Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 99.doc

— 496.50 Кб (Скачать документ)

    В  ряде исследований доказано, что  наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становиться более глубоким.

    Задача  эта может возникнуть стихийно, например, придумать интересную  игру, может быть предложена взрослым  специально для развития ребенка.

    В  процессе развития у ребенка  формируется способность выделять  в игре те предметы, которые  ему необходимы, будет выделять  для решения любых, самых сложных  задача.

    Благодаря  самостоятельности ребенок научится  управлять своим мышлением; ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно – следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позицией, выдвинутых гипотез. На основе этого дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.

    Ребенку  необходимо развивать воображение  в игре, поскольку более чувствительный, «сенситивный», возраст для развития  воображения, как отмечалось Л.С.  Выготский, - это дошкольное детство.

    Игра  и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьным занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.

    Игра  – это спутник детства, обязательная, развивающая деятельность ребенка. С помощью игр воспитатель легко проверит организационные способности детей, их умственное и физическое развитие, их совместимость и отношения друг с другом.

    Ведь  игра – самый короткий канал влияния на ребенка. На прогулке в лесу, у костра, на массовке игра поможет реализовать потребности общения детей друг с другом, познакомит ребят, установит добрый климат человеческих отношений.

    Воспитательный  потенциал игры отражен в ее  правилах, а те, в свою очередь, подсказывают и методику организации игры.

    Игровой  материал дидактического пособия  принесет радость общения с  детским коллективом, заряд бодрости, снимет усталость и одновременно  обеспечит дружеские контакты, будет  способствовать формированию детского коллектива, развитию ритмики  пластики, расширит кругозор, даст простор для творческого самовыражения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Характеристика основных видов игр. 

    Игра  специфическая детская деятельность  неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.

В младшем школьном возрасте среди основных видов игр  выделяют:

  • игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с целью воспитания;
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и детей.

    Каждая из перечисленных игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. В состав игры входит – экспериментирование и сюжетно самодеятельные игры – сюжетно – ролевые, режиссерские и театрализованные. Игры представляются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляющую игру как форму практического размышления об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в младшем детстве.

    Содержание  самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

    Игры  включают (дидактические, сюжетно  – дидактические и другие) и  досуговые, к которым следует  отнести игры – забавы, игры  – развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

    Воспитательное  значение игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил.

    Дидактические  игры – это разновидность игр  с правилами, специально создаваемых  педагогической школой в целях  воспитания детей. Дидактические  игры направлены на решение  конкретных задач в воспитании детей, но в т же время в них появляется воспитательное влияние игровой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Игры, как средство сотрудничества среди учащихся

начальных классов. 

    Дидактическая  игра как средство воспитания. Виды игр для детей очень разнообразны. Например, взяв на себя ту или другую роль, ребенок добровольно подчиняется тем правилам, которыми в жизни регулируется деятельность данного персонажа. Если Витя играет роль машиниста на корабле, а капитан Сережа не разрешил ему вместе с остальными матрасами сойти на берег во время стоянки судна в порту, мальчик вынужден подчиняться этим требованиям, которые для него, как моряка, являются обязательными. В таких играх формируются ценнейшие качества воли и лучшие человеческие чувства.

    Игра  становится эффективным средством  познания ребенком действительности  и развития лучших качеств  личности.

    В  развернутой форме игра представляет  собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся  в отношениях сотрудничества.

    Развернутая игра детей объединяет всех ее участников единым замыслом. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опыта, активности в развитие принятого всей группой замысла. И в то же время каждый ребенок строго подчиняется правилам, которые диктует ему взятая на себя роль. Общими являются и переживания детей, увлеченных совместной творческой деятельностью, игрой, отражающей жизнь, с ее переключениями, опасностями, радостями и открытиями. И хотя дети всегда знают, что многое делается «как будто» или «понарошку» это не мешает им переживать подлинные чувства, соучаствуя в жизни наблюдаемых ими взрослых людей. В игре создаются исключительно благоприятные условия для развития у ребенка коллективистических отношений. Даже повторяя много раз одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по-новому, с новыми вариантами, что – то пропускают, что – то обыгрывают, детализируют. Игр как вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

    Результатом  игры являются также формирующиеся  в процессе игры товарищеские  чувства, гуманное отношение к  людям, разнообразные познавательные  интересы и умственные способности  детей. Важнейшим результатом  игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного  общения с людьми.

    Игра  «Угадай, кто позвал» в процессе ее дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят.

    Дидактическая задача. Упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

    Игровые правила. Не смотреть на детей, отгадывать только по голосу того, кто позвал, правильно назвать его имя. Называть имя громко, голос изменять нельзя.

    Игровые действия. Поиск того, кто позвал.

    Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры:

- Дети, сегодня  мы будем отгадывать по голосу наших ребят. Вы знаете голоса друг друга* Вова, позови, пожалуйста, Олю! Оля, а ты позови Ердена! Ребята, у Вовы и Оли разные голоса?

- Да, - отвечают  дети.

- Но мы видели  их, когда они говорили. А в  игре тот, кто будет отгадывать, закроет, глаза и только по  голосу отгадает и назовет  имя того, кто его позвал.

    После  этого учитель приглашает к  себе одного из играющих. Он  подходит и закрывает глаза (или становится спиной к детям), а в это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому – либо из участников игры и пристраивается к нему. Тот громко называет имя, зовет его.

- Кто позвал  тебя? – спрашивает учитель.

    Тот, кого позвали, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

    Это  игра рассчитана на воспитание  слухового внимания, чувства товарищества.

    Следующая  игра «Коза рогатая» предназначена на быстроту реакции.

    Дидактическая задача. Учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово – сигнал учителя; воспитывать внимание детей; быстроту реакции.

    Игровые правила. Убегать после слова «забодает», возвращаться на прежнее место по сигналу учителя: «Бегите ко мне!».

    Игровые  действия. Имитация движений.

    Ход игры. После того как дети вспомнят сказку «Волк и семеро козлят» и рассмотрят иллюстрации к этой сказке, увидят рожки на голове козы, воспитатель предлагает им поиграть.

    Дети  стоят перед учителем, лицом к нему. Учитель говорит им:

- Сейчас мы  поиграем в козу рогатую. Я  буду коза, а вы – козлятки, когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы  в другой угол комнаты. Учитель  медленно приближается к детям,  приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ  – топ,

Глазками хлоп – хлоп,

Кто наше не ест,

Молока кто  не пьет – 

Забодает, забодает, забодает.

    При  слове «забодает» дети убегают  от козы, а коза их догоняет.

    На  следующий раз на роль козы можно выбрать кого – либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка – маска козы. Это вызовет больший интерес к игре, желание быть в ней водящим.

    Эта  игра на воспитание умений  действовать по словесному сигналу,  желание участвовать в совместных играх.

    Игра  «Уточка».

    Дидактическая задача. Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке.

    Игровые правила. Громко задают вопросы уточке все дети; отвечает только одна уточка. Все дети выполняют те движения, которые делает уточка.

    Игровые действия. Диалог утят с уточкой, имитация движений, подражание уточке; действия по словесному сигналу.

    Ход игры. Воспитатель показывает игрушки – большую уточу и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.

- Послушайте, дети, стихотворение про уточку:

- Уточка луговая,

  Серая, полевая,

  Где ты  ночку ночевала?

- Под кустиком, под березкой.

  Сама утя  хожу,

  Детей своих  вожу,

  Сама утя  поплыву,

  Детей своих  поведу.

    Давайте  теперь поиграем. Уткой будет  Лена (выбирают девочку постарше), а мы будем ее дети – утята.

    Дети  становятся в колону и, обращаясь  к уточке, произносят (вместе с  воспитателем):

- Уточка луговая,

  Серая, полевая,

  Где ты  ночку ночевала?

  Лена (вместе  с учителем):

- Под кустиком, под березкой.

  Сама утя  хожу,

Информация о работе Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста