Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 13:34, курсовая работа
Целью курсовой является: выявить склонность к суицидальному (саморазрушающемуся) поведению у несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Провести анализ литературы по проблеме саморазрушающегося поведения среди несовершеннолетних и его профилактике.
2. Рассмотреть особенности суицидального поведения подростков.
3. Составить программу профилактики саморазрушающегося поведения у несовершеннолетних подростков.
Введение………………………………………………………………... 2
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...7
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения…………………..7
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………….11
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….…………..15
Глава 2. Профилактические меры суицидального поведения среди подростков……………………………………………………………………..23
2.1. Причины и типология суицидального поведения………………23
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….28
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………….…...49
Список литературы…………………………………………………..….51
Приложение
Что вам не нравится в людях, почему с кем-то вы дружите, а кто-то вам не нравится?
Что нужно сделать, чтобы у вас были друзья?
V. Упражнение «Я умею, я люблю».
Инструкция: «Объединитесь в пары. Каждый по очереди должен прыгая пять раз на одной ножке, сказать: «Я умею…» Потом прыгать пять раз на другой ножке и сказать: «Я люблю…».
VI. Упражнение «Тень».
Инструкция: Участники разбиваются на пары. Один из них будет человеком, другой его «тенью». Человек делает любые движения, «тень» повторяет, причем особое внимание уделить тому, чтобы «тень» действовала в том же ритме, что и человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях человека, уловить все оттенки его настроения.
Рефлексия.
VII. Упражнение «Путаница».
Инструкция: «Водящий выходит из комнаты, остальные встают в круг и «перепутываются», не разжимая рук. Задача водящего – распутать «путаницу».
VIII. Задание «Скульптура».
Инструкция: «Разделитесь на группы по 3 человека. Вам нужно создать скульптуру. Один станет играть роль скульптора, а остальные будут «глиной». Работать можно только молча.
Рефлексия.
IX. Слово капитану.
Х. Рефлексия занятия.
Далее мы только перечислим название занятий и их цели.
Занятие 3. Самооценка. (Приложение А)
Цель: формирование адекватной самооценки, повышение личностного роста детей.
Занятие 4. Дорожка к моему внутреннему Я. (Приложение Б)
Цель: снижение уровня тревожности, воспитание уверенности в себе,
коррекция конфликтного и
Занятие 5. Я среди людей. (Приложение В)
Цель: усиление позиции Эго,
Занятие 6. Я и другие. Как ты относишься к людям и как люди относятся к тебе. (Приложение Г)
Цели: формирование адекватной
Занятие 7. Разрядка школьной тревожности. (Приложение Д)
Цель: вербализация и проработка
школьной тревожности,
самооценки.
Занятие 8. Повышение самоуважения. (Приложение Е)
Цель: повышение личностного роста.
Занятие 9. Я – это Я. И Я – это замечательно. (Приложение Ж)
Цели: формирование позитивного отношения ребенка к самому себе.
Занятие 10. Все кончается, а мы остаемся. Итоговое занятие. (Приложение З)
Следующий вид работы это взаимодействие с семьей и здесь тоже можно использовать тренинг.
Тренинг бесконфликтного поведения
Цель тренинга:
1. Помочь родителям осознать конфликтность собственного поведения.
2. Расширять возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.
3. Формировать уважительное мнение об участниках взаимодействия.
Участники тренинга:
-родители
-дети
Упражнение 1. Самопредставление. Участники группы усаживаются в круг и представляются по следующей схеме:
1. имя;
2. увлечения и интересы;
Ожидания от участия в группе.
Упражнение 2. Ритм. Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены.
Упражнение 3. Зеркало. Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и рассказывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.
Упражнение 4. К солнцу. Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.
Упражнение 5. Горе. Один из участников садится вкруг. Он изображает горе. Каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искренен и убедителен в утешении.
Упражнение 6. Магазин. По кругу участники выполняют упражнение. Они должны повернуться лицом к соседу справа и продать ему свое качество характера, которое очень им мешает, и купить какое-то другое качество, объяснив, зачем оно ему нужно.
Упражнение 7. Передача чувств на расстоянии. Участники должны повернуться к соседу справа, положить свои руки на его ладони и пожелать мысленно что-то. Следующий участник должен попытаться догадаться, что ему пожелали, и сказать следующему: «Мне пожелали… Я желаю тебе того же и ….»
Упражнение 8. Пианино. Ладони кладутся на колени участникам группы справа и слева. Потом под музыку отбивается ритм по чужим коленям.
Затем участники обмениваются мнением о том, как они переживали присутствие чужих рук у себя на коленях.
Упражнение 9. Телефон. Участники по очереди выходят за дверь и передают друг другу услышанную информацию. Затем обсуждают, в каком виде дошла информация до последнего участника, и делятся пережитыми впечатлениями.
Упражнение 10. Экзамен. Участники должны последовательно назвать:
1) 3 свои лучшие черты характера;
2) 3 свои слабые черты характера;
3) 3 свои желаемые черты характера.
Упражнение 11. Летающая тарелка. Участники группы образуют два круга: внутренний и внешний. Во внутреннем кругу передается друг другу тарелка с водой. Группа выполняет задание в полной тишине. Тарелка передается сначала в одну, затем в другую сторону.
Внешний круг наблюдает.
Затем идет обмен
мнением. Какие чувства
Подведение итогов тренинга, обсуждение своих впечатлений.
Также мы предлагаем буклет для родителей по профилактике суицида у подростков.
Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов.
1. Открыто обсуждайте
семейные и внутренние
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
4. Любые стоящие положительные
начинания молодых людей
5. Ни при каких обстоятельствах
не применяйте физические
6. Больше любите своих
подрастающих детей, будьте
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
Самое главное, надо
научиться принимать своих
"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.
Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.
Поэтому совет родителям
прост и доступен: "Любите своих
детей, будьте искренне и
Причины проявления суицида
• Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
• Резкое повышение общего ритма жизни
• Социально-экономическая дестабилизация
• Алкоголизм и наркомания среди родителей
• Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
• Алкоголизм и наркомания среди подростков
• Неуверенность в завтрашнем дне
• Отсутствие морально-
• Потеря смысла жизни
• Низкая самооценка, трудности в самоопределении
• Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
• Безответная влюбленность
Что может удержать подростка от суицида:
• Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
• Будьте внимательным слушателем
• Будьте искренними
в общении, спокойно и
• Помогите определить
источник психического
• Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
• Помогите ребенку
осознать его личностные
• Окажите поддержку
в успешной реализации ребенка
в настоящем и помогите
• Внимательно выслушайте подростка!
Так же можно в работе с подростками использовать групповые занятия.
Групповое занятие с подростками
«Ценностные ориентации личности».
Цели:
1.Актуализировать процесс социального самоопределения.
2.Способствовать осмыслению
своей жизни в настоящем и
будущем, ценностей жизни,
3.Помочь овладеть навыками групповой дискуссии диалога.
4.Обучать аргументированию, отстаиванию своей позиции.
5.Установить эмоциональный контакт с подростками.
6.Развивать воображение, творческие способности, коммуникабельность.
Организация игры.
Игра проводится с группой из 25-30 человек.
Возраст участников: подростковый и юношеский возраст.
Время проведения: 45-60 минут.
Место проведения: обычное классное помещение.
Оборудование.
Бумага; маркеры; стимульный материал: таблички с названием ценностей, высказывания, афоризмы о смысле жизни.
Ход занятия.
1. Вступление.
Ведущим произносится вступительное слово о предназначении человека, о смысле жизни, о человеческих ценностях, об актуальности этих проблем для подростков, юношества.
Личность – это четыре составляющих:
-познавательная сфера;
-эмоционально-волевая сфера (темперамент и характер);
- мотивационная (потребности и интересы);
-ценностная.
Ценностные ориентации
человека составляют основу
-К чему же стремится человек? (ответы учащихся)
Вывод: свобода, здоровье, карьера, образование, семья и т.д. Это ценности - цели.
-Что необходимо
человеку для достижения
Рассмотрите список качеств личности, каждое из них представлено в виде полярных полюсов. Оцените каждое качество у себя (письменно на готовых бланках (Приложение И).
Ведущий: Что происходит с человеком, когда у него исчезают цели?
Да, человек деградирует как личность: крайний случай – бомж, наркоман. Таким образом, человек сам создает себе жизненное пространство.
Упражнение «Брачное объявление». Ведущий. Предлагаю вам выполнить необычное упражнение – составить текст брачного объявления. Во-первых, каждый из вас сможет заявить о своей системе ценностей; во-вторых, конструктивно используя фантазию, заглянуть в будущее; в–третьих, лучше узнать друг - друга.
Структура объявления. (Приложение К).
Знакомство с примерами брачного объявления. (Приложение Л).
Ведущий. Работать над текстом
объявления нужно индивидуально. После
составления я соберу их и буду
зачитывать. Ваша задача – отгадать,
кому принадлежит брачное
Начали - закончили.
Ведущий собирает и зачитывает брачные объявления, а участники отгадывают.
Игра.
Формирование команд (по 5-7 человек).
Предлагаются жетоны разного цвета по выбору.
3. Объяснение правил игры.
А) Обращение: «Вы являетесь представителями разных планет. Понимание смысла жизни на ваших планетах разное. Вы собрались на межпланетный симпозиум, чтобы обсудить этот важный вопрос. Сейчас вам будут предложены различные понятия, отражающие ценность и смысл жизни на вашей планете».
(Участникам предлагаются
таблички с понятиями: «семья»,