Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 99.doc

— 496.50 Кб (Скачать документ)
    1. Понятие социометрии и  ее назначение.

    Как уже отмечалось выше исследования многих ученых посвящены использованию социометрии в процессе изучения внутригрупповых отношений в школьных классах. Так, Ю.З. Гильбух и О.В. Киричук, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, Л.М. Фридман применяли социометрию для изучения отношений в ученических классах и использовали полученные данные в практической воспитательной работе. Очень небольшое количество научных трудов посвящено изучению социометрии и как социальной теории, и как системы методов прикладного характера. Хотя в работах А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского , В.Б. Ольшанского и Д.В. Ольшанского , В.И. Паниотто , В.А. Ядова упоминается о том, что социометрия подразделяется на социальную теорию и систему прикладных методов, она не рассматривается авторами как теоретическая система.

А болгарский ученый Любен Десев , напротив, отмечая два аспекта социометрии, более подробно останавливается на ее оценке как социальной теории. Но его оценка представляется мне не совсем научной, так как на нее повлияли идеологические воззрения автора, в частности, его приверженность марксистско-ленинской идеологии. В то же время нельзя не отметить позитивный вклад Десева в изучение социометрии. В частности, он подробно излагает взгляды одного из основателей социометрии Дж. Морено.   

    Социометрия представляет, по мнению Морено, "последнее слово" современной социальной мысли и является "подлинно американским движением". При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в малых группах. Чтобы лучше понять истоки некоторых положений "социометрической науки" о малых группах, необходимо осветить взгляды и мировоззренческие позиции ее основателя Морено, а также описать процесс распространения социометрии среди исследователей всего мира.

    Термин "социометрия" происходит от латинского слова societas - общество и греческого metruin - измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны - прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры".

С помощью этого  способа можно установить популярность - непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального  поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава V. Подготовка и проведение экспериментального исследования. 

2.1 Методы исследования. 

    В психологии, как и в других науках, для получения факторов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования.  [Приложение 4] и [Приложение 5]

    Анализируя  все методы исследования, Б.Г.  Ананьев выделяет четыре их  группы:

  1. организационные методы
  2. эмпирические методы
  3. обработка данных
  4. интерпретационный метод.

    Но  нам нужен «социометрический  метод» с помощью него мы  будем проводить эксперименты  в третьих классах.

    Этот  метод предназначен для исследования  структуры взаимоотношений в группе. Чтобы выявить социальный статус младшего школьного возраста.

    Методику  разработал Дж. Морено. В настоящее  время имеет много модификаций.

    Цель: социометрический тест предназначен  для диагностики эмоциональных  связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: [59]

  1. измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
  2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
  3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

    Это  методика позволяет сделать моментальный  срез с динамики внутригрупповых  отношений, с тем, чтобы впоследствии  использовать полученные результаты  для  переструктурирования групп,  повышения их сплоченности и эффективности деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Исследование социального статуса третиклассников в группе

    сверстников. 

    Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. А также правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.

    Играет  также большую роль и межличностное  общение. Свобода, доброжелательность, сотворчество обусловливают и  взаимоотношения в игре педагога  и ребенка. В игровой среде ученик нее может быть объектом прямого воздействия педагогов, как в учебном процессе, когда их отношения строго регламентированы, ограничены определенной ролевой позицией каждого из них.

    В  игре позиции педагогов и детей  разнообразны, динамичны, менее регламентированы. Ученик здесь активный участник, субъект организации игры. И этому,  прежде всего, способствует эмоционально значимое игровое окружение и вызывающая положительный эмоциональный настрой система развивающих отношений.

    Средства  в достижении цели социального роста ребенка могут быть самые разнообразные, и прежде всего они должны отвечать его интересам и возрастным особенностям. Поэтому важнейшее значение в социальном развитии ребенка может иметь игра.

    Игра  в тех формах, в каких она  существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в течение от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися, также это могут быть игры на межличностные отношения.

    Участие  младших школьников в таких  играх способствует их самоутверждению,  развивает настойчивость, стремление  к успеху и различные мотивационные  качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

    Вопрос  о природе и сущности игры  волновал и до сих пор продолжает  привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.К. Бондаренко.

    Разные  подходы к детской игре отражены  во многих работах. Среди этих  подходов можно выделить объяснение  природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

    Каждый  из этих подходов, выделяя какую  – то сторону игры, в конечном  счете, оказывается недостаточным  для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. А также в формировании важного значения в социальном развитии ребенка может иметь игра. Без игр воспитательный процесс представить нельзя. Например, можно сказать, что жизнь детского объединения – это игра, а любая игра – это основа жизни младших школьников.

    Игры, которые проводятся с детьми, различны не только по содержанию, но и по времени. И места  проведения игр самые разные: школа, холл, лес, пляж и даже  поход.

    Интерес  ребенка к игре обусловлен многими факторами: стремлением узнать новое, реализовать себя, выступить в роли лидера и просто развлечься. Все эти факторы учитывают педагоги. С детьми проводят и развлекательные, и познавательные, и такие игры, где нужна ловкость и сноровка.

    Заслуживает внимания мнение С.А. Шмакова о том, что, все таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацией на социализацию личности человека».

    Автор  называет их социальными. Наиболее  ярко особенности этого типа  игр С.А. Шмаков раскрывает  в своих характеристиках сюжетно – ролевой игры. Мы приводим из близко к авторскому тексту.

Итак, ролевая игра имеет  социализирующий  эффект, поскольку  она:

  • представляет собой форму моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений;
  • воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме;
  • выступает активной формой экспериментального поведения.

    Для  данного типа игр наиболее  адекватным мы считаем понятие  социально ориентирующей игры.

    Социально  ориентирующая игра – это большой  импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, когда ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей.

    Главный  педагогический смысл этих игр  – создание условий для социальных  проб детей в имитируемой социальной  деятельности, т.е. создание ситуаций  выбора, в которых ребенок должен  найти способ решения той или  иной социальной проблемы на  основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социально ориентирующая игра имеет свои особенности. Так, в ней, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отклонения – уже не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут расходиться друг с другом.

    Несмотря  на то, что игровая деятельность  является ведущей  дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

    Отсюда  – сущность проблемы заключается  во влиянии игры на развитие  личностных качеств. Игра создает  положительный эмоциональный фон,  на котором все психические  процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательности и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

    База исследования: ученики 3 «А» класса СШ№4 (8 мальчиков, 9 девочек); 3 «Б» класс СШ№4 (10 мальчиков, 8 девочек) город Щучинск. В экспериментальном исследовании участвовало тридцать пять человек младшего школьного возраста. [Приложение 1] и [Приложение 2]

    В  3 «А» классе коэффициент групповой  удовлетворенности во взаимоотношениях  равен 0,06%. Этот процент показывает, что класс дружный, имеется два лидера, конечно, есть предпочитаемые и пренебрегаемые, изолированных нет. [Приложение 3]

    В  3 «Б» классе коэффициент групповой  удовлетворенности во взаимоотношениях равен 0,07%. [Приложение 3]

    Процент высокий, но класс не очень дружный, много лидеров, есть предпочитаемые и пренебрегаемые даже изолированные дети.

    В  конце мы сделали выводы по  данным «Социометрии» статус  ребенка в классе был сопоставлен  с характеристиками, и данными  учителей в индивидуальных беседах. Были получены следующие результаты:

Информация о работе Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста