Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 13:34, курсовая работа
Целью курсовой является: выявить склонность к суицидальному (саморазрушающемуся) поведению у несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Провести анализ литературы по проблеме саморазрушающегося поведения среди несовершеннолетних и его профилактике.
2. Рассмотреть особенности суицидального поведения подростков.
3. Составить программу профилактики саморазрушающегося поведения у несовершеннолетних подростков.
Введение………………………………………………………………... 2
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...7
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения…………………..7
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………….11
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….…………..15
Глава 2. Профилактические меры суицидального поведения среди подростков……………………………………………………………………..23
2.1. Причины и типология суицидального поведения………………23
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….28
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………….…...49
Список литературы…………………………………………………..….51
Приложение
Б) В течение 5-10 минут каждая команда обсуждает название своей планеты, образ жизни ее жителей. Аргументировать свое выступление можно, опираясь на цитаты, высказывания. Важно рассказать, какие люди живут на планете, по каким законам, что для них является самым главным.
В) Участники команд представляют свою планету. Другие команды могут задавать им вопросы, уточнять, критиковать. Возможна дискуссия. При этом целесообразно познакомить подростков с правилами ведения групповой дискуссии, диалога.
Г) Подведение итогов.
Собираются жетоны
за наиболее понравившееся
Вопрос: «На какую планету вы хотели бы полететь?»
4.Заключение
Заключительное слово ведущего о необходимости поиска смысла жизни, об осознанности и ответственности за свою жизнь.
Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о подростках, которые склонны к суицидальному поведению. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Подростки испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.
Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.
Заключение
Рассмотрев особенности
суицидального поведения в
Подростки с суицидальным поведением считают, что их эмоции, переживания уникальны, отличаются от переживаемых чувств других людей, и именно их эмоции невыносимы, поэтому они и приходят к своему роковому решению. Крайне важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид – не единственный способ решения проблем.
Следует также донести
мысль до подростка, что самоубийство
на самом деле не является “изысканной”
или “благородной” смертью “
Возраст существенно влияет
на особенности суицидального
Для суицидента характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный; эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем [18, 62].
Итак, рассмотрев проблему суицидов,
можно прийти к выводу, что это
явление является крайней формой
отклоняющегося поведения личности,
ее социально-психологической
Список литературы:
1. Акопов, А.Ю. Безумие здоровых в больном обществе / А.Ю. Акопов //Невский врачебный вестник.- 2000.- №5. – с. 26-41.
2. Акопов, А.Ю. Игра в жизнь / А.Ю. Акопов. - СПб. «Политехника», 1999. – 106 с.
3. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида/ А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко, Л. Л. Бергельсон. – М., 1990. – 165 с.
4. Бабаян, Э.А. Наркология / Э.А.Бабоян, М.Х. Гонопольских - М.: Медицина, 1990. – 267 с.
5. Балабанова, Л.М. Судебная патопсихология / Л.М. Балабанова - Д.: Сталкер, 1998. – 179 с.
6. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С.А. Белисива – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -199 с.
7. Бодров, В.А. Информационный стресс / Л.И. Божович - М.: ПЕРСЭ, 2000. – 265 с.
8. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. – с. 234
9. Вагин, Ю. Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков) / Ю.Р. Вагин - Пермь Издательство ПРИПИТ, 2001. – 176
10. Воеводин, И.В. Копинг - поведение при аддиктивных состояниях относительность критериев адаптивности / И.В. Воеводин // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Том 01-N 4-2004. – 174 с.
11. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий / П.Б. Ганнушкин - Н. Новгород: НГМА, 2000. – 397 с.
12. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак - М.: Политиздат, 1987. – 346 с.
13. Зимбадо, Ф. Социальное влияние / Ф Зимбадо, М Ляйппе - СПб: Питер, 2000. – 231 с.
14. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной - М., 1972. – 345 с.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб, «Питер», 2000. – 694 с.
16. Клиническая психиатрия: пер.с англ. Доп //гл.ред. Т.Б.Дмитриева −М.: ГЭОСТАР МЕДИЦИНА, 1998. – 765 с.
17. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон - Москва, «Просвещение», 1989. – 234 с.
18. Конончук, Н.В. О психологическом смысле суицидов/Н.В. Конончук // Психологический журнал. 1989, N 5, с. 95–102.
19. Короленко, Ц. П. Не упрощая ситуацию / Ц. П Короленко, Т.А. Донских — Сибирские огни, 1988, № 12, с. 76-98
20. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе. Деструктивные формы поведения в современном мире / Ц. П Короленко, Т.А. Донских— Новосибирск: Наука, 1990. – 364 с.
21. Короленко, Ц. П. Корни алкоголизма / Ц. П Короленко — Новосибирск. книжн. изд., 1986. – 436 с.
22. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития/ Ц. П Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1. с. 38-65
23. Короленко, Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения/ Ц. П Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4 с.15-36
24. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение при пограничных личностных расстройствах / Ц. П Короленко, Н.В. Дмитриева. М.: 1999. – 561 с.
25. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: НМИ, 2000. – 346 с.
26. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева // Учебно-методическое пособие под редакцией Короленко Ц. П. - Новосибирск: НМИ, 1998. – 435 с.
27. Линский, И. В. Аналгетики и проблема аддиктивного поведения // Лики Украины. 2004. — № 9 с. 55 – 79.
28. Личко, А.Е. – Психотерапия при психопатиях у подростков// Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова.- Т.: Медицина, 1985. – с.484-506.
29. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко - М., 1979. – 245 с.
30. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /А.Е. Личко - М., 1977. 256 с.
31. Лужников, Е.А. Клиническая токсикология / Е.А. Лужников - М.: Медицина, 1994. – 108 с.
32. Менделевич, В.Д. и др. Аддиктивное поведение, креативность и самоактуализация. Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе / В.Д. Менделевич и др. // Сборник тезисов научной конференции с международным участием - СПб., 2001. 341 с.
33. Морозов, Г.В. Введение в клиническую психиатрию / Г.В. Морозов, Н.Г. Шумский - Н. Новгород: НГМА, 1998. – 678 с.
34. Невский, И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении / И.А. Невский - М., 1993. – 451 с.
35. Поликарпов, В. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / В. Поликарпов, Н. Залыгина, Я. Обухов - Изд. Пропилеи, 2004. – 172 с.
36. Попов, Ю.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков / Ю.В. Попов, А.В. Бруг // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Том 02-N 1-2005. - с. 20 – 45
37. Портнов, В.А. Антиципация возраста совершения повторных суицидальных попыток / В.А. Портнов, П.В. Смирнов // Материалы XIII съезда психиатров России. - М., 2000. 369 с.
38. Психические состояния / составитель Л.В. Куликов − СПб.: Питер, 2000. – 346 с.
39. Психология социальных ситуаций / составитель Н.В. Гришина. — СПб.: Питер, 2001. – 578 с.
40. Психология человеческой агрессивности / составитель К.В. Сельченок −Мн.: Харвест,1999. – 358 с.
41. Смагин, С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение / С.Ф. Смагин. - СПб.: МИПУ, 2000. – 110 с.
42. Смагин, С. Ф. Морфология критической ситуации / С.Ф. Смагин. - СПб.: АМСУ, 2002. – 158 с.
43. Смагин, С. Ф. Полиморфный накопленный стресс / С.Ф. Смагин. - СПб.: МИПУ, 2001. – 115 с.
44. Смагин, С. Ф. Социально-психологические аспекты критической ситуации / С.Ф. Смагин. - СпБ.: АМСУ, 2002. – 106 с.
45. Шайдулина, А.Ф. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков /А.Ф. Шайдулина // из материалов конгресса по детской психиатрии – Москва, 2001. – с. 56-79.
Приложение А
Упражнение «Говорим друг другу комплементы». Отдельно – так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только положительные качества.
Каждый член группы должен занять место слушателя.
Упражнение «Я в будущем». Предложить детям вылепить из пластилина или нарисовать модель своего образа «Я» в будущем.
Обсуждение. Каждый участник называет фигуру и рассказывает о ней.
Приложение Б
Игра «Эхо». Инструкция: «Я проговариваю свое имя и прохлопываю его по слогам в ладоши, а вы повторяете за мною. Затем это же делает тот, кто сидит справа от меня и т.д.»
Игра «Кто это?». Инструкция: «Один человек выходит за дверь. Остальные договариваются, кого загадают. Ведущий зачитывает индивидуальные свойства загаданного человека, а водящий угадывает».
Приложение В
Упражнение «Визитка». Инструкция: «В течение 5-7 минут придумайте и напишите на своей визитке надпись, которая соответствует вам».
Упражнение «Уверенный – наглый – робкий». Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной – «уверенный», на другой – «наглый», на третьей – «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача участника – изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает данный игрок.
Упражнение «Лепим скульптуру». Ведущий предлагает детям встать в круг. Один из детей по желанию становится «глиной», а остальные «скульптурами».
Задание: слепить скульптуру под названием «Доброта». Поочередно все участники игры становятся «глиной». Названия скульптур тоже меняется – «Ответственность», «Любовь», «Ненависть», «Решительность», «Уверенность», «Беззащитность» и т.д.
Упражнение «Закончи предложение». Нужно всем по очереди закончить предложения:
- «Счастливее всего я, когда …»
- «Хуже всего мне, когда …»
- «Не могу понять, почему я …»
- «Моя жизнь была бы лучше, если бы я …»
- «Главное, что я хотел бы в себе изменить, это …»
Приложение Г
Упражнение «Похвала». Инструкция: «Нужно встать на стул и похвалить себя».
Упражнение «Зато». По кругу продолжить фразы:
- Я устала, зато …