Что случилось?». Скажите ребенку о том, что, если он захочет поговорить с вами, вы всегда готовы выслушать и понять его, даже если он признается в чем-то страшном, неприятном, постыдном. Старайтесь не оставлять его без присмотра. Очень важен тактильный контакт: погладьте его, обнимите, поцелуйте.

2. Он часто говорит о том, что всем стало бы легче, если бы он исчез. Необходимо доказать ему обратное, и поговорить о вашей любви к нему и о других конкретных людях, которым он дорог.

3. Ребенок перестал смотреться в зеркало и не стесняется в выражениях, называет себя «уродом», «тупым», «жирным» и т.д. Не нужно убеждать его в том, что он красавец, лучше приведите в пример известных людей, которые добились успеха и признания с таким же длинным носом или полными ногами.

4. Он потерял интерес ко всему, что раньше занимало его.

5. Он посещает сайты, посвященные суициду. Необходимо открыто обсудить с ребенком тему самоубийства.

6. Ребенок спрашивает у вас или других близких, смогли бы вы (они) покончить жизнь самоубийством. В этом случае честно поделитесь с ним своим отношением к суициду и выскажите опасения по поводу намерений ребенка.

7. Он причиняет себе физическую боль и наносит вред – делает порезы на теле, вырывает волосы – под тем предлогом, что хочет лучше узнать себя. Это очень опасная ситуация, возможно, даже попытка суицида, от которой ребенка удержал страх физической боли. Поговорите с ним о своих подозрениях, предложите вместе обратиться к психологу.

8. Он интересуется последствиями передозировки тех или иных лекарств или спрашивает, что будет, если человек спрыгнет с седьмого этажа. Расскажите о мучениях, которые ждут человека в том или ином случае, и обязательно выясните, почему для него важен ответ на этот вопрос.

9. Ребенок спрашивает, как долго вы переживали бы, если бы он вдруг умер. В таком случае скажите ему о том, что это самое страшное, что может с вами случиться в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Н

Диагностическая анкета о  критических ситуациях подростков

Инструкция. Для заполнения анкеты вам необходимо ответить на все вопросы. Помните, что здесь  не может быть правильных или неправильных ответов. Участие в исследовании является добровольным, и лишь от вашего желания зависит, будете ли вы подписывать  анкету или нет. Самое главное  – ваши ответы, которые окажут нам  большую помощь.

1. Предположим, к вам обратились ваши родные, друзья или одноклассники с просьбой в трудной для них (ссоры, конфликты, споры, разногласия) помочь найти выход из нее.

Как бы вы поступили?______________________________________

  1. В вашей жизни были случаи, когда возникало несколько неприятных для вас событий в одно и тоже время, а вы были их участниками или очевидцами. Отметьте крестиком, какие это были события. Начинайте свой ответ словами «У меня были…», «Я переживал…». Постарайтесь выбрать:

ссоры, конфликты с друзьями;

конфликты, спор, разногласия  с одноклассниками;

ссоры, конфликты между  родителями; между родителями и родственниками;

неприятности во взаимоотношениях с учителями;

неприятные переживания (сожаление) из-за того, что совершил, сделал или собираюсь сделать;

неприятности в учебе  – неуспеваемость;

конфликты с братом или  сестрой;

конфликты с милицией;

конфликты с родителями;

неприятные внутренние переживания – одиночество, «что-то тревожит», если что-нибудь другое, пожалуйста, напишите:_________________________________________________

3.Знаком «х» с левой  стороны шкалы укажите, как  давно произошли неприятные для  вас события, а справой –  вероятность их повторения в  будущем.

4. Случаи, когда вы были  участником неприятных для вас  событий. Отметьте, что вы чувствовали  после этого. Начинайте свой  ответ словами: «После неприятных событий, которые я видел, в которых участвовал или о которых слышал и думал, я чувствовал…»:

удовлетворение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неудовлетворение

веселье 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 тоску

возбуждение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 подавленность

отсутствие страха,

опасение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 страх, опасение

спокойствие 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 беспокойство

уверенность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неуверенность

самостоятельность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 беспомощность

успокоение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 легкую тревожность

расслабление 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 напряжение

бодрость 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 усталость 

беззаботность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 озабоченность

свободу 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 занятость

5.Отметьте (х), какие мысли,  желания вы испытывали после  неприятных для вас событий,  случившихся почти в одно и тоже время. (Вы были их очевидцем или участником.) Начинайте свой ответ со слов «После неприятных для меня событий, я чаще всего…»:

Испытывал чувство гнева, злости на себя или на окружающих;

Возникало желание что-нибудь пнуть, сломать, разрушить, ударить кого-нибудь;

Возникало желание «выплеснуть» эмоции, зло;

Оценивал людей и их работу только с худшей стороны, «придирался  к ним»;

Оценивал, «оглядывался»  на прожитые годы, на свое прошлое;

Информация о работе Суицидальное поведение подростков