Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:44, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.
Как уже отмечалось выше исследования многих ученых посвящены использованию социометрии в процессе изучения внутригрупповых отношений в школьных классах. Так, Ю.З. Гильбух и О.В. Киричук, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, Л.М. Фридман применяли социометрию для изучения отношений в ученических классах и использовали полученные данные в практической воспитательной работе. Очень небольшое количество научных трудов посвящено изучению социометрии и как социальной теории, и как системы методов прикладного характера. Хотя в работах А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского , В.Б. Ольшанского и Д.В. Ольшанского , В.И. Паниотто , В.А. Ядова упоминается о том, что социометрия подразделяется на социальную теорию и систему прикладных методов, она не рассматривается авторами как теоретическая система.
А болгарский ученый Любен Десев , напротив, отмечая два аспекта социометрии, более подробно останавливается на ее оценке как социальной теории. Но его оценка представляется мне не совсем научной, так как на нее повлияли идеологические воззрения автора, в частности, его приверженность марксистско-ленинской идеологии. В то же время нельзя не отметить позитивный вклад Десева в изучение социометрии. В частности, он подробно излагает взгляды одного из основателей социометрии Дж. Морено.
Социометрия представляет, по мнению Морено, "последнее слово" современной социальной мысли и является "подлинно американским движением". При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в малых группах. Чтобы лучше понять истоки некоторых положений "социометрической науки" о малых группах, необходимо осветить взгляды и мировоззренческие позиции ее основателя Морено, а также описать процесс распространения социометрии среди исследователей всего мира.
Термин "социометрия" происходит от латинского слова societas - общество и греческого metruin - измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны - прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры".
С помощью этого
способа можно установить популярность
- непопулярность отдельных членов
группы, изучить типологию социального
поведения людей в условиях коллективной
деятельности, вскрыть неформальную структуру
группы, выявить степень социально-психологической
совместимости ее членов.
Глава V.
Подготовка и проведение
экспериментального
исследования.
2.1
Методы исследования.
В психологии, как и в других науках, для получения факторов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования. [Приложение 4] и [Приложение 5]
Анализируя все методы исследования, Б.Г. Ананьев выделяет четыре их группы:
Но нам нужен «социометрический метод» с помощью него мы будем проводить эксперименты в третьих классах.
Этот
метод предназначен для
Методику разработал Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций.
Цель:
социометрический тест
Это
методика позволяет сделать
сверстников.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. А также правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.
Играет
также большую роль и
В
игре позиции педагогов и
Средства в достижении цели социального роста ребенка могут быть самые разнообразные, и прежде всего они должны отвечать его интересам и возрастным особенностям. Поэтому важнейшее значение в социальном развитии ребенка может иметь игра.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в течение от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися, также это могут быть игры на межличностные отношения.
Участие
младших школьников в таких
играх способствует их
Вопрос
о природе и сущности игры
волновал и до сих пор
Разные
подходы к детской игре
Каждый
из этих подходов, выделяя какую
– то сторону игры, в конечном
счете, оказывается
Игры,
которые проводятся с детьми,
различны не только по
Интерес ребенка к игре обусловлен многими факторами: стремлением узнать новое, реализовать себя, выступить в роли лидера и просто развлечься. Все эти факторы учитывают педагоги. С детьми проводят и развлекательные, и познавательные, и такие игры, где нужна ловкость и сноровка.
Заслуживает внимания мнение С.А. Шмакова о том, что, все таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацией на социализацию личности человека».
Автор
называет их социальными.
Итак, ролевая игра имеет социализирующий эффект, поскольку она:
Для данного типа игр наиболее адекватным мы считаем понятие социально ориентирующей игры.
Социально
ориентирующая игра – это
Главный
педагогический смысл этих игр
– создание условий для
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Отсюда
– сущность проблемы
База исследования: ученики 3 «А» класса СШ№4 (8 мальчиков, 9 девочек); 3 «Б» класс СШ№4 (10 мальчиков, 8 девочек) город Щучинск. В экспериментальном исследовании участвовало тридцать пять человек младшего школьного возраста. [Приложение 1] и [Приложение 2]
В
3 «А» классе коэффициент
В
3 «Б» классе коэффициент
Процент высокий, но класс не очень дружный, много лидеров, есть предпочитаемые и пренебрегаемые даже изолированные дети.
В
конце мы сделали выводы по
данным «Социометрии» статус
ребенка в классе был
Информация о работе Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста