Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 99.doc

— 496.50 Кб (Скачать документ)

  Детей своих  вожу,

  Сама утя  поплыву,

  Детей своих  поведу.

    Лена  становится впереди колоны. Дети  идут за ней по классу, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.

Затем выбираю  другую уточку, и игра продолжается. Эта игра на развитие диалогической  речи, согласованности действий в  совместной игре.

    Программа  игр предусматривает активное изучение материала, поэтому от педагога требуется овладение методикой проведения ролевых игр, моделирующих упражнений, групповых дискуссий. Подобные методики способствуют эффективному освоению понятий. Еще одной особенности курса является привлечение в качестве примеров ситуаций событий, действительно имевших место, что делает материал более доступным. Разработки игр имеют четкую структуру, что максимально упрощает подготовку учителя к уроку. Эти игры предназначены работать в таком составе, чтобы общение было плодотворным, и чтобы ученики могли больше узнать друг и друге.

    Игра  «Айсберг». Нужно попросить школьников представить, - что они оказались на айсберге. Объясните, что их задача – удержаться на тающем айсберге.

    Расстелите  на полу склеенные газеты (лист должен быть такого размера, чтобы на нем свободно уместились, не прикасаясь, друг к другу, все ученики). Когда ребята разместятся на листе, сосчитайте до пяти, а затем попросите школьников сойти с листа и посмотреть на о пространство, где они умещались. Отрежьте или подогните 1/4 часть листа, объявите, что айсберг немного растаял, а задача ребят – всем до одного поместиться на нем. Более маленькое пространство вынуждает участников чуть сблизиться, но они все равно еще несколько изолированы друг от друга, хотя и стоят плотнее. Снова сосчитайте до пяти и попросите их «сойти с айсберга». Уменьшите оставшийся лист в 2 раза. Теперь ученики встают плотнее, им приходится поддерживать друг друга за руки и за талию. Если кто – то из ребят остался вне «айсберга» в то время как все остальные активно пытаются уместиться «на айсберге», напомните, что задание считается выполненным, только кода все ребята находятся «на айсберге». Снова уменьшите лист до такого маленького размера, что все могут уместиться на нем, только встав одной ногой, взявшись за талию, когда кто – то обопрется на плечи, а кто – то и вовсе подожмет ноги. Таким образом, на очень маленьком пространстве должны разместиться все ребята и продержаться на нем, пока вы не сосчитаете до пяти. В процессе поиска решения школьники могут говорить, что такое задание невозможно выполнить, но в этом упражнении участвовали многие и удачно справлялись с ним. Так, самостоятельно или с помощью учителя, участники все же выполняют задание, на физическом уровне понимая суть сплоченности.

    Игра  «Остров» поможет выработать психологические умения, необходимые для эффективного сотрудничества, развить внимание друг к другу, необходимое для конструктивного общения и сотрудничества.

    Школьники  продолжают работать в составе тех групп, в которых они участвовали в игре. Наблюдатели становятся просто членами группы. Введение школьников в игру: вы летели на воздушном шаре и вдруг он стал терять контроль и упал. И вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, правда, встречаются и ядовитые растения. Зима холодная, летом бывает сезон дождей. Главная опасность – недружественное дикое племя аборигенов. Когда вас спасут и спасут ли вообще – неизвестно. Сплоченной общиной вам продержаться можно, а в одиночку – почти нереально. Ваша задача – разработать стратегию выживания на острове. Вам предоставляется полная свобода действий в рамках задания. Постарайтесь, чтобы ваше пребывание на острове было богатым событиями. Вы на острове не с пустыми руками, так как смогли найти третью часть вещей, которая был сброшена с воздушного шара в последнюю очередь, а также зажигалку с «запасом жидкого газа». Игра начинается.

    Теперь  нужно раздать рабочие литы  с вопросами (по 1 на каждую  группу).

    Отвести на работу в группах 30 минут, по истечении которых школьники обсуждают свои выводы. Во время этого направляйте дискуссию, задавая при этом вопросы по ходу обсуждения проблемные ситуации.

    После  этого завершив обсуждение, школьники  должны сделать вывод, что в жизни любого человека, группы людей или государств ежедневно может возникать множество проблемных ситуаций, а перерастут ли они в открытый конфликт, зависит от многих причин, в частности, от того, нарушаются ли правила, существующие в любом обществе. Правил в жизни любого человека существуют подобно светофорам: и светофоры, и  правила предотвращают проблемы.

    В  конце всех игр можно провести  упражнение «Теплый круг».

    Попросите  учеников встать в круг и  взяться за руки. Скажите ребятам  следующее: «Почувствуйте себя частью одного большого целого, де у каждого из нас есть свое место, своя роль и своя задача…Закройте, пожалуйста, глаза. А теперь пусть каждый мысленно пожелает всем стоящим в кругу что – ни будь хорошее, доброе, теплое. В наших силах сделать так, чтобы вы почувствовали то, что мы хотим им передать. И чем больше мы отдаем, тем больше к нам вернется, ведь каждый из нас – часть большого целого, большой команды.…Теперь можете открыть глаза». Это мы провели небольшое психологическое упражнение для в остановки сил после игр. 
 
 

1.5 Формирование творческих способностей и общения в классе.

    С  момента поступления в школу  ребенку открывается более широкий  мир, состоящий  из одноклассников, учителей и других взрослых  и детей, проживающих по соседству. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях  с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть времени дети проводят в контактах с родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения. Если в раннем детстве основной темой общения была игра, то сейчас выделяется особое деловое общение с взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Выбор партнера по общению в первых классах школы определяется та же в основном оценками учителя, успехами в учении. Только к 3-4 классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

    Формирование  творчества у младшего школьника  проявляется в форме поисковой  активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

    Ученые  отмечают динамику самой исследовательской  активности творчества ребенка.  К 8-9 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

    Это  приводит к тому, что уже в  младшем школьном возрасте основным  компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

    Решение  предложенных и самостоятельно (увиденных)  проблем у творческого ребенка  часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

    Что  заставляет нас тянуться друг  к другу, почему ученик так  настойчиво, неутомимо ищет общества  себе подобных, почему у него так остро, так властно рвется из души желание рассказывать другим о себе, о своих мыслях, своих стремлениях, о своем переживании, как необычных впечатлений, так и самых обыденных, заурядных, но почему – то ему интересных?

    По  чему у него так заметно выражена тенденция заглянуть в душевный мир окружающих, разгадать тайну собственного «я»? Почему ученикам так нужны друзья, товарищи, собеседники, с кем можно было бы вступить в контакт?

    Для  полноценного формирования общения,  необходимо овладеть всеми навыками общения. Недостаточность общения может служить источником школьных трудностей. По мере вхождения в школьную жизнь складывается сложная система общения.

    Как  показывают исследования Д.Б.  Эльконина, А.Н. Леонтьева, деятельность ребенка качественно изменяется в ходе его развития, представляя третью – наряду с умственным, личностным – линию этого сложного пути становления человека. Д.Б.Эльконин, последовательно рассматривая изменение предметного действия ребенка в детстве (совместимость его выполнения с взрослым, включающую прослеживание и пробы), отмечает изменение не только социальной ситуации развития, но и самого предметного действия. В игре деятельность ребенка совершенствуется в плане осознанности, целенаправленности, установления произвольного отношения между мотивами и целями, усложнения операционной стороны деятельности. В процессе развития у ученика формируется, прежде всего, умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем, что должно быть получено в результате деятельности). Школьник учится планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать операции (способы) деятельности.

    В  классе выделяется более сложная  последовательность операций, отрабатывается  обобщенный способ действия, затем  – в ролевых играх, следуя правилам действия, ученики принимают и проигрывают определенную роль. У школьника вырабатываются навыки общения, самоконтроля и саморегуляции на основе становления способности отражать цели, действия, способы их осуществления. Другими словами, в процессе развития ребенка как субъекта деятельности формируются целенаправленность, произвольность, саморегулятивность, четкое разграничение способов, приемов действия для решения разных задач в различных жизненных ситуациях. Анализ основных положений, характеризующих  процесс развития ребенка, показывает, что:

1) реально все  рассмотренные линии взаимообусловлены,  взаимосвязаны. Это означает, что  только их совместное осуществление  составляет такое прогрессивное   изменение,  которое может быть  названо психическим, личностным развитием человека в полном смысле этого слова;

2) вместе с  этим подчеркивается, что это  развитие происходит под воздействием  социальной среды, общности в  определенной социальной ситуации  развития и прежде всего в  ситуации обучения и воспитания. Это соотносится с тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии акцентируют важность развивающего, воспитывающего обучения средствами всех учебных предметов;

3) развитие ученика  происходит в его взаимодействии  с другими людьми, в деятельности, в процессе обучения и воспитания, и это одно из основных положений в педагогической психологии.

    Как  подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «ребенок  развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается  и обучается. Это значит: воспитание и общение включаются в сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним…» и далее «…личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д.…не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка».

    Младший  школьный возраст – это период  формирования творческих способностей  и общения среди сверстников,  а также это период впитывания, накопления знаний, период усвоения  по преимуществу. Успешному выполнению  этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

    Начиная  с младшего школьного возраста  учение, может значительно влиять  на развитие различных способностей  у детей. В процессе учения познавательные способности ребенка и его умение учиться проявляются неразрывно. Вместе с тем есть основания полагать, что предпосылки познавательных способностей, сложившиеся в дошкольном детстве, и умение учиться имеют различные психологические основания. Так, уже в начале обучения среди учеников, успешно осваивающих школьные программы, можно наблюдать как тех, кто глубоко и разносторонне усваивает знания, так и тех, кто делает это формально – для проверки учителем. Первым обычно приписывают высокие познавательные способности, вторым – только умение учиться. Однако психолого-дидактическая концепция «учебной деятельности» Д. Б.Эльконина и В.В.Давыдова дает основание предположить, что в младшем возрасте возможно формирование умения учиться как устойчивого образования – способности к учению, исключающей формальное освоение знаний, имеющей особые психологические основания, состав, структуру и специфические условия формирования.

Для нашей гипотезы важно, что в каждый период детства можно  рассматривать два уровня развития ребенка:

  1. Актуальный уровень проявляется в тех достижениях, которые показывает ребенок, действуя самостоятельно.

Информация о работе Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста